ПРОФЕССОР ХИЛЛ И РАДУГА

ПРОФЕССОР ХИЛЛ И РАДУГА

Малка РОЗЕНБЕРГ, Чикаго

EZRA — так называется организация, которая систематически проводит культурные мероприятия для русскоязычной общины. Здесь встречаются родственные души, которых связывает прошлое и настоящее, и в них не угас интерес к жизни.
Едва успели отзвучать аплодисменты предыдущих моноспектаклей, посвященных светлой памяти Михоэлса — «Мой Михоэлс», «60-летие Израиля», как Русский центр 17 марта с.г. порадовал зрителей следующим — «Профессор Хилл и Радуга». Был аншлаг.
Создатели всех моноспектаклей автор и сценарист Александр Лейдерман и исполнитель Алла Калугина, которую по праву можно назвать актрисой.
Литературной основой последнего моноспектакля стал рассказ А.Лейдермана, который был опубликован в журнале «Вестник» и перепечатан в других изданиях.
Музыкальное оформление и партия скрипки — Юрий Гурфинкель, партия фортепиано — Раиса Бекерман.
В основе рассказа и моноспектакля «Профессор Хилл и Радуга» лежит высокая нравственная проблема, связанная с пересадкой человеческого сердца. Профессор Хилл — квалифицированный хирург, специалист по пересадке сердца. Результаты его операций были блестящими. И он был счастлив, что возвращает обреченных к жизни. На пресс-конференциях на вопросы об удачах в хирургии он не отвечал.
Жизненные радости и удовольствия, такие как театр, концерты, путешествия, его не интересовали.
Однажды, идя по улице, профессор увидел большой рекламный щит. Он остановился. На рекламе — портрет пианистки удивительной красоты Зары Белл. Она была в этом городе на гастролях. Хилл всмотрелся в прекрасное лицо, и ему показалось, что пианистка на него смотрит.
Впервые в жизни Хилл пошел на концерт. Интуитивно, со сцены Зара посмотрела в его сторону. Она играла Шопена. И в музыке звучали радость и грусть, любовь и ненависть...
Закончился концерт. Профессор Хилл, желая познакомиться с Зарой Белл, зашел в гримерную. «Я знала, что вы придете», — сказала ему Зара. Глядя на нее, он думал о музыке и о том, как прекрасна эта женщина.
Хилл и Зара ехали в машине. Они говорили о композиторе, чьи произведения прозвучали в концерте.
— Если бы ему пересадила сердце, его похоронили бы на родине? — спросила Зара.
— Да! — ответил Хилл.
Они полюбили друг друга и стали встречаться...
Прошел год. Он посещал ее концерты. Однажды она ему сказала, что хотела бы видеть, как он работает. Профессор ответил, что это зрелище не для нее. И все же она приехала в клинику.
— Что случилось, моя Радуга?
Зара удивилась, что он назвал ее таким именем.
— До тебя я не знал, что такое личная жизнь. Ты подарила мне счастье, все цвета радуги, — ответил Хилл.
Но мысли его были о больном, который нуждался в срочной пересадке сердца, до завтра он не доживет. Ждали донора. Вдруг ассистент доложил, что привезли молодого человека в тяжелейшем состоянии — он попал в аварию. Реаниматоры пытаются его спасти. Хилл ждет. Все его мысли о доноре.
Спасти попавшего в аварию не смогли, он умер. Есть донор!
Зара читала его мысли. С тяжелой душой она уехала на концерт. Они не встречались. Он часто звонил ей, она не отвечала.
Через месяц, в отчаянии, он поехал в городок и пошел в таверну, где они любили бывать. Она тоже туда приехала — интуиция подсказала.
— Почему ты меня избегаешь? — спросил Хилл.
Она его пригласила пойти к морю:
— Вечером в гостинице я тебе все скажу.
Он думал, что больше не расстанется с ней, сделает ей предложение, и домой они вернутся как муж и жена.
Вечером Зара сказала Хиллу, чтобы он больше не искал ее.
— Быть твоей женой было бы счастьем. Но я сидела в клинике рядом с тобой и чувствовала, видела и читала твои мысли. Ты желал, чтобы донор умер.
Внутренний голос профессора повторил: «Может, хотел...»
Они расстались. «Спасти одного за счет другого» — эта мысль оттолкнула ее от него.
Профессор Хилл до конца жизни продолжал делать операции по пересадке сердца. Но у него появилась какая-то странность: он посещал могилы тех, чьи сердца бились в груди его пациентов.
Хилл часто слушал диски концертов Зары и размышлял над ее словами: спасти одного за счет другого — добро и зло. Однако он не искал встречи с ней. Он понимал, что сложно, а может быть невозможно жить с человеком, который проник в тайник твоей души.
Необычный, интересный моноспектакль Александра Лейдермана. Алла Калугина — театр одного актера. Ее мизансцены, дикция, правильные акценты завладели залом. Зрители следили за развитием действия, затаив дыхание. Муха бы пролетела, было бы слышно. Это говорит о многом. О том, что спектакль не просто интересный, он заставляет задуматься над нравственными проблемами.
Хочется сказать теплые слова благодарности Юрию Гурфинкелю — партия скрипки и Раисе Беккерман — фортепиано. В их исполнении звучала музыка Ф.Шопена, Ж.Массне, П.Чайковского. Это было прекрасное музыкальное оформление спектакля.
Специалист по звукозаписи Марк Шапиро профессионально провел спектакль. Аплодисменты на концерте Зары, биение сердца и другие звуковые эффекты были на высшем уровне.
Содержанию спектакля соответствовала и декорация.
Жизнь каждого человека — это сложная ткань, сплетенная из радостей и горестей, праздников и печалей, надежд и разочарований. Булат Окуджава мудро призывал нас говорить друг другу комплименты, дарить радость при жизни, пока человек еще может успеть принять дар и почувствовать чье-то внимание и любовь.
И мы благодарны всем участникам моноспектакля за радость встречи с настоящим искусством.
Спектакль закончился. Зал разразился бурными аплодисментами. Зрители долго не расходились. Было много цветов и теплых слов.

Фотография Иосифв БУРМАНА