ПРОГНОЗ УПАДКА

ПРОГНОЗ УПАДКА

Стивен Бланк (Stephen Blank), профессор Института Стратегических Исследований в Колледже Армии США (Strategic Studies Institute United States Army War College), специализируется на изучении России, СНГ и Восточной Европы. Автор многих книг.

— Каковы краткосрочные и долгосрочные угрозы безопасности США и входят ли в этот перечень Россия или иные постсоветские государства?
— Крупнейшими краткосрочными угрозами, конечно же, являются война в Афганистане и террористическая атака на США. В зависимости от того, что считать «краткосрочными угрозами», в этот перечень могут быть также включены иранская и северокорейская ядерные программы, а также, вероятно, ракетный удар по США иили нашим союзникам.
Однако наиболее серьезная угроза — не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе — это экономический кризис и его геополитические последствия. Кризис такого масштаба неизбежно приведет к крупным геополитическим изменениям, и мы должны уже в ближайшем будущем заметить их.
Россия не входит в этот перечень. И я не думаю, что кто-нибудь в США ощущает угрозу, исходящую непосредственно от России. Россия может предпринимать какие-либо действия, которые угрожают американским интересам или американским партнерам, наподобие Грузии, однако жизненно важным интересам США она не угрожает.
— В России постоянно подчеркивается, что США угрожают национальной безопасности России. Часто утверждается, что Вашингтон проводит антироссийскую политику, и что это наследие Холодной войны. Каково ваше мнение на этот счет?
— Во-первых, политика США в отношении России не является наследием Холодной войны. Большинство из всего того, что русские говорят об американской угрозе — это попытка создать образ врага. Это требуется, чтобы консолидировать внутреннюю поддержку режима Путина, который не сможет выжить без наличия внешнего врага.
Во-вторых, американская политика в отношении России не антироссийская, а, скорее, антимонопольная. В значительной степени, это реакция на российскую обструкцию американской политики. Изначально США были настроены соблюдать статус-кво, образовавшийся в 1989-1991-е годы — независимость постсоветских государств и противодействие любым попыткам Москвы, наподобие тех, что были предприняты в последние полтора десятилетия, переподчинить эти государства. Однако в этих действиях нет никакой угрозы России как таковой. Никто в США не говорит о каких-то военных действиях против России и тому подобных вещах.
Что мы имеем сегодня — это старомодная геополитическая игра. Однако России никто не угрожает, к глубокому сожалению российской элиты, которая продолжает разыгрывать эту карту.

— Встала ли Россия с колен? Насколько успешным было восстановление России в течение последнего десятилетия и каковы ее перспективы?
— До прошлого года Россия добивалась существенных успехов по трем причинам. Первое — девальвация рубля, проведенная в 1998 году, позволила создать базис местного рынка для российской промышленности. Второе — и наиболее важное — нефть. Третье — достаточно разумная фискальная политика Путина и Кудрина, которая позволила создать Стабилизационный фонд и избавиться от долгов. Проблема заключается в том, что после этого Россия не сделала ничего конструктивного.
Российские власти позволили российским компаниям безудержно брать кредиты на Западе. Они не реформировали российскую экономику, чтобы сделать ее менее зависимой от экспорта энергоносителей. Вместо этого они поощряли коррупцию, получение доходов с капитала и не поощряли инвестиции. Мне кажется, что Россию ждет очень сложное будущее, потому что ее экономика базируется на энергии, что, кстати, признает российская власть, а в иных отраслях экономики Россия не является конкурентоспособным производителем. России грозят серьезные экономические и политические кризисы. С 2007 года я предсказывал, что российская система окажется в кризисе, что мы и наблюдаем сегодня.
Психологически россияне могут ощущать, что они встали с колен, однако на самом деле они не встали с колен — более того, они окажутся на лопатках, если не проведут необходимые реформы. Власти России должны делать что-то в национальных интересах страны, а не в личных интересах элиты.

— Как Россия выглядит на международной арене по сравнению с иными государствами?
— Это сложный вопрос, на который нет простого ответа. Все зависит от того, с какими странами вы хотите сравнить Россию.
Россия — наиболее отсталый в экономическом и политическом плане член «Большой Восьмерки». Ее политическая система — устаревшая, а ее экономика во многих отношениях является экономикой страны Третьего Мира. Российская экономика никоим образом не диверсифицирована и не конкурентоспособна, по сравнению с Китаем. Темпы экономического роста России никогда не достигнут китайских уровней. Россия не показывала трех десятилетий непрерывного экономического роста, как это делал Китай. Российская промышленность не конкурентоспособна. Россия не является экспортером промышленных товаров и финансовым центром, и крайне маловероятно, что она исправит ситуацию в обозримом будущем.
До тех пор, пока права собственности реально не защищены, в России будет существовать экономика, где государство фактически является вотчиной (Бланк произнес это слово по-русски — Washington ProFile) президента. До тех пор российское государство будет неспособно конкурировать — политически и экономически — с другими государствами, схожими с ней по остальным параметрам.
Российская армия образца прошлого года была не готова вести современную войну, что признали сами российские военные. Я не думаю, что Россия имеет достаточно денег для того, чтобы провести все объявленные военные реформы, несмотря на то, что власти пообещали не сокращать ассигнования на оборону. Учтите, что военные расходы крайне неэффективны — 30-40% выделенных на оборону средств, по российским же оценкам, разворовываются. Оборонная промышленность России находится в крайне тяжелой ситуации, примерно треть предприятий оборонки балансируют на грани банкротства, что они сами признают.
А что касается статуса России, что это такое и как его оценивать? Россия всегда считала себя великой державой. Даже, если по некоторым критериям она таковой не является, ее статус улучшился в последние годы, что стало огромным психологическим допингом для российской элиты. Однако к российскому государству все относятся с подозрением, и во многих отношениях Россия находится на задворках мировой политики. Так что Россия продвинулась вперед намного меньше, чем декларирует.

— Общепринято, что нынешние отношения между Россией и США находятся в плохом состоянии. Что необходимо сделать для того, чтобы исправить ситуацию, и кто больше выиграет от этого — Москва или Вашингтон?
— Я скажу нечто, что противоречит общепринятым мнениям на этот счет. Я думаю, что от улучшения отношений с США Россия выиграет больше. США могут предложить России больше, чем Россия может предложить США.
Более того, российская власть по своей природе настолько антиамерикански настроена, что она не готова к любого рода подлинному сотрудничеству с США. Дмитрий Медведев отверг предложения, содержавшиеся в письме Обамы, Россия пытается вытеснить США из Средней Азии. Это показывает, что популярная в Вашингтоне идея о том, что США нуждаются в России потому, что без нее мы не способны совместно бороться с распространением оружия массового уничтожения и достигать успехов в борьбе с терроризмом, не более чем нонсенс. Русские готовы сотрудничать с Соединенными Штатами лишь на том условии, что США примут все их требования.
Россия ныне требует безоговорочной капитуляции США. Это подразумевает отказ от противоракетной обороны, продолжения расширения НАТО и признания России в качестве гегемона, обладающего привилегированным влиянием в СНГ и Афганистане. Однако этого не произойдет. Честно говоря, США не нуждаются в России, если Россия не идет на сотрудничество — потому что, если Россия тормозит процесс борьбы с распространением оружия массового уничтожения и терроризмом, это угрожает ее собственным интересам.

— Что в современной России более всего беспокоит США?
— Я назову два фактора: возвращение к автократии и неоимперские, антиамериканские основы внешней и оборонной политики России. Думаю, именно это беспокоит нас и наших союзников в наибольшей степени.

— Возможно ли оценить результаты политики США и России на постсоветском пространстве?
— Мы говорим о 15-ти государствах, и следует оценивать каждое из них в отдельности. Однако, в целом, я считаю, что и США, и Россия совершили много ошибок. Россия превратила Украину и Грузию в антироссийские государства и пытается устанавливать неоколониальные отношения с государствами СНГ, что приведет к конфликтам.
США пренебрегли возможностью построить настоящие стратегические отношения с Украиной, Грузией и Средней Азией, за что мы ныне расплачиваемся. То есть и Россия, и США не смогли использовать те возможности, которые предоставились им.
— Перечень совместных интересов России и США широко известен и достаточно ограничен, причем он сохраняется в практически неизменном виде на протяжении очень долгого времени: борьба с терроризмом, организованной преступностью, наркоторговлей, распространением оружия массового уничтожения и сотрудничество в области энергетики. На ваш взгляд, есть ли иные сферы, где Москва и Вашингтон могли бы сотрудничать?
— Проблема заключается в том, что перечисленные вами темы представляют собой взгляды американских интеллектуалов и аналитиков, которые Россия не разделяет. Действия правительства России продемонстрировали, что Россия не заинтересована в сотрудничестве с США в деле борьбы с распространением ОМУ или борьбы с терроризмом. Россия готова сотрудничать в борьбе с наркоторговлей и, возможно, организованной преступностью, несмотря на то, что в значительной степени организованная преступность контролируется Кремлем. Однако совместной борьбы с наркотиками и криминалитетом недостаточно, чтобы поддерживать стратегические отношения. Думается, что для американского сотрудничества с Россией есть очень небольшие основания до тех пор, пока Москва не готова совместно работать с Вашингтоном по другим направлениям и не ощущает той же, что американцы, угрозы, исходящей от террористов или распространения оружия массового уничтожения.
Проблема заключается в том, что американцы уверены, что решение этих проблем — в национальных интересах России, однако, когда дело доходит до российского правительства, оказывается, что все не так. Речь идет не о том, что заявляют российские лидеры, а о том, каким образом они действуют.

— Если все процессы будут идти так же, как сегодня, где окажутся США и Россия через 20 лет?
— Я думаю, что российско-американские отношения будут находиться в состоянии стабильного упадка. Возможно, что роль США в мировой политике также уменьшится — все зависит от того, как завершится нынешний экономический кризис. Отношения России и США не будут напоминать отношения периода Холодной войны. Однако тесного альянса двух государств не получится до тех пор, пока Россия фундаментально не изменит свою манеру вести дела.

Беседовал Джозеф МАРШАЛЛ, Washington ProFile