ДЖЕЙМС БОНД ДЛЯ «РУССКОЙ МАФИИ»

ДЖЕЙМС БОНД ДЛЯ «РУССКОЙ МАФИИ»

Александр ШВАРЕВ

На днях на официальном сайте штаб-квартиры Интерпола (www.interpol.com) неожиданно появились установочные данные и фотография Михаила Сыроежина — бывшего заместителя председателя ГТРК «Петербург – 5-й канал». Он уже больше 10 лет проживает в США, где вначале обвинялся в «отмывании» денег, а потом стал секретным агентом ФБР и участвовал в операциях против «воров в законе» Вячеслава Иванькова и Александра Бора. Теперь его фамилия фигурирует сразу в нескольких исках: американские бизнесмены обвиняют Сыроежина в финансовых махинациях, указывая на его связь с «русской мафией».

О судьбе Михаила Сыроежина вполне можно было бы снять захватывающий триллер. Во времена СССР выпускник Ленинградского госуниверситета, однокурсник нынешнего президента, поступил в Академию внешней торговли и одновременно был принят на службу в КГБ. Потом трудился в различных внешнеторговых предприятиях, в том числе и отвечавших за поставку военной техники за границу.
После перестройки Сыроежин подался в совместное российско-австрийское предприятие, занимавшееся строительным бизнесом. А в 1993 году он занял пост заместителя председателя ГТРК «Петербург — 5-й канал». В это же время ГТРК решила приобрести новое оборудование за $ 5млн., но часть денег была похищена и выведена за рубеж. Генпрокуратура возбудила в отношении руководства «Петербург-5-й канал» уголовное дело, однако главный подозреваемый — Михаил Сыроежин — успел скрыться. Из России он выехал в Вену, а оттуда улетел в США.
Из Нью-Йорка бизнесмен прислал российским следователям факс, в котором сообщил, что в связи с делом ГТРК его преследуют в Москве, где на него даже было совершено нападение, поэтому он принял решение остаться в США навсегда. Тогда Сыроежина объявили в международный розыск. Но власти США не спешили выдавать бизнесмена России, поскольку сами заинтересовались его деятельностью.
Как выяснило ФБР, в Америке Сыроежин не сидел без дела. Еще только заняв пост в ГТРК, он побывал в Нью-Йорке, где познакомился с другим выходцем из России Александром Егменовым — на тот момент единственным русскоговорящим нотариусом в США. Через него Сыроежин зарегистрировал в Америке фирму TV and Radio of St.Petersburg inc., учредителями которой, по данным ФБР, стали Анна Потемкина (жена Сыроежина) и некоторые руководители ГТРК.
При посредничестве этой фирмы, а также двух других — V.N.Express (Нью-Йорк) и Jojan Consultants Ltd (Дублин) — руководители компании «Петербург — 5-й канал» и решили приобрести аппаратуру Sony. В результате за границу ушло $2 млн., которые, по версии Генпрокуратуры, бесследно исчезли.
Когда Сыроежин окончательно перебрался в США, по данным ФБР, он продолжил свою дружбу с Александром Егменовым, с которым сумел организовать «прачечную по отмыванию денег». Для этого в нескольких штатах регистрировались предприятия, которые позиционировались как заграничные представительства крупных российских структур.
Вскоре у данных предприятий появлялись представительства на Каймановых островах, в Лихтенштейне, в других оффшорах. В крупнейших банках США — Bank of New York, Citibank, Chase Manhattan bank, Chemical Bank — открывались счета этих структур, а потом из России по фиктивным контрактам туда направлялись десятки миллионов долларов, растворявшихся в оффшорах или европейских финансовых структурах.
Так, ФБР удалось отследить судьбу $2 млн., принадлежавших ГТРК и поступивших TV and Radio of St.Petersburg inc. По данным ФБР, $430 тысяч были переведены в филиал Barclays Bank на Кипре, $400 тысяч — на счет некоего Валерия Мартюхина в Privatbank (Лихтенштейн), $1 млн. — на счет Jojan Consultants Ltd в английском Lloyds Bank.
Всего же, как насчитали следователи, за несколько лет Сыроежин и Егменов открыли четыре тысячи «отмывочных» фирм в Нью-Йорке, тысячу — в штате Дэлавер, несколько сотен — в Пенсильвании, Массачусетсе и Огайо. В общей сложности, через них прошли сотни миллионов долларов. Среди клиентов «прачечной» оказался и «вор в законе» Вячеслав Иваньков (Япончик), который в то время проживал в США.
Проблемы у Егменова и Сыроежина начались в 1995 году, сразу после ареста в Америке Япончика по обвинению в вымогательстве денег. Как считают российские спецслужбы, Сыроежин, рассказав все, что знал о делах «вора в законе», начал сотрудничать с ФБР. Егменов от предложения работать на ФБР отказался. В результате его обвинили в нарушении иммиграционного законодательства — при получении гражданства США Егменов скрыл судимость — и выслали в Россию.
Сыроежину же предъявили обвинения в «отмывании» денег, но он не получил тюремного срока. Бизнесмену всего лишь запретили заниматься деятельностью, связанной с привлечением финансовых средств других людей. Как позже выяснилось, такое милосердие к Сыроежину было проявлено отнюдь не случайно: он согласился стать секретным агентом ФБР и участвовать в мероприятиях против «русской мафии».
Летом 1996 года Сыроежин появился в Нью-Йорке уже как Михаил Гесс (эта фамилия его бабушки), он сорил деньгами, разъезжал на лимузинах и постоянно встречался с крупнейшими представителями «русской мафии» в США, в том числе и с «вором в законе» Александром Бором (Тимоха), ставшим преемником Япончика.
Последнему очень нужен был опытный финансист, знающий все местные нюансы. Вскоре Сыроежин стал бухгалтером Бора, Тимоха ему полностью доверял. Когда в 1998 году начали постепенно арестовывать людей Бора, он подозревал в предательстве кого угодно, но только не Гесса. «Вор в законе» даже делился с ним информацией, что ФБР «взяло их под колпак».
ФБР вывело Сыроежина из игры после того, как он сдал крупнейшую операцию русских и американских гангстеров на брокерском рынке, получившую название «дело брокеров». Тогда Александр Бор и представители мафиозных семей Гамбино и Гравано договорились со своими людьми на Уолл-стрит, что те станут искусственно взвинчивать на бирже цены акций мелких фирм, принадлежавших бандитам. Когда стоимость бумаг достигала верхних отметок, мафия их сбывала, зарабатывая десятки миллионов долларов. Покупатели же акций и инвесторы оказывались у разбитого корыта.
В 1999 году ФБР арестовало около 40 брокеров и гангстеров, в том числе и сына Бора. Сам Бор скрылся в Германии, где его задержали уже по подозрению в убийстве в 1991 году авторитета Ефима Ласкина. Он получил не очень большой срок, несколько лет назад вышел на свободу и сейчас проживает в Москве. После отбытия срока в американской тюрьме здесь обосновался и Вячеслав Иваньков.
Что касается Михаила Сыроежина, то о нем эти годы ничего не было слышно. А недавно в США разразились два финансовых скандала. В суд Калифорнии обратился бывший владелец и руководитель PSPP Holdings Кейт Голтшак. В иске он рассказал, что его компания при сотрудничестве фирмы, возглавляемой некогда популярным в США актером Ларри Вилкоксом, все это время занималась переводами денежных средств из Европы в США. Эти средства использовали для игры на бирже и т.д.
Когда же у PSPP Holdings возникли финансовые проблемы, Ларри Вилкокс заявил партнеру, что они попали в неприятную ситуацию. Поступавшие средства имели сомнительное происхождение, были связанны с «русской мафией», сейчас ее представитель очень недоволен. Этим представителем оказался Михаил Гесс, он же Сыроежин.
Как сообщил на суде Голтшак, к нему на Rolls Royce Phantom приехали несколько крепких русских ребят, они затолкали его в лимузин и отвезли к Сыроежину. Тот заявил испуганному бизнесмену, что в PSPP Holdings «зависли» его $1,5 млн., ждать их возвращения он больше не намерен. Михаил Гесс потребовал от Голтшака оставить все посты в PSPP Holdings, передать акции его людям, пообещав в противном случае «закопать» бизнесмена и членов его семьи.
Голтшак вынужден был согласиться, но через некоторое время обратился в суд с иском о признании незаконной сделки о переходе PSPP Holdings в другие руки. На слушаниях он заявил, что считает Михаила Гесса «авторитетом русской мафии».
Одновременно комиссия США по ценным бумагам и правоохранительные органы этой страны заинтересовались компанией LSVL. Ее руководителей Тодда Дениса и Ллойда Гордона обвинили в многочисленных нарушениях при работе с финансами и при игре на бирже. В ходе разбирательств выяснилось, что реальным владельцем компании является все тот же Сыроежин, который не имел права заниматься такого рода деятельностью.
Денис и Гордон заявили, что именно Михаил Гесс принимал все решения в LSVL, распоряжался ее средствами и т.д. После этих скандалов Сыроежин, по информации «Росбалта», спешно уехал из США. В начале марта 2009 года он уже был замечен в канадском Ванкувере. Случайно или нет, но после этого Интерпол и разместил информацию о Сыроежине на своем сайте, хотя Россией в розыск он был объявлен еще больше десяти лет назад.

Rosbalt
Фото с сайта Интерпола