РУСОФОБЫ И ЕРОФЕЕВ
Татьяна ЩЕРБИНА
Обвинения в русофобии звучат в последнее время в адрес практически каждого, только из разных источников. Недавно в топе Яндекса стояла запись некого «кота бегемота», где один из главных русских националистов К.Крылов обвинялся в русофобии за то, что опубликовал на националистическом сайте АПН статью этнобиолога о войне: «Советская идеологическая машина была направлена не только и не столько против немцев. Ее основным врагом был русский народ, получивший в руки оружие и поэтому опасный для нее. Власти необходимо было затереть инстинкт самосохранения у русских и заменить его на готовность умирать по первому слову власти».
Комментарии шли такие: «Когда встречаешь такую мразь, как существо, написавшее статью, начинаешь жалеть, что в нашей традиции нет такого, как у радикальных исламистов — побивать камнями (пока не издохнет, собака)» (здесь и далее — орфография и пунктуация источника). И «Дело в том, что и сама интеллегенция является как не крути антинациональной». Ненависть — движущая сила «патриотов», как в свое время у большевиков. «Кот бегемот» сокрушается по поводу К.Крылова: «На днях он написал, что Чехов русофоб, что есть совершенная нелепость. Наши гении — это лицо нации. Проблема в том, что для многих Крылов стал брэндом, своего рода знаменем. Типа, если ты ругаешь Крылова, то сам русофоб. Нынешняя деятельность Крылова есть, по сути дела, тонкое и изощрённое насаждение русофобии. Эту запись сначала поставил под замок, чтобы и меня не посчитали русофобом. Но потом вынес — хрен с ним, пусть считают».
Цитирую потому, что тут — квинтэссенция вопроса: открыл рот – и ты русофоб. Даже русские неонацисты считают друг друга русофобами. У одной их разновидности Россия подлежит демонтажу вместе со всей историей, начиная с 1478 г., когда Новгородская Республика прекратила свое существование, присоединившись к Московскому княжеству. Всё последующее было историей оккупации русских воссоздаваемой на их территории Византией. Любопытно, что в этой концепции лучом света в темном русофобском царстве оказывается… Гитлер. Он хотел спасти русских и от империи, и от рабства, и от «жЫдов», и от палача Сталина, но не вышло. Другие неонацисты, напротив, приветствуют Сталина, СССР и мечтают о возвращении благословенных времен, когда все проблемы решаются просто и хорошо: расстрелом. Есть и третьи, именующие Россию исключительно Рашкой или Говнорашкой, которой правит Вашингтонский обком, все те же жЫды и чурки. Настоящая Россия — та, что была до 1917 года, ее-то и надо вернуть, обязав всех подданных исповедовать православие. Есть неонацисты-язычники, призывающие вернуться к истокам, Перуну да Велесу, православных и совпатов они, соответственно, считают русофобами, а главное, чтоб Россию населяли белые люди-славяне.
Есть националисты, которые ненавидят русский народ, а любят власть: «Либеральная публика винит во всем "власть" — и всегда будет "против власти", что бы ни было. Я же исхожу из того, что "народ" заведомо хуже и опаснее любой власти, даже сталинской — и поэтому никогда не найду общего языка с либералами. Мне мила и близка известная мораль Гершензона, про "благословим ту власть, которая одна своими штыками защищает нас от гнева народного". Это — буквально мой символ веры, если говорить о политике. Поэтому я всегда буду за Путина, за Медведева, за кровавых чекистов, за кого угодно, лишь бы не было демократии». Это пишет гл. ред. ж. «Русская жизнь» Д.Ольшанский. Есть националисты, которые, наоборот, ненавидят власть и радеют за народ.
Я с «народом» (под которым понимается, как правило, население глубинки) время от времени общаюсь. Там слышу: «Мы, русские, свиньи. У нас тут все воры и пьяницы». Но если я (русская, но как бы иностранка, потому что москвичка) выскажу вдруг какое-нибудь замечание вслух, то немедленно оказываюсь русофобом. Прямо по Пушкину: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство». Да уж меня в 1990-91 гг., когда путч готовился и мобилизовал силы, клеймила русофобом и «Правда», и «Советская Россия», и прочие симпатизанты сил, прорвавшихся и временно захлебнувшихся тем самым ГКЧП. Сегодня хозяевами страны чувствуют себя именно эти силы.
И вот от разговоров одни из многочисленных защитников русских (не всех, а идеологически близких) решили перейти к делу. Статья 282, ч.1 УК РФ — «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»). К уголовной ответственности хотят привлечь Виктора Ерофеева за его книгу «Энциклопедия русской души», «роман с энциклопедией», как гласит подзаголовок. Дело даже не в том, роман это или не роман (у меня, кстати, первое издание этой книги 1999 года, а не 2002, как указывают авторы заявления), и персонаж ли говорит те «ужасные» слова о России и русских или сам автор делится своими наблюдениями и размышлениями. Поскольку ничего более «ужасного», чем написали М.Е.Салтыков-Щедрин («Историю одного города» с его глуповцами тоже можно расценить как прямое авторское высказывание), П.Я.Чаадаев, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Н.А.Некрасов, А.И.Солженицын, В.Шаламов и многие другие классики, написать уже невозможно. И того же Чехова, призывавшего выдавливать из себя раба, «кот бегемот», видимо, не читал. «Нам нужен мобилизующий миф, а не некая "объективная", разрушающая нас, выгодная нашим врагам правда», считает он и множество его комментаторов. Только произнеси слово «раб» — сомнений в русофобии уже не остается.
Общий для всех националистов враг — «жЫды», под которыми понимаются не только евреи, но евреи — само собой, потому не может не удивлять, что владелец националистического сайта — еврей. Вопрос, который сопровождает всякое обвинение в русофобии — что было бы, если бы нечто подобное тому, что написал Ерофеев о русских, написать о евреях. Ответ известен: «говоришь слово «еврей» — и ты антисемит». Схоже с паранойей русофобии, но у подозрений в антисемитизме — жизненные корни. Еврейский народ изгоняли из собственной страны и из тех, где они жили в рассеянии, держали в гетто, истребляли на кострах, в застенках, в газовых печах на протяжении истории такое количество раз, что слова для него — предвестники дел. Потому даже в сегодняшнем Израиле, когда одни евреи не согласны по какому-то вопросу с другими, их называют антисемитами. Ведь и в бедствиях, которые постигали этот народ, многие считали, что надо только приспособиться к обстоятельствам, в результате гибли все.
У России — схожие проблемы. Она не может найти себе места, ощущая себя отчасти восточной деспотией, населенной варварами, отчасти европейской цивилизацией и двигателем прогресса, она самая богатая в мире, а население бедствует. Власть — менявшаяся и персонально, и кардинально – все одно давит, сажает, убивает, прибирая нацсостояние к собственным рукам и таки держит в рабстве, не позволяя иметь собственную землю и отвергая идею незыблемой собственности. Вот это действительно ужасно, но за это не было и нет никакой статьи УК. Эмигрантов из России (за границей все они – русские) скоро станет больше, чем жителей самой большой территории на свете. Если разнообразные «патриоты» могли бы посадить-пострелять (на словах все время грозятся) половину оставшихся, изобличив их в русофобии, то история России закончилась бы совсем быстро. Хоть до 1478 года считай ее правильной, хоть с 1917 по 1991, хоть Ивана Грозного прославляй с опричниной — все это похоже на агонию.
Абсолютно непонятная статья 282 позволяет упечь за решетку практически каждого, включая руководство страны, которое то и дело возбуждает вражду против украинцев, грузин, американцев, англичан, а дружбы ни с кем не возбуждает уже давно. Если на Ерофеева заведут дело, я буду защищать его, а не персонажей Достоевского — бесов. По поводу автора блога — адепта 282 статьи, где и было обнародовано письмо в прокуратуру, — один юзер заметил: «xena_282, которая жжот в стиле «негры, жиды, хачи-пидарасы» поддерживает статью 282». Как сказал Ф. Тютчев: «Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого одно уголовное дело».
polit.ru