ИСТОЧНИКИ КРОВОТОЧАЩИХ РАН

ИСТОЧНИКИ КРОВОТОЧАЩИХ РАН

Дмитрий САВЕЛЬЕВ, политолог, директор института эффективного управления «Система», г. Ростов-на-Дону

Терроризм вновь вышел на первый план угроз глобальной безопасности. Ярким примером подобной сети стала «Аль-Каида». Можно рассматривать «Аль-Каиду» в первую очередь как разветвленную систему сбора и накопления средств — своего рода всемирную финансовую базу глобального джихада. Не случайно «аль-каида» в переводе с арабского и означает «база».
«Центры подготовки «Аль-Каиды» существуют по всему миру, на Юге России они действуют на территории Чеченской республики и республики Дагестан», заявил журналистам в 21 января заместитель министра внутренних дел РФ Аркадий Еделев.
Он отметил, что эмиссары «Аль-Каиды» регулярно проводят инспектирование бандформирований, поставляют для них спецсредства.
Террор сегодня не имеет границ и не имеет национальностей. И, хотя правоохранительные органы и разведслужбы всего мира делают все возможное, чтобы искоренить это уродливое образование на теле мирового сообщества, им не удается «перекрыть кислород» финансовым потокам, которые щедрой рекой льются на мельницу взрывов, убийств, разжигания международных и межэтнических конфликтов в разных точках мира.
Как же обстоит дело с радикальными исламскими сетями джихадистского типа, финансирование которых отличается рядом уникальных особенностей. Каковы основные «ручейки», которые, сливаясь вместе, образуют мощный поток, питающий террор? Система финансирования исламских группировок, в том числе радикальных, формировалась не под влиянием случайных обстоятельств, а в значительной мере была производной от их идеологии. Основой финансирования большинства радикальных исламских группировок являются поступления, изначально получаемые в виде религиозных пожертвований. Важнейшим источником финансирования всех исламских группировок служат регулярные (закят) и добровольные (садака) пожертвования верующих на благотворительные нужды. Они считаются обязательными для всех правоверных мусульман. В соответствии с нормами ислама, регулярные пожертвования в виде закята официально предназначены для благотворительности: помощь бедным, нуждающимся, в том числе путникам, и, наконец, на богоугодные дела, например, на пропаганду ислама, печатание и распространение Корана и строительство мечетей. На деле часть этих средств может перераспределяться на нужды джихада и его ведущих радикальных исламистских группировок.
Кроме этого, существует великое множество (около 65.000 только на территории США!) различных неправительственных фондов, которые занимаются сбором, «отмыванием» и «перекачиванием» денег на нужды экстремистов. Все это за счет БАПОР (UNRWA) — Ближневосточного агентства ООН по оказанию помощи палестинским беженцам. В отличие от Высшей комиссии ООН по делам беженцев, которая занимается остальными беженцами в мире и ставит себе цель разместить их в странах с благоприятными условиями, БАПОР увековечивает палестинскую проблему, квалифицируя в качестве беженцев не только тех, кто покинул свои дома, но также и всех их потомков.
БАПОР щедро финансируется США (31%) и Евросоюзом (около 50%) — только 7% его бюджета поступает из мусульманских источников. Благодаря великодушию Запада практически все население Газы находится на скромном, но постоянном содержании. Председатель Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас подтвердил данные израильской военной разведки о том, что боевики международной террористической организации «Аль-Каида» проникли в сектор Газа, сообщает информагентство NRG. В опубликованном интервью выходящей в Лондоне арабской газете Al-Hayat Аббас заявил, что, по его мнению, «Аль-Каида» заключила союз с радикальным палестинским движением «Хамас», и при его поддержке ячейки «Аль-Каиды» уже обосновались в секторе Газа.
Глава ПНА обрушился с жесткой критикой на действия исламистов, узурпировавших власть в секторе Газа летом прошлого года. «Эта темная организация («Хамас») пытается создать собственное феодальное правление в секторе Газа, не считаясь с национальными чаяниями палестинского народа и действуя в ущерб этим стремлениям», — подчеркнул Аббас. Недавно начальник израильской военной разведки АМАН генерал-майор Амос Ядлин заявил на парламентских слушания, что боевикам «Аль-Каиды» удалось проникнуть в сектор Газа в то время, когда граница между Египтом и анклавом была практически бесконтрольна. Он отметил, что границу пересекли тренированные боевики, в том числе снайперы, подрывники и инженеры.
Давайте вспомним, в декабре прошлого года «Аль-Каида» распространила видеообращение своего лидера Усамы бен Ладена, в котором тот призвал мусульман вести «священную войну» против Израиля. «Мы собираемся освободить Палестину от реки Иордан до моря (средиземноморского), и изгнать всех евреев, до последнего»,— сказал главарь «Аль-Каиды», пообещав израильтянам «кровь за кровь, разрушение за разрушение». «Мы не признаем ни одного кусочка еврейской земли на территории Палестины, как и другие мусульманские лидеры», — заверил Бен Ладен.
В программных документах «Хамаса» также категорически отрицается право еврейского государства на существование и содержится призыв к борьбе за создание единственного мусульманского государства «от реки до моря». Считаю, что недостаточно учитывается специфика финансовой «подпитки» исламистов. Не стоит ожидать большого результата от таких мер, как выявление, принудительная постановка на учет всех действующих в мире и в частности на территории Северного Кавказа, профессиональных посредников, осуществляющих денежные переводы по системе хаваля.
Правительству России необходимо разрабатывать более адекватные, учитывающие местные условия меры для ограничения финансовой подпитки террористов. Необходимо срочно разработать систему финансовых «фильтров», призванных отделить законное от незаконного использование средств закята. Ввести ограничение расчетов наличностью при уплате исламских налогов, запрет на сбор наличных денег в качестве пожертвований в мечетях, а также исключение практики выдачи наличности со счетов благотворительных организаций. Конечно, пресечь основные каналы финансирования исламских экстремистских организаций — очень сложная задача.
К сожалению даже самые жесткие меры по блокированию каналов финансирования террористов будут иметь временный эффект до тех пор, пока террористические организации сохраняют свои структурные преимущества в сочетании с экстремистской идеологией. А здесь уже многое зависит от позиции Председателя Центрального духовного управления мусульман России Талгата Таджуддина и Руководителя Координационного центра мусульман Северного Кавказа России Исмаила-хаджи Бердиева. Считаю, что их мнение, в какой бы форме оно не было бы выражено, станет значительным вкладом в стабилизацию мирных процессов в России.