ИЗРАИЛЬ, ЕГИПЕТ И СТАРЫЙ ЗАКОН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

ИЗРАИЛЬ, ЕГИПЕТ И СТАРЫЙ ЗАКОН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Гай БЕХОР

Как ни прискорбно, Израиль свернул успешную операцию в Газе, но так и не пожал дипломатические плоды 22-дневного напряженного труда армии и тыла. От переговоров при посредничестве Египта не приходится ждать ничего хорошего.
Израиль сдал позиции еще до начала переговоров. Например, в том, что с египетской стороны их ведет глава разведки Омар Сулейман, хотя это и неприемлемо для Израиля. Переговоры должен вести Мубарак или министр иностранных дел, а не шеф секретной службы. Египет дает таким образом понять, что и израильтяне и палестинцы для Каира недостаточно легитимные партнеры, недостойные ведения переговоров на высоком дипломатическом уровне. И те, и другие «постыдные» партнеры — с ними лучше вести дела с черного хода. Почему Израиль согласился, чтобы с ним так обращались?
Израиль уступил, когда согласился на удвоение египетского контингента на границе с Синаем, с 750 до 1500 египетских солдат. Египтяне требовали увеличения числа своих солдат до 2250, но в конце концов согласились и на 1500.
Каир утверждает, что небольшое подразделение не способно справиться с контрабандой оружия в сектор Газа. Этот довод мы слышим много лет, однако Израиль всегда резко возражал против изменения условий мирного договора 1979 года. Неделю назад Израиль сдался, то есть, теперь у Египта нет интереса бороться с тоннелями — чтобы в будущем снова выхлопотать увеличение своих вооруженных сил на границе с Израилем.
Почему мы с этим согласились? Разве маленькие проблемы решают путем создания больших? Ведь одним из главных достижений мирного договора с Египтом является демилитаризация Синая, так как наш с ними мир — это, по сути своей, договор об отказе от военных действий. Израиль не должен допустить присутствия тысяч египетских солдат на своей южной границе.
Что говорит об этом свод мусульманских законов «Маджла»? (Маджлат аль-Ахкам аль-Адалия — «Книга законов справедливости» — так называется свод гражданских законов Османской империи, созданный в 1876 году и основанный на традиционном мусульманском праве. Эти законы имели силу на всей территории империи, включая Эрец Исраэль. Некоторые из положений этого свода законов были отменены в Израиле лишь в 1984 году, и сегодня их не соблюдают нигде в мире, кроме моего дома):
27 статья свода законов Маджла говорит: «Малый вред не устраняют посредством большего вреда. Если есть два вреда, следует стремиться к тому, чтобы большой вред устранялся посредством меньшего вреда».
Нуждаются ли египтяне в увеличении своих вооруженных сил на Синае? Нисколько! У них полно агентов в гражданском, и их достаточно для борьбы с контрабандой оружия в Газу. Пусть агенты внутренней разведки «Мухабарат» занимаются палестинскими тоннелями - это не противоречит соглашениям в Кемп-Дэвиде. Но Египет, и это абсолютно очевидно, хочет потихоньку размыть договор, ограничивающий его суверенитет на Синае. Каир видит в этом ограничении национальное унижение и хочет постепенно свести его к нулю, добиваясь нашего согласия на пересмотр договора.
Предположим, мы хотим добиться большего присутствия египетских сил безопасности на Синае. Как этого достичь? Ни в коем случае не путем пересмотра существующего договора! В нашем регионе устоявшиеся договоры не пересматривают. Египет никогда не пошел бы на подобный пересмотр в отношении себя, это вам не Израиль. Учитесь у ХАМАСа: они предлагают принять особое приложение к договору, временное, скажем, на два года. Приложение, которое может быть продлено или нет, в зависимости от ситуации. Так создается временный характер дополнительных статей, не отменяющих главную часть договора. «Самое главное — все должно остаться таким, как было изначально» — гласит 5 статья Свода гражданских законов Османской империи.

* * *
Что происходит на переговорах в Каире? Там находится, с израильской стороны — Амос Гилад, и с палестинской — представители ХАМАСа из Газы и из Дамаска, а также руководители «Исламского джихада».
ХАМАС соглашается на перемирие сроком на год с правом на продление перемирия в дальнейшем. Это условие — откровенная насмешка над военными результатами операции «Литой свинец». Взамен ХАМАС требуют открытия границ Газы с Израилем и Египтом и снятия израильской блокады сектора. То есть, ХАМАС требует международных гарантий того, что Израиль не закроет границы сектора в течение года. Иными словами, если они обстреляют территорию Израиля, у нас не будет никаких инструментов наказания. Блокады, например. ХАМАС может согласиться с присутствием наблюдателей на КПП со стороны Газы, но только в том случае, если это будут люди ФАТХа из Газы, и ни в коем случае не из Иудеи и Самарии. То есть — те, кто сотрудничает с ХАМАСом.
Если Израиль согласится на эти капитулянтские условия, это будет полным банкротством, и недавняя операция окажется совершенно напрасной. Что поделаешь, если правительство Израиля не поняло, что дипломатический процесс должен был быть запущен, когда ЦАХАЛ находился в Газе и держал ХАМАС за глотку. Теперь лошади уже ускакали из конюшни. В Каир.

mnenia.zahav.ru