ОТТОРЖЕНИЕ

ОТТОРЖЕНИЕ

Виктор БОРОВИКОВ

Глядя на сыто-мажорного депутата Верховной Рады, рассуждающего о диссидентстве, а дорогим костюмом и разухабистой позой смахивающего на комсомольских начальничков брежневского периода, вспоминалась досада чикагских украинцев, которыми с каждым сообщением из отечества овладевало разочарование. Кому теперь верить? Отвечал по-честному: не знаю; разве что вот лидеру одного из РУХов, экс-министру иностранных дел и главе верхорадского комитета евроинтеграции Б. Тарасюку. Потом переадресовал ему более конкретное любопытство: «Помогли наши деньги Майдану?», заинтересовались чи-кагские украинцы, русские и белорусы, только за несколько зимних дней 2004 г., собрав-шие и перечислившие «на помаранчевую революцию» около миллиона долларов — на счета украинского банка, про который узнали из рекламы, опять-таки, украинского теле-канала. Дождавшись времени, когда в Киеве наступило раннее утро, набрал мобильный номер бывшего министра. Собеседник ни о каких таких деньгах не слышал ни в 2004-м, ни позже, хотя в министерскую бытность (и не только), был, наверное, осведомлён. Веро-ятно, пожертвования так и остались тайной за банковскими печатями. Помолчав, бывший министр предложил ещё поспать.

Ну да забрезжившую в 2004-м демократию «помаранчевые» точно проспали-профукали. Некоторые пропрезидентские молчальники — с немалой для себя выгодой. Зимнюю по-лосу президентско-премьерского отчуждения, когда под ежедневно растущие цены поли-тики и СМИ как-то по-мазохистски неестественно внушают о будущей пользе этого ка-тарсиса — мол-де страна выйдет обновленной из кризиса — по-весеннему нежданно громко и весело всколыхнула инициатива донецких студентов о присвоении их альма-матер — Донецкому национальному университету, имени выпускника этого вуза — со-ветского диссидента и поэта В. Стуса, в середине 80-х уничтоженного коммунистическим режимом.

Гуманитарный почин произвёл эффект новой Хиросимы в комсомольских головах геби-стов-коммунистов, к которым негоже приставлять определение «бывшие». Последовала бурная реакция отторжения по лекалам 1937 г. Верховная Рада день-деньской провела в поединках — поддерживать студентов — не поддерживать, а после, наконец, отрядила в славный град двоих авторитетных пани при парламентских депутатских мандатах. Ком-мунистку и регионалку, общеизвестных агрессивным неприятием несогласного мнения. Инициатива придвинулась к «точке замерзания». На таковом финале настаивали раздра-жённые участники этой встречи с народными депутатами Е. Самойлик и Е. Бондаренко. Ортодоксальное мероприятие было как северодонецкий «съезд победителей Януковича». Рассказывает один из студентов С.: «Отпиарилась на вузовской трагедии коммунистка Е. Самойлик, озвучившая среди «выдающихся имён» сталинского всесоюзного старосту М. Калинина, якобы также достойного университетского имени. Но почему же тогда не ста-линского «железного наркома» Л. Кагановича, чья подпись увенчала один из документов об основании университета, тогда института. Старалась «поставить точку» и Е. Бондарен-ко. Осуждавшие нас с трибуны, выкриками с мест, изощрённо состязались в мастерстве обструкции, и всё это мероприятие было, как дежа-вю предыдущей конференции...» Пе-ред этим состоялась конференция, на которой трудовой коллектив проголосовал против присвоения университету имени В. Стуса. Большинство студентов, коих в университете больше двух десятков тысяч, не голосовали.

Спустя пару недель в город терриконов наведались ещё пиар-охотники. Видный украино-вед Н. Жулинский прочитал студентам и преподавателям лекцию о Н. Гоголе. Нардеп и лидер пропрезидентского формирования в Раде В. Кириленко, собственно, и явившийся модератором и проводником «стусовской» инициативы, поведал о В. Стусе. Но больше всё-таки о себе любимом, созвучно «вузовским комсомолистам» утешительно высказава-ясь в том смысле, что-де, ежели из 600 подписей, собранных под инициативой, окажутся фальшивки, то это будет означать, что впросак в компании с ним угодил весь кабинет ми-нистров Ю. Тимошенко. Студенты попытались пояснить ему, чего стоят аналогичные ут-верждения руководителей вуза, однако, народный депутат напрочь отказался встретиться с авторами конфликтной инициативы. Рассказывает один из инициаторов, студент Р.: «Как нам сказали неофициально, по представлению прокуратуры проверяются подписи под заявлением инициаторов. Применяется психологическое давление на студентов — за-пугиваниями «пятилетними сроками за подделку», идеологическими наездами по типу — за уголовника, фашиста подписался…»
Нардепы-демократы предпочли умолчание. Тогда-то и подумалось о том, откуда у «чи-кагских хлопцев украинская грусть».

Конечно, хочется верить ершистому студенту-историку Юрке Матущаку, в отличие от хитромудрых нардепов не избалованному нарядами и наличными средствами. Выдал ему на удачу пенни — цент, бережно упрятанный в нагрудный карман, и то были единствен-ные «американские деньги», им полученные. Для Юры загадка, о каких таких «деньгах» по-нафталинному заученно трындят студенческие давители. Его друзьям и соратникам по «Поштовху» (в англоязычном значении — Push), тоже верится. Сергею Солодкому, рус-скоязычному студенту университета, единственному среди нескольких сотен вузовцев, наперекор косности голосовавшему «за» диссидента и поэта В. Стуса… Шахматному чемпиону, студенту Л. Самофалову, без разговоров позволяющему друзьям «юзать» свой ноутбук, на который копил не один месяц… Иначе обстоит с культуртрегерами нацио-нальной духовности. Вот в министерстве образования и науки окружение сбивчиво от-комментировало: пусть, мол-де, донецкие сами разбираются, не дозрели они там до Стуса.
Это как если бы В. Стуса снова приговорили. Посмертно.

P.S. В Киев «поштоховцы» собираются трудно, билет в один конец — размером с месяч-ную стипендию, а надо ещё выпустить газету, на которую у каждого уходит полстипен-дии. Встретились, говорили долго, а затем появилось это Обращение —соотечественникам и участникам Всемирного Российского Форума, которых донецкие студенты призывают проявить солидарную поддержку в гуманитарном и культурно-просветительском продвижении. За соблюдение прав и гражданских свобод, против не-публичного манипуляторства властей, равнодушия и авторитаризма, двойных стандартов порочной системы.


К ОРГАНИЗАТОРАМ И УЧАСТНИКАМ ВСЕМИРНОГО РОССИЙСКОГО ФОРУМА В ВАШИНГТОНЕ
«С этим осознанием утверждаем, что борьба В. Стуса не окончена, его «хельсинк-ский» путь не пройден до конца. Мы, единомышленники и последователи, открыто и публично заявляем о необходимости добиваться неукоснительного соблюдения прав человека, свободы и права высказывать свои убеждения, противостоять двойным стандартам и коррупции — всему тому, что мешает становлению гражданского общества. Мы отстаиваем положения, документально закреплённые основопола-гающими международными конвенциями. В частности, содержащиеся в Европейской Конвенции о правах человека, в брюссельских соглашениях, ратифицированных и под-писанных на высоком уровне, однако, не выполняемых украинскими властями. Осно-вываясь на этих принципах, гласно и публично провозглашаем создание новой обще-ственной организации «Украинская Брюссельская Группа», целями которой является напоминать власти о взятых перед международной общественностью и народом Украины обязательствах, честное и беспристрастное информирование обществен-ности о фактах произвола, нарушениях прав и достоинства человека, где бы таковое ни происходило. При этом подчёркиваем, что методы и способы достижения целей, вся деятельность организации является мирной, публичной, прозрачной для общест-ва, нерадикальной и ненасильственной. Основываясь на этих принципах, приглашаем к солидарному участию в достижении означенных целей наших единомышленников в России и в других странах СНГ.
Обращаемся к Форуму с просьбой поддержать наше предложение».

P.P.S. Инициатива присвоения донецкому университету имени В. Стуса как лакмусовый тест, помогающий установить «кто есть кто» в обстановке двойных стандартов. Поэтому, наверное, у лукавых возникла идея уже после «точки» подвергнуть сомнению факт досто-верности студенческих подписей под инициативой присвоения университету имени В. Стуса. Чтобы прослыть ревнителями «буквы», а никак не душителями вольнолюбивого духа.