ПАКИСТАН И США: НА СТЫКЕ ВЗАИМНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Рамис ЮНУСОВ
Если взглянуть на географическую карту мира в районе Большого Ближнего Востока, то геополитическое расположение Пакистана выгодно отличается от многих стран этого региона. И именно благодаря этому планируемые трансконтинентальные проекты должны пройти так или иначе через территорию Пакистана. Вместе с этим эта страна, обладая ядерным оружием, является не только одним из ключевых государств в своем регионе, но и далеко не рядовым игроком мирового политического действа. Но благодаря своему же географическому месторасположению Пакистан имеет одну из своих основных и тяжелейших проблем. Усиление военной операции Международных сил содействия безопасности в Афганистане, в частности, в южных провинциях, привело к тому, что значительная часть представителей «Талибана» давно «перекочевала» в СЗПП и Белуджистан и обосновалась там.
В связи с этим Пакистан стал уже достаточно долгое время объектом тревоги и тщательного внимания международной общественности, и в первую очередь США. Значимости Пакистана прекрасно отдают отчет стратеги с берегов Потомака. Новый американский президент имеет нешуточные намерения покончить с терроризмом в Афганистане и Пакистане. Обама серьезным образом пообещал американским избирателям поставить во главу угла регион Большого Ближнего Востока, где расположены Афганистан и Пакистан. И это не случайно: для США из этого региона отчетливо проистекает угроза их стратегическим интересам в Южной и Центральной Азии, а также на Ближнем Востоке (прежде всего в Ираке). Нельзя сказать, что предшественник Обамы на посту президента США — Дж.Буш — не уделял должного внимания Пакистану и Афганистану, но он ставил их в списке приоритетных задач внешней политики США после Ирака и Ирана с его ядерной программой. А вот Обама четко выделил Пакистан в качестве первоочередной задачи для американских военных и дипломатов в этом регионе.
Президент Обама также пообещал без колебаний нанести удар по «Аль-Каиде». И совсем не случайно командующий американскими войсками в зоне ответственности Центрального командования войск США (СЕНТКОМ) генерал Дэвид Петрэус в ходе своей недавней поездки по странам Центральной Азии (Кыргызстан и Казахстан) подчеркивал их ключевое значение для успешных операций против международных террористов в Афганистане. Пакистан был для Барака Обамы одной из основных тем во время предвыборной кампании.
Еще будучи одним из вероятных кандидатов-претендентов на выдвижение в президенты США от Демократической партии, сенатор от Иллинойса заявлял, что в случае своего прихода к власти готов будет послать солдат в Пакистан для уничтожения террористов «Аль-Каиды». То же с завидной постоянностью Барак Обама повторял в своих выступлениях уже в качестве кандидата в президенты США. «Талибан» наступает, «Аль-Каида» нашла прибежище через границу в Пакистане, а, по мнению некоторых экспертов, афганская экономика наполовину финансируется торговлей героином. Без сомнения, мы сталкиваемся с не терпящим отлагательств кризисом в Афганистане. И мы должны действовать», — заявил Обама в октябре 2008 года.
Сразу после своей инаугурации Барак Обама серьезно взялся за дело. Уже в качестве президента Барак Обама демонстративно для внешнего мира стал подчеркивать свою весьма лояльную внешнюю политику. Это касается и стремления подружиться с мусульманским миром, прекращения функционирования судов на базе в Гуантанамо, инициативы в отношениях с Ираном. В своих наглядных стремлениях американский президент заявил даже о готовности улучшить отношения с Кубой, дать новый толчок улучшению отношений с Россией. Он открыто демонстрировал свое стремление углубить отношения с Пакистаном, способствовать улучшению пакистано-индийских отношений, в том числе в решении кашмирской проблемы, как минимум продолжать поддерживать Исламабад в его борьбе с террористами, в первую очередь в полосе племен.
Уже 23 января президент США Барак Обама назначил спецпредставителей по Ближнему Востоку и Афганистану и Пакистану. Выступая в Госдепартаменте США вместе с новым госсекретарем Хиллари Клинтон и комментируя новые назначения, Б.Обама подчеркнул, что Афганистан и Пакистан становятся центральным фронтом борьбы Соединенных Штатов против международного терроризма. Специальным послом США на Ближнем Востоке назначен экс-сенатор Джордж Митчелл, а на должность спецпредставителя в Афганистане и Пакистане назначен бывший постпред США при ООН Ричард Холбрук. Дж.Митчелл и Р.Холбрук имеют богатый опыт на международной арене.
Дж.Митчелл был посредником в процессе мирного урегулирования в Северной Ирландии во времена президентства Билла Клинтона. В свою очередь 68-летний Ричард Холбрук, имеющий 45-летний стаж дипломата, бывший представитель США в ООН, был помощником госсекретаря по Восточной Азии и Тихоокеанскому региону во время президентства Джимми Картера. Отметим, что Р.Холбрук в середине 1990-х гг. заслужил славу одного из самых влиятельных дипломатов в мире, став главным архитектором Дейтонских соглашений, которые положили конец кровопролитию в Боснии и Герцеговине.
