ДВИЖЕНИЕ — ВСЁ, ЦЕЛЬ — НИЧТО
Дмитрий КАРАСЕВ
«Ласточки кружатся, клоуны смеются, дети подрастают, гопники дерутся... Всё нормально, жизнь прекрасна. Подожди ещё, подожди ещё...»
(песня «Мужчины не плачут», «Ляпис Трубецкой»)
Последние события показывают, что ничто так не увлекает и сплачивает народ как совместное движение к далекой цели. Причем чем она дальше и недостижимее, тем более народ сплачивается и увлекается процессом. В России этим всегда пользовались власть имущие независимо от господствовавших на тот момент социальных систем. Раньше советский народ стройными рядами шагал к коммунизму (это когда «от каждого по способностям, каждому — по потребностям»), сейчас мы приблизительно под тем же лозунгом движемся к далекому и светлому капиталистическому «завтра». Из известного религиозного сюжета мы знаем, что чем более богоизбран народ, тем дольше его водят по пустыням. А кормить разносолами в долгой дороге к образно говоря, «Земле обетованной», основную массу страждущих счастья россиян никто не обещал... В конечном итоге, как показывает весь опыт человеческой цивилизации, главное даже не цель, а движение к ней. Ведь достижение цели неизбежно влечет за собой новый социальный кризис и новый мучительный и опустошительный для граждан и всей страны поиск новой цели...
Видимо, именно поэтому премьер Владимир Путин недавно объявил, что новый антикризисный план правительства будет вынесен на суд общественности: «Этот документ поступит в Госдуму одновременно с бюджетными законопроектами и будет опубликован в СМИ для экспертного и общественного обсуждения». Как стало известно чуть позже, своеобразные «мартовские тезисы» правительства включили в себя семь приоритетов:
1. Социальная защита граждан (это наше всё!).
2. Сохранение производственного и технологического потенциала экономики.
3. Активизация внутреннего спроса, в том числе за счет импортозамещения.
4. Соответствие антикризисных мер долгосрочным приоритетам развития страны.
5. Снижение административных барьеров для бизнеса.
6. Поддержка национальной финансовой системы.
7. Проведение ответственной макроэкономической политики, ориентированной на уточненные ориентиры инфляции (13-14% в этом году).
Кажется, вроде бы, всё правильно, но ничего нового в этих «тезисах» нет, и это отнюдь не вдохновляет. В конце концов, из слов каши не сваришь, а с реализацией прекрасных планов в России всегда было мягко говоря «не всё слава Богу».
Так, недавно президент воззвал к совести банков, пытающихся в тяжелый для национальной экономики период несмотря ни на что вернуть кредитные средства, вложенные в крупные предприятия, по ряду причин оказавшиеся на грани банкротства: «Мы не можем жертвовать судьбой целых предприятий, работой многотысячных коллективов для удовлетворения амбиций отдельных кредитных учреждений». Не поймите меня правильно, но Дмитрий Медведев имел в виду не реальный сектор вообще, а предприятия, вошедшие в так называемый «шуваловский список 294-х». Конечно, коммунистический лозунг «сам погибай, но товарища выручай» по нынешним временам неактуален, но теперь тем, кому повезло, можно не то чтобы забыть о своих долгах банкирам, но по крайне мере отложить их в «долгий ящик». Тем более что этим предприятиям через Сбербанк, ВТБ и ВЭБ из бюджета будет выделено порядка 1 трлн. рублей. С другой стороны, в нынешних условиях и кредиторам и их заемщикам приходится идти на пресловутую реструктуризацию долгов. Ибо банкротить всех своих должников банкам смерти подобно.
Что касается реальных дел министров-капиталистов, в частности, в области вышеприведенной соцзащиты граждан, то на Всероссийском форуме ЖКХ министр регионального развития Виктор Басаргин сообщил, что правительство не намерено замораживать тарифы на услуги ЖКХ. Таким образом (к вопросу о корпоративном эгоизме) теперь даже не столь важно, что интересы монополий для современного российского государства это святое и под ударом оказываются самые незащищенные категории граждан. Важно, что они в постсоветской России всегда были одним из основных причин инфляции и под угрозой оказываются столь милые сердцу государевых людей макроэкономические показатели. При этом отдельные отрасли (не будем указывать на них пальцем) получают сейчас уникальные преимущества — и государство денег дает, и с конечных потребителей можно «драть по полной». Например, с Нового года тарифы на жилищно-коммунальные услуги в нашей стране уже выросли на 25-30%. По мнению независимых экспертов, рынок этих услуг в России так и не сформировался, бюджетные деньги отдаются ресурсоснабжающим организациям, а чиновники только и ждут, когда соответствующие ассигнования потекут из Центра. Ведь всегда находятся компании, заинтересованные в откатах. Удивительно только, почему после всего этого чиновники невинно разводят руками, когда цены на продукты питания и потребительские товары неуклонно растут.
Становится очевидно, что экономика страны, развивающейся только за счет высоких мировых цен на свои сырьевые ресурсы и обремененной огромным бюрократическим аппаратом (количество чиновников в современной России почти в 2 раза выше, чем было во времена СССР!) не может быть эффективной. Тем более когда ты живешь в зоне рискованного земледелия, в стране рискованного проживания... И на одного с сошкой приходится семеро — с ложкой.
В то же время наши власти могут утешиться, что их теория государственного регулирования экономикой в современных условиях оказывается более верной. Даже британский премьер Гордон Браун недавно признал, что господствовавшая последние 40 лет в мире вера в способность рынков к саморегулированию и политика невмешательства государства в экономику изжили себя.
Также любопытно, что нашим врачам наконец официально разрешили не лечить больных. Депутаты исключили из Уголовного кодекса пункт об уголовной ответственности за нанесение вреда средней тяжести по неосторожности, которое ранее каралось штрафом до 40 тыс. рублей, исправительными работами до года или арестом на срок от двух до четырех месяцев. Теперь за расстройство здоровья своего пациента сроком от 3 недель до полугода и утрату его общей работоспособности менее чем на треть отечественный эскулап может отделаться выговором по служебной линии. Не ходите вы в больницу, ничего хорошего!
Также народные избранники отчего-то не преисполнены оптимизма. Так, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева сообщила, что более 1/3 россиян потеряют работу до конца текущего года: «Спад промышленного производства по году будет около 30%. К январю он уже составил 16%. Все свидетельствует о том, что спад углубляется и дна не видно». По мнению депутата, это связано с тем, что «...правительство и Центробанк перешли к жесткой финансово-кредитной политике». Стремясь уменьшить девальвацию рубля, «они пытаются зажимать денежную массу, ухудшают условия кредитования высокой ставкой нефинансирования. В результате нет впрыскивания денег в экономику, усугубляется спад производства и соответственно потеря рабочих мест». В январе уже произошло максимальное падение промпроизводства за последние 15 лет (16% по сравнению с январем 2008 года). В феврале аналогичный показатель составил 14,6%.
Тем более грустно, когда некоторые «заклятые друзья» нашей страны называют Алексея Кудрина «лучшим министром финансов России». Вопрос, лучшим он для кого? Ведь сумма российских вложений в казначейские обязательства США с конца 2007 года по конец 2008 года (т.е. в самые тяжелые для американской экономики времена) увеличились почти в четыре (!) раза — с $32,7 млрд. до $116,4 млрд. Если же вспомнить историю о том, как Михаил Горбачев в 1991 году, после того как он безо всяких условий сдал ФРГ Восточную Германию, был прозван «немцем года», может лучше присвоить российскому министру финансов почетное звание «американец года»?
Напоследок, немного курьезов. Последнее время чиновниками странно много говорится об обеспечении жильем... ветеранов Великой отечественной войны. Таким образом, программа «Достойное жилье — жителям России» мутировала в государственный проект «Достойное жилье — ветеранам ВОВ». И денег на это требуется не в пример меньше, и спекулировать на эту тему гораздо удобнее.
Также интересно, что в солнечном Азербайджане прошел референдум по внесению поправок в Конституцию, которые позволили бы местным президентам избираться неограниченное количество раз. Забавно, что у нашего западного соседа — Украины — тоже идут общественные дебаты на тему избавления от постоянных выборов и перевыборов. Все-таки восточные люди очень мудры. Действительно, зачем избирать одного и того же человека два или три раза подряд? Исход выборов и так понятен, а бюджетные средства можно сэкономить... Оставайтесь с нами!