ПРАВА ЧЕЛОВЕКА? А КАКОГО ИМЕННО?

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА? А КАКОГО ИМЕННО?

Тимур БОЯРСКИЙ

Чтобы представить себе всю многочисленность, разветвлённость и многоступенчатость ООН, лучше всего вообразить столетний дуб.
Каждая его ветка и каждый его листочек это или управление, или комитет, или комиссариат, или фонд, или совет, или комиссия по тем или иным делам. В частности по правам человека существует Совет. Называется он — Совет по правам человека Организации объединённых наций. Возглавляет работу Совета Верховный комиссар ООН по правам человека. В Совет входит 47 стран. Из них 13 африканских, в том числе Нигерия. Наибольший международный резонанс получил вклад Нигерии в борьбу за права человека, когда был казнён писатель и правозащитник Кен-Саро Вива.
В Совет входит 13 азиатских стран, в том числе Китай. Как своеобразно в Китае понимают права человека, общеизвестно.
В Совет входят 8 латиноамериканских стран, в том числе Куба. На Кубе правами человека пользуется всё население, за исключением тех, кого расстреляли по политическим причинам.
В Совет входят 6 восточно-европейских государств, в том числе Россия.
В России права человека соблюдаются так тщательно, что можно убить журналистку Политковскую, и суд присяжных тебя оправдает.
Кроме того, в Совет входят Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Великобритания, Франция и Швейцария. Но они в меньшинстве. Соединённых штатов Америки в этом Совете нет. В своё время это государство вышло из Совета в знак протеста против его сомнительных резолюций.
В настоящее время Верховным комиссаром ООН по правам человека является уроженка ЮАР Наватенхем Пиллей. Она доктор юридических наук, в недалёком прошлом возглавляла Трибунал ООН по Руанде.
Следует сказать, что права человека, как юридическое понятие, впервые были сформулированы в 1979 году во французской «Декларации прав человека и гражданина». В 1948 году ООН приняла «Всеобщую декларацию прав человека», которая и лежит в основе всей деятельности Совета, о котором у нас идёт речь. Всё это предисловие я затеял для того, чтобы сказать вещь, с которой трудно согласиться, настолько она крамольна: «Всеобщая декларация прав человека» юридически небезупречна. Об этом можно написать целое исследование, но я ограничусь всего одним примером.
Статья 3 «Декларации» говорит: « Каждый человек имеет право на жизнь,
на свободу и на личную неприкосновенность». Выглядит эта статья красиво до тех пор, пока она не придёт в соприкосновение с реальной действительностью. Я воображаю себя на месте юриста, которому предстоит решить судьбу ростовского маньяка Чикатило. Имеет ли Чикатило право на жизнь? Я воображаю себя на месте юриста, который должен решить судьбу человека, ограбившего банк. Имеет ли право этот человек на свободу? Следователь Жеглов, из культового телефильма «Место встречи изменить нельзя» доктором юридических наук не являлся. Он провозгласил: «Вор должен сидеть в тюрьме». Он это не сам придумал. Он просто перевёл на общепонятный язык замысловатый «Уголовный кодекс».
Задаётся вопрос: куда нужно вносить поправки — в «Уголовный кодекс», или во «Всеобщую декларацию прав человека»?
Будем иметь в виду несовершенство международной юридической базы, чтобы не слишком строго осуждать практическую деятельность госпожи Пиллей и её предшественников, о которой, собственно говоря, и пойдёт речь.
Предшественницей Наватенхем Пиллей на посту Верховного комиссара ООН по правам человека была Луиза Арбур. 6 марта 2008 года с очень высокой трибуны она провозгласила по поводу израильско-палестинского конфликта: «Всё люди имеют равные права, и ни одна из сторон не вправе утверждать, что, защищая своё собственное население, она может нарушать права других».
Когда финские снайперы на линии Маннергейма стреляли по наступающим красноармейцам, нарушали ли они их права?
Нарушали, конечно, потому что красноармеец, как и каждый человек, имеет право на жизнь. Но предшественница ООН, которая называлась Лига Наций, исключила из своих рядов Советский Союз, а не Финляндию. Почему?
Потому что, если бы красноармеец не перешёл государственную границу с оружием в руках, финскому снайперу не пришлось бы подвергать сомнению его законное право на жизнь.
24 января 2008 года Совет по правам человека в своём решении записал: «Введённая Израилем осада сектора Газа является коллективным наказанием палестинского гражданского населения». Коллективные наказания были в своё время запрещены женевской конвенцией. Если бы этот Совет существовал в 1945 году, написал бы он, что окружение и штурм Берлина является коллективным наказанием немецкого населения? Прошёл год, но точка зрения международного сообщества не изменилась. 23 января 2009 года заместитель Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Джон Холмс заявил: «Жители Газы заперты в гигантскую тюрьму под открытым небом и лишены человеческих условий жизни». Если эти слова перевести с английского языка на иврит, а потом на русский, то получится следующее: «Уважаемые израильтяне. Уберите свои контрольные посты, которые вы расставили вокруг ХАМАСа. Разве вы не видите, как им трудно привозить в сектор Газа оружие? Приходится рыть подземные тоннели, приходится прибегать к контрабанде, приходится изготовлять ракеты в кустарных мастерских. Разве может ХАМАС в таких условиях успешно воевать?».
12 января 2009 года уже при новом Верховном комиссаре по правам человека
чрезвычайная сессия Совета по правам человека записала в своей резолюции, что она решительно осуждает военную операцию Израиля в секторе Газа.
«За» проголосовали 33 государства. Против была одна Канада. Остальные воздержались. Когда 8 лет подряд изо дня в день с территории этого бандитского образования Израиль обстреливался минами и ракетами, Совет по правам человека не волновался, не возмущался, никаких резолюций не принимал, и нарушения прав человека ни разу не зафиксировал.
И совсем на днях новая Верховный комиссар по правам человека госпожа Пиллей провозгласила: «В Израиль и на оккупированные палестинские территории необходимо направить независимую группу по наблюдению за ситуацией с правами человека с поручением документально зафиксировать все случаи нарушения международного права, которые могут рассматриваться, как преступления».
Как кто, а я считаю, что это предложение правильное. Со своей стороны я бы предложил расследовать и документально зафиксировать следующие моменты:
— 12 июля 2006 года бандитское формирование, которое называет себя «Хизбалла» с территории Ливана осуществила ракетно-миномётный обстрел укреплённого пункта Нурит и приграничного населённого пункта Шломи (при обстреле ранено 11 человек). Затем было совершено нападение на пограничный патруль, при этом было убито 3 и похищено 2 израильских военнослужащих. Нарушены ли при этом их права, предусмотренные международными документами? Что это было — международный туризм или международное преступление? Если это преступление, то, как фамилии преступников? Кто заказчик, кто организатор и кто исполнители?
Почему преступники не наказаны? Нельзя ли специально для них создать трибунал ООН?
— 25 июля 2006 года палестинские боевики с территории сектора Газа проникли через израильскую границу по одному из многочисленных тоннелей вблизи кибуца Керен Шалом, атаковали израильский блокпост и подбили танк. Двое израильских военнослужащих погибли, четверо ранены, а капрал Гилат Шалит похищен. На конец февраля 2009 года он всё ещё в плену.
Нарушены ли при этом права человека? Если нарушены, то, какие именно?
Что это такое — военно-техническое сотрудничество или преступление?
Если это преступление, то кто преступники? Кто заказчик, кто организатор и кто исполнитель? Будут ли они когда-нибудь наказаны?
Какого числа Верховный комиссар ООН по правам человека создаст трибунал для суда над ними?
В тот же день, 12 июля, в Самарии близ поселения Итамар палестинскими боевиками был похищен гражданин Израиля Элиягу Ашери. 29 июня найдено его тело. Это дружественный жест или уголовное преступление?
Если преступление, то, интересно знать фамилии преступников и почему они не в тюрьме?
Любой гражданин Израиля может дополнить план работы той независимой группы, которую пришлёт в Израиль госпожа Наванетхем Пиллей. Эта группа будет обеспечена работой на очень длительный срок.
Добро пожаловать в Израиль!