МУЗЫКА НА СЮЖЕТЫ ПУШКИНА В РУССКОМ ЦЕНТРЕ
Лев БОЯРШИНОВ, Чикаго
За последние годы многие посетители Русского Центра стали участниками встреч с русской классической музыкой.
Автор этих строк, ведущий упомянутых встреч, физик по профессии, с детства занимается музыкальным коллекционированием. Вначале это были граммофонные пластинки, затем магнитофонные ленты. Часть их была привезена в США. В эмиграции коллекция пополнялась, в основном, видеозаписями.
Некоторые записи периодически демонстрировались в Русском Центре в сопровождении необходимых комментариев.
Не секрет, что посетители Русского центра по большей части, увы, люди не первой молодости. И они обычно хорошо знакомы с русской культурой. На родине они посещали театры и концертные залы, слушали классические музыкальные произведения по радио или телевидению. Поэтому им приятно вспомнить любимых с молодости композиторов, а также великих музыкантов-исполнителей. И эту возможность дают им встречи с прекрасным, которые организуются в Русском Центре.
Но мне хотелось бы остановиться на музыкальных произведениях на стихи и сюжеты А.С.Пушкина, всем с детства знакомых и любимых опер, балетов, романсов. Тем более что среди композиторов-«пушкинистов» были такие корифеи, как Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков, Мусоргский, Астафьев и многие другие. Разумеется, свое слово сказали гениальные певцы, начиная с Шаляпина. Каким откровением было исполнение им партий Бориса Годунова, Алеко или Мельника, а также И.Козловским партии юродивого («Борис Годунов») или Л.Собиновым и С.Лемешевым партии Ленского! Всех не перечислить!
Стихи Пушкина удивительно музыкальны сами по себе. Выдающиеся чтецы-декламаторы прекрасно передавали их великолепную мелодичность, ритм. Однако в музыкальном переложении многих выдающихся композиторов произведения Пушкина начинают играть новыми красками, а иногда в них появляются совершенно новые сюжетные линии!
Достаточно вспомнить оперу П.И.Чайковского «Пиковая Дама», в основу которой положена одноименная пушкинская повесть. Эта одна из самых популярных в мире опер написана на либретто брата композитора Модеста. Либретто значительно отличается от первоисточника. Герман в опере — не корыстный человек, готовый на все ради денег. Он, скромный офицер, охвачен страстной любовью к девушке-аристократке Лизе. И лишь потом, постепенно, мысли о богатстве, о грудах золота, вытесняют образ Лизы из его помутившегося рассудка. В опере у Германа больше человеческих черт, чем в повести Пушкина. И по музыке чувствуется, что Чайковский испытывает больше симпатии и сочувствия к своему герою, чем Пушкин.
В Русском Центре был показан киновариант оперы, где играют драматические артисты, а вокальные партии озвучивают оперные певцы. Не секрет, что часто внешность оперных певцов не соответствует внешности героев. В киноверсии это несоответствие устраняется: оперных певцов на экране дублируют драматические артисты. Партию Германа пел один из лучших исполнителей этой роли в Большом театре оперы и балета Зураб Анджапаридзе. В других вариантах эта партия звучала в исполнении Владимира Атлантова или Пласидо Доминго. Дуэт Лизы и Полины исполнялся выдающимися певицами современности Марией Гулежной и Ольгой Бородиной. Интересно, что в сцене, где Герман пытается выведать тайну трех карт, его роль играет и поет великий тенор Сергей Лемешев! Он никогда не исполнял эту партию в оперных театрах: у него не было достаточной мощи голоса, красивейшего по тембру. А вот кино позволило ему спеть и сыграть этот ключевой момент в творениях Пушкина и Чайковского. А в числе «дублеров» был Олег Стриженов и др.
Уникальна судьба пьесы Пушкина «Борис Годунов». Эта трагедия шекспировского масштаба практически не находила дороги к театральной сцене. Редкие постановки большим успехом не пользовались. Новую жизнь вдохнула в нее музыка М.Мусоргского, сочинившего оперу под тем же названием. Парадоксально, но эта опера получила большую популярность, чем пушкинский оригинал. И она прочно вошла в репертуар оперных театров не только в России, но и во всем мире. Многие постановки имели блестящий успех. Этому способствовали великие певцы, исполнявшие главные партии. Достаточно вспомнить уже упомянутые имена Ф.Шаляпина или И.Козловского. В показанной в Русском Центре видеозаписи «Бориса Годунова» сохранилось исполнение самых выдающихся певцов Большого театра середины прошлого века: А.Пирогова, И.Козловского, Н.Ханаева, А.Кривчени, Л.Авдеева, Г.Неллепа, а также замечательного болгарского баса Б.Христова.
Та же судьба постигла и оперу М.Глинки «Руслан и Людмила», оперу «Русалка» А.Даргомыжского, оперы «Моцарт и Сальери», «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане», оперы «Алеко» и «Скупой рыцарь» А.Рахманинова. Все они, благодаря музыке, опять же получили большую и лучшую сценическую историю, чем пушкинские оригиналы, на тексты которых они созданы.
Опера П.Чайковского «Евгений Онегин» не раз звучала в Русском Центре как целиком, так и фрагментарно: отдельными ариями в исполнении великих певцов: С.Лемешева, И.Козловского, Г.Вишневской и др. Особенно хочется отметить исполнение арии Гремина великим басом М.Рейзеным в день его 90-летия. Такого история мировой оперной сцены еще не знала! Девяностолетний певец пел в огромном зале Большего театра в присутствии 2 тысяч слушателей. У него не было ни микрофона, ни усилителей, но могучий бас был слышен в любой точке зрительного зала. Когда Марк Осипович кончил петь, все присутствующие встали и устроили ему восторженную овацию.
Остановимся на демонстрации других произведений на пушкинские сюжеты.
Оперы С.Рахманинова «Алеко» и «Скупой рыцарь». Опера «Алеко» была дипломной работой девятнадцатилетнего композитора в Московской консерватории. Опера была написана за 17 дней! Ее сразу же поставили в Большом театре, и с тех пор постоянно исполняется в разных театрах, а каватина Алеко часто звучит в концертах. Одним из великих исполнителей ее был Шаляпин. После его пения Рахманинов писал, что до сих пор постоянно слышит рыдания своего героя. Именно в исполнении Шаляпина эта ария прозвучала в Русском Центре. Однако нельзя не вспомнить имена других певцов: А.Огнивцева, М.Рейзена, Б.Златогорова и др.
Рахманинов написал также оперу «Скупой рыцарь». Она не стала столь популярной, как «Алеко», но содержит ряд прекрасных мелодий. Одно из исполнений этой оперы было показано в Русском Центре. К сожалению, постановка была «осовременена», и все ее персонажи пели и играли в современных костюмах. Зато текст Пушкина в опере сохранен дословно. В заглавной партии выступал питерский певец С.Лейферкус. Им великолепно был исполнен «центральный» монолог своего героя.
А еще звучали опера «Мазепа» (Чайковский), где заглавную партию пел П.Лисициан, опера «Русалочка» (Даргомыжский), где арию Мельника пел А.Кривченя, опера «Дубровский» (Направник), где арию Владимира исполнил шведский певец Н.Гедда; опера «Золотой петушок» (Римский-Корсаков) — Шамаханская царица — Е.Зимина. А сцены из оперы «Сказка о царе Салтане» были даны в исполнении немецких артистов. Великолепный «Полет шмеля» звучал как в исполнении оркестра (дирижер З.Мета), так и великого скрипача Иегуды Менухина.
С балетами Пушкину повезло меньше, чем с операми. Невозможно понять, почему такие композиторы, как Чайковский, Глинка или Мусоргский проходили мимо пушкинских сюжетов. Наверное, наиболее значительным событием в этом плане стал балет Б.Асафьева «Бахчисарайский фонтан». Балет ставился в Москве и Петербурге. В нем блистали великие балерины ХХ-го века: Г.Уланова в партии Марии и М.Плисецкая в партии Заремы. В киноверсии этого балета были отлично видны лучшие качества этих балерин: нежность и лиризм в танце Улановой, темперамент и страстность в танце Плисецкой. В Русском Центре были просмотрены отрывки из «пушкинских» балетов «Медный всадник» (Глиер), «Кавказский пленник» (Асафьев), а также балет «Пушкин» (А.Петров). Все главные женские роли в этих балетах исполняла прима-балерина Мариинского театра (Санкт-Петербург) И.Колпакова.
В последние годы были также написаны и поставлены балеты «Пиковая дама» и «Евгений Онегин».
Билет «Пиковая дама» исполнялся на музыку 6-й симфонии П.Чайковского. Постановщик — Роланд Пети. Партию Германа танцует великолепный молодой