С чего начнет деятельность новый посол? Пока он формулирует одну конкретную задачу, выполнив которую, можно будет добиться больших результатов в Афганистане и Пакистане: необходимо добиться лучшей координации действий США, скоординировать программы иностранной помощи, которые, как заявил Холбрук, «очевидно несовершенны и нуждаются в согласованном подходе...» Отметим, что в конце 2008 г. Конгресс США принял решение о ежегодном предоставлении Пакистану военной помощи в размере 300 млн. долларов в течение пяти лет. «Если мы мобилизуем и скоординируем наши ресурсы, эффективность наших усилий увеличится вчетверо, даже в пять и десять раз», — уверен новый спецпредставитель Обамы в Афганистане и Пакистане.
Надо отметить, что назначение Ричарда Холбрука послом одновременно в два государства, где внутриполитическая ситуация оставляет желать лучшего, — новый подход Обамы к дипломатическим кадрам. Его предшественник был против предложений своих советников и американского внешнеполитического ведомства назначить одного посла сразу в два эти государства. В своем выступлении по случаю нового назначения американский президент подчеркнул, что США стремятся к установлению более дружественных и тесных отношений с пакистанским народом, к расширению сотрудничества по укреплению безопасности на афгано-пакистанской границе, к выработке полноценной и конструктивной стратегии по борьбе силовых структур Пакистана с экстремизмом и терроризмом. Обама выразил также уверенность, что новый посол сможет выработать такую внешнеполитическую стратегию, которая обеспечит корректный и гибкий подход США к взаимоотношениям с южноазиатскими государствами, в первую очередь в решении существующих острых проблем в этом взрывоопасном регионе.
Таким образом, мы являемся свидетелями того, что новый американский президент полон решимости вплотную заняться проблемой Афганистана и Пакистана. Ведь эта проблема уже длительное время демонстрирует неспособность США найти вариант решения, который помог бы успешно справиться с терроризмом в этих странах, нанести решающее поражение талибам и помочь Пакистану в его борьбе против терроризма на его территории.
Почти одновременно с новыми назначениями американские вооруженные силы нанесли новый авиаудар по территории Пакистана, выпустив три ракеты по одной из деревень. Эта военная операция стала первой с тех пор, как президентом США стал Барак Обама. Под обстрел попала деревня Жарки в племенной области Северный Вазиристан. По предварительным данным, ракеты выпустил беспилотный летательный аппарат. По сведениям информационных агентств, в результате авиаудара были разрушены два дома, под обломками погибли семь человек. После январских обстрелов министр информации Пакистана Шерри Рахман в своем публичном выступлении в конце января перед прессой, включая американскую, заявила, что такого рода бомбовые удары наносят непоправимый вред войне Пакистана против террористов, поскольку под этими ударами гибнет мирное население. Информация о таких налетах регулярно публикуется в пакистанской прессе, что, естественно, вызывает ничем не прикрытое недовольство подобными действиями США со стороны широких слоев пакистанского общества. Правительство Пакистана и во времена Буша, и ныне выступало против такого рода обстрелов. Президент Пакистана Асиф Али Зардари начиная с ноября 2008 года просит Вашингтон отказаться от ракетных обстрелов. Глава государства уверяет, что эти операции настраивают жителей его страны против США. Однако, как видно, в Вашингтоне придерживаются по этому поводу несколько иного мнения.
Вместе с этим новая американская администрация подчеркнуто вежливо и заинтересованно относится к руководству Пакистана. Одним из первых международных звонков нового госсекретаря Хиллари Клинтон стал ее разговор 22 января с президентом Пакистана Асифом Али Зардари о будущем американо-пакистанских отношений. Беседа носила общий характер, в ходе которой, помимо поздравлений друг друга с назначением, обеими сторонами была высказана убежденность в необходимости приложить все усилия для достижения стабильного мира и существенного снижения напряженности в конфликтных точках земного шара, в частности в Кашмире. Безусловно, оказывая хоть и процедурное, но внимание амбициозному Зардари, новая администрация США не упускает из виду и то, что, несмотря на призывы к США прекратить беспилотные атаки на СЗПП, Исламабад, тем не менее, не стремится усложнять отношения с Вашингтоном, в первую очередь в связи с увеличивающейся военной и экономической помощью Пакистану, а также финансовой помощью в борьбе с терроризмом. Это достаточно веский довод для определенной уверенности, что политическая верхушка Пакистана будет придерживаться такой линии и далее. Финансовая помощь весьма живо интересует исламабадских политиков. И, чтобы добиться своего, они не ленятся делать реверансы в сторону нового президента США.
Фактически сразу же после избрания на президентских выборах Барака Обамы Пакистан стал активно стремиться к расширению пакистано-американских отношений. Уже в начале ноября 2008 г. в своем устном послании новому американскому президенту, переданном через пакистанского посла в США Хусейна Хаккани, президент Пакистана Асиф Али Зардари, помимо общих поздравлений с его избранием, равно как и вице-президента Джозефа Байдена, выразил твердую уверенность, что двусторонние отношения будут расширяться. Аналогично уже на следующий день после выборов этих двух высших руководящих лидеров США поздравил и премьер-министр Пакистана Юсуф Реза Гилани, который, в частности, отметил в своем поздравлении следующее: «Я надеюсь, что под вашим энергичным руководством Соединенные Штаты будут и дальше оставаться источником глобального мира и новых идей для человечества».
Тем не менее, большинство пакистанских экспертов считают, что вряд ли возможно заметное увеличение американской экономической помощи. Президент Пакистана Асиф Али Зардари, однако, однозначно заявил, чего он ждет от Вашингтона. В своем интервью газете Washington Post он подчеркнул, что «Пакистану требуется экономическая помощь, а не общие разговоры о снижении напряженности на афгано-пакистанской границе и в полосе племен, равно как и настоятельной необходимости решения кашмирской проблемы».
Твердый тон Зардари понять можно. Он, несомненно, хочет иметь определенные дивиденды за риск и за грозящую в скором будущем непопулярность. Ему есть чем рисковать. Ставятся под удар его позиции как президента Пакистана, обещавшего нации уберечь пакистанскую территорию от операций американских коммандос и атак американских беспилотников. Для Асифа Али Зардари, долгие годы целенаправленно рвавшегося к власти, потеря популярности равноценна потери власти, ибо внутриполитическая обстановка в Пакистане весьма и весьма напряженная. США на данный момент в связи с этими обстрелами пакистанцы, мягко говоря, не жалуют и, по всей видимости, более чем террористов из «Аль-Каиды» и талибов. Такое отношение может и, скорее всего, обязательно проявится и к действующему президенту Пакистана. И поэтому понятны стремления Зардари хотя бы обильной финансовой помощью утешить нацию и удержаться на плаву. Но и американцев понять можно в их осторожном подходе к финансовым вопросам.
Наверняка у Вашингтона есть достаточно оснований полагать, что финансовая помощь не дойдет до назначения, а в основном осядет в карманах высокопоставленных политиков и пакистанских военных. Однако Белому дому надо учитывать и то, что при угрозе смещения президента Зардари пакистанскими военными как не популярного политика, неспособного отстоять целостность Пакистана от вмешательства иностранных войск, Пакистан останется нестабильной страной. Таким образом, Пакистан может перестать поддерживать американские операции в Афганистане и даже блокировать союзникам по антитеррористической коалиции переправку военных грузов через свою территорию.
Страну может захлестнуть новая волна террора и насилия, а правительство президента Зардари ничего не сможет поделать с этим. Это, безусловно, весьма беспокоит Вашингтон. Так как Пакистан обладает ядерным оружием и в случае возникновения беспорядков в этой стране, США будут иметь нешуточные тревоги по поводу неприкосновенности ядерных активов Исламабада и изоляции их от исламистов, как боевиков, так и происламистски настроенных военных в пакистанской армии. Надо думать, что США, безусловно, имеют четкий план, как должны действовать определенные структуры в таких форс-мажорных ситуациях, но, несомненно, очень не хотелось бы прибегать к этому последнему шагу.
Однозначен тот факт, что Барак Обама сделает все, чтобы не допустить возникновения той ситуации, которая может поставить его перед фактом потери Пакистана как союзника по антитеррористической борьбе в Афганистане. Без всякого сомнения, Обама и его внешнеполитические советники продумывают новую стратегию и тактику в отношении Исламабада, отличающуюся от линии предыдущего руководства США. Более того, Б.Обама, пересматривающий наследие Дж.Буша, недавно заявил в интервью телеканалу CNN, что предпочитает отказаться от выражения «война с террором», поскольку оно вызывает у исламского мира неверное представление о врагах США. Б.Обама подчеркнул, что Америка ведет борьбу против террористических организаций, а не против мусульман или исламских государств.
Анализ ситуации подсказывает, что Вашингтону необходимо покончить с практикой силовых акций в Пакистане, предоставив делать это самой пакистанской армии. Вашингтон должен продолжать посредничество в конфликтных взаимоотношениях Дели и Исламабада, чтобы предотвращать такие кризисы в их двусторонних отношениях, какой, например, возник после террористической атаки на Мумбай в Индии. Кроме этого, определенно четко можно утверждать, что новая администрация президента Обамы, избрав политику активного вмешательства, постарается сделать все, чтобы удержать Пакистан в орбите своего влияния и одновременно с этим успешно решить наболевший вопрос с террористами. Сможет ли команда Барака Обамы достичь поставленных целей в этом взрывоопасном регионе мира и как это отразится на интересах самих США, мы увидим в ближайшее время.