НЕДОСТАЮЩАЯ БУТЫЛКА
Тимур БОЯРСКИЙ
В дополнение к знаменитому кинофильму Александра Рогожкина «Особенности национальной рыбалки» существует образец устного народного творчества следующего содержания.
Очередной рыбак поймал в озере очередную золотую рыбку. В соответствии с требованиями классики для своего освобождения рыбка должна выполнить три желания рыбака.
— Первое желание — ящик водки. Через три секунды после его озвучивания требуемый ящик спустился на парашюте с ближайшего облака.
— Второе желание — пусть в озере вместо воды будет водка. Через три секунды вода в озере превратилась в водку, в чём рыбак убедился с помощью дегустации.
— Ну, а третье желание?
— Ставь ещё бутылку, и — свободна.
Вам это ничего не напоминает? Тогда разрешите подсказку. Это напоминает переговоры израильского правительства с террористической организацией ХАМАС по поводу освобождения похищенного солдата Гилата Шалита. Сначала было согласовано освобождение 450 палестинских заключённых, отбывающих длительные сроки заключения. Потом выяснилось, что это только первый этап. Вторым этапом должно было стать освобождение палестинских детей (тех, которые бросают в израильские машины камни и бутылки с зажигательной смесью), женщин (тех, которые арестованы с поясом шахида на талии), министров и депутатов (тех, которые всё это финансируют, организуют и вдохновляют). А потом выяснилось, что должен быть и третий этап — освобождение не то пяти, не то десяти террористов, которые являются непосредственными виновниками гибели и увечий сотен израильтян.
Это и есть недостающая бутылка. Кто же эти люди, о которых так трогательно заботится ХАМАС, и без которых он обойтись никак не может? Это гроссмейстеры террора, организаторы и исполнители самых громких террористических актов последнего десятилетия, которые широко известны не только в Израиле, но и во всём мире.
— Хасан Саламе — осуждён на 38 пожизненных заключений за теракты в Иерусалиме и Ашкелоне, результатами которых были 46 убитых и более 100 раненых.
— Баидж Баядер — осуждён в 2004 году на 18 пожизненных заключений. За ним числится теракт в иерусалимском кафе Гилель, на автобусной остановке возле Црифина и на центральной автостанции в Тель-Авиве.
— Абдалла Барути — осуждён на 67 пожизненных заключений. В результате его миротворческой деятельности похоронено 66 израильтян и ранено более 500. В его послужном списке взрыв в иерусалимском ресторане «Сбарро», тройной теракт на иерусалимском променаде в декабре 2001 года и в кафе «Момент».
— Ибрагим Хамед — это рекордсмен по строгости судебного приговора. Он осуждён на 82 пожизненных заключения за то, что виновен в смерти 82 человек. Это он является организатором терактов в автобусе маршрута №4 на Тель-Авивской улице Алленби и в иерусалимском университете.
Не буду оглашать весь список. Те, кого я не упомянул, ничем не отличаются от упомянутых.
Я ни разу не был в израильской тюрьме. Возможно, что у меня всё ещё впереди. Об условиях, которые созданы для палестинских заключённых в израильских тюрьмах, я бы мог и не знать, если бы о них не рассказал в интервью ещё один знаменитый сиделец, командир преступного палестинского батальона «Танзим» Маруан Баргути. Его пока нет в списках кандидатов на освобождение, но, вероятно, это просто вопрос времени. Сама возможность давать интервью зарубежным изданиям свидетельствует о том, что израильская тюрьма не является самой строгой, самой неприступной и самой беспощадной тюрьмой в мире.
Маруан Баргути рассказал итальянской газете «La Stampa», что он встаёт в 6 утра и перед завтраком два часа бегает трусцой для укрепления здоровья. После завтрака покупает газеты «Гаарец», «Маарив», «Эдиот Ахранот» и арабскую газету Аль-Кудс, чтобы всегда быть в курсе событий. Затем смотрит телевизор. Чтобы смотреть телевизор далеко ходить не надо, телевизор есть в каждой камере. Кроме всего этого, он читает книги — в среднем две книги в неделю. В отличие от такого заключённого как Михаил Ходорковский, его не заставляют шить рукавицы.
В этом интервью заключённый Баргути объявил, что после ухода с поста президента палестинской автономии Махмуда Аббаса он выставит свою кандидатуру на вакантную должность, и у него нет сомнения, в предстоящей победе на выборах. Пять пожизненных сроков заключения, на которые он осуждён, его не смущают. Маруан Баргути посетовал только на два момента: газеты ему приходится покупать на собственные деньги, и в тюремном телевизоре ограниченное количество каналов. Вполне возможно, что начальник тюрьмы, познакомившись с его интервью, эти недостатки уже устранил.
Если кто-нибудь сомневался в том, что карательная система в Израиле достаточно строга, теперь эти сомнения должны развеяться. Впрочем, следует сказать, что сроки тюремного заключения, которые израильский суд навешивает на палестинских преступников, слишком велики. 82 пожизненных заключения это всё-таки много, и 5 пожизненных заключений не каждый сможет отсидеть, даже, если ему будут выдавать газеты бесплатно. Это обстоятельство можно использовать при переговорах, связанных с освобождением Гилата Шалита. Вопрос можно поставить так: освободите захваченного солдата, а мы сократим срок тюремного заключения, скажем, Ибрагима Хамеда с 82 пожизненных заключений до одного. А, если вы будете настаивать, то и Маруана Баргути после отбытия им первого пожизненного заключения больше держать в тюрьме не станем. Другими словами, козыри для дальнейших переговоров ещё не исчерпаны.