У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ

У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ

В последнее время в среде российской политической и экономической элите снова идет активное соревнование пессимистов и оптимистов. Причем поскольку аргументы первых, утверждающих что падение российской экономики якобы достигло дна, очень слабы, в доводы последних верится больше.
Действительно, высшим государственным лицам по должности положено не сеять панику и излучать оптимизм. Но когда их заявления и прогнозы в очередной раз не подтверждаются практикой, поневоле закладывается сомнение, а есть ли под этими сентенциями хоть какие-то основания и владеют ли эти люди ситуацией вообще?

Например, замминистра Минэкономразвития Андрей Клепач недавно «выдал», что ВВП РФ в феврале снизился на 7,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (это естественно меньше показателя празднично-похмельного января), из чего чиновник делает далеко идущий вывод, что спад замедлился и «...сейчас мы находимся около нижней точки» и экономический рост может начаться уже в IV квартале. При этом «есть риски, что вторая негативная волна может начаться осенью из-за нехватки кредитной поддержки и внутреннего спроса». Так что, как говорится, «бабка надвое сказала». Между тем независимые эксперты полагают, что пресловутая «вторая волна» уже идет и связана она с неумолимым сокращением спроса и как следствие сокращением предложения товаров и услуг, а также дальнейшим затуханием бизнес-активности и сокращением персонала.
Между тем первый вице-премьер Игорь Шувалов на недавнем брифинге бодро заявил прессе: «В целом у нас позитивное настроение». Связано оно с тем, что мировые цены на нефть колеблются в пределах $50/баррель и курс рубля тоже находится в запланированных пределах. Однако с окончанием холодного времени года спрос на энергоресурсы неминуемо сократится, а более в этом году стимулировать его нечем. Скорее, наоборот — по прогнозам ВТО, объемы мировой торговли в этом году упадут в среднем на 9%.
Однако это еще цветочки. Ягодки могут начаться вследствие закономерного кризиса на рынке банковских кредитов. Как прогнозирует лучший министр финансов всех времен и народов Алексей Кудрин, суммарный невозврат банкам не превысит 10%. На сегодняшний день по официальным данным ЦБР, доля просроченной задолженности физических и юридических лиц составляет соответственно около 3,4% и 2,5% от общего размера взятых ими кредитов.

Как считают эксперты, такие правительственные прогнозы чересчур оптимистичны. На фоне сокращения спроса и продолжения увольнений платежеспособность граждан и компаний стремится к нолю. По данным Ассоциации региональных банков, у некоторых кредитных учреждений из «первой сотни» доля «плохих долгов» (просрочка свыше 90 дней) уже сейчас достигает 40-50%. При есть разумные опасения, что к концу года долги будут составлять минимум 15% от всего кредитного портфеля банковской системы и примерно 3/4 из этого объема будет приходиться на кредиты юридических лиц. Это грозит обвалом банковской системы, который может случиться уже зимой 2010 года. Нельзя сказать, что в правительстве этого не ожидают. Как сообщил вице-премьер Сергей Собянин, «В последнее время осложнилась ситуация с возвратом кредитов». В связи с чем в федеральном бюджете на целевую помощь банкам заложено ни много ни мало 500 млрд. руб. Однако с учетом того, что «плохие» долги к концу года могут достигнуть минимум $90 млрд. или порядка 3 трлн. рублей, помощи хватит далеко не всем. Также характерно, что законопроект о банкротстве физических лиц, вокруг которого сломали столько копий и ступили столько перьев за последний год, благополучно забыт. Вместо него в Минэкономразвития готовят проект «мягкого» урегулирования задолженности граждан, которые из-за потери или снижения дохода окажутся не в состоянии оплачивать кредиты. Как лаконично сообщила глава ведомства Эльвира Набиуллина, «приобретает особую значимость вопрос реструктуризации банкротства физических лиц как по потребительским кредитам, так и по ипотечным». Что и следовало доказать....

При этом на словах правительство ратует за соцподдержку и стимулирование внутреннего спроса, а на словах продолжает перекладывать бюджетные деньги в карманы крупнейших банков, «системообразующих» предприятий и монополий, которые в обращении с ними руководствуются своими шкурными интересами, но никак не интересами населения и российской экономики в целом. Как сообщил вышеприведенный Игорь Шувалов, главные приоритеты антикризисного плана правительства — «стабилизация на рынке труда, соцподдержка населения». При этом правительство не отказывается от развития экспортных секторов, но стратегия в условиях кризиса ориентирована на «развитие внутреннего спроса». Как его будут развивать пока непонятно, но в ответ на справедливые жалобы регионалов, первый вице-премьер согласился, что ставки по кредитам не могут быть 20-25%, так как ни одна отрасль сегодня не способна получить прибыль, достаточную для возврата таких кредитов. Видно, высокий чиновник не в курсе текущих проблем российской банковской системы, а также того, что средства на депозиты многие банки уже привлекают под 17% годовых... Под какие же еще кредитные ставки им «отбивать» такие дорогие деньги?

Хотя жить в нашем царстве-государстве становится все тяжелей (А кому сейчас легко? Вспомним 1998 год!), наивные ожидания бизнес-сообщества и некоторых членов правительства (включая главу МЭР Эльвиру Набиуллину, замминистра финансов Сергея Шаталова), что из-за кризиса намеченная на 1 января следующего года единого социального налога (ЕСН) на страховые взносы будет отменена, не оправдались. Твердое намерение государства привести план (чуть не сказал, бомбу) в действие озвучил премьер Путин. Таким образом, ЕСН с регрессивной ставкой от 26% до 2% будет заменен на фиксированный взнос 34% (26% в ПФР, 5,1% в ФОМС и 2,9% — в Фонд социального страхования). Что в тяжелый для экономики момент больно ударит по бизнесу (а особенно по отраслям, где фонд оплаты труда занимает максимальную долю 0 образованию, здравоохранению, науку, СМИ, информационные технологии) и реальным доходам россиян. Ведь выкладывать все больше своих «кровных» за будущую пенсию, когда реально сегодня жить тяжело, согласитесь, обидно. Тем более обидно, что для того, чтобы получали деньги бедолаги-пенсионеры, деньги будут выниматься из кармана других, более молодых, бедолаг...
При этом отечественные медики предрекают вспышку известного спутника бедности и стресса — туберкулеза, а российские граждане все меньше ожидают хорошего. По данным недавнего опроса ВЦИОМ, 47% россиян считают, что больше всего от кризиса пострадала Россия, 56% респондентов отмечают снижение своих доходов за последний месяц, едва сводят концы с концами 32%, а даже на продукты денег не хватает 14% опрошенных. В качестве основных признаков кризиса 85% респондентов отмечает рост цен, 40% — сокращение доходов, 25% — вынужденный отказ от покупки некоторых товаров и услуг, 21% — задержку выплаты зарплат, пособий и стипендий, 14% — панику и депрессию и 13% — переход на сокращенный рабочий день и вынужденные неоплачиваемые отпуска.

Таким образом, образно говоря, жить долго и счастливо и помереть в один день на просторах единой России нам явно не светит. Уж слишком мы все разные, а власть и деньги имущие все больше норовят грести под себя. Вся надежда на знаменитый русский патриотизм, который заключается в способности любить Родину просто так, за то, что она есть, вопреки всем ужасам бытия. Кстати говоря, слово Русь происходит от названия небольшого славянского племени россов, живших на берегах притока Днепра — речки Рось. На этом фоне все потуги нынешнего киевского режима «западенцев» искусственно вырастить новую нацию и заставить её пользоваться во многом искусственно созданным «галичанами» языком просто блеф. Как известно, вплоть до XIX века украинский язык считался диалектом великорусского, а летописей на этом языке вообще в природе не существует. В качестве доказательства можно привести пример, что и Николай Гоголь и Тарас Шевченко были русскими патриотами. А попытки создать ложный исторический камуфляж выглядят как пресловутый «тришкин кафтан». В качестве курьеза можно упомянуть, что как стало известно из некоторых источников, начальник украинской военной разведки за участие в грузино-осетинском конфликте был награжден орденом князя Даниила Галицкого, который тоже был известен как русский патриот. Вот уж кто, наверное, в гробу перевернулся...

При всем том немцами на Руси прозывали всех иностранцев. И происходило это прозвище от слова «немой», потому что по-русски они обычно не разумели. Этимология некоторых слов весьма занимательная вещь. Например, предполагается, что слово «шаромыга» происходит от обращения пленных французов к русским во время Отечественной войны 1812 года «шер амиго» (дорогой друг). Интересно, как через два века будут «прозывать» тех, кто в угоду политическим амбициям вздумал ссорить братские народы и резать «по живому»? Ведь деньги хороший слуга, но плохой хозяин. «Оцифровать» человеческие отношения никому не удавалось. Хотя стремление сделать из денег религию прослеживается и в современной России. Например, некоторые именитые бизнес-тренеры проводят семинары на тему «Восприятие денег как потока энергии. Законы денег. Наработка практических технологий, шаблонов поведения для увеличения денежного потока». Впрочем, спрос рождает предложение. А спрос на такое шаманство, помноженное на шарлатанство, говорит о том, что общество подошло к катастрофической по своей бездуховности и денежному фетишизму черте... Страшно даже подумать, что мы увидим в конце этого, образно говоря, «тоннеля». Оно нам надо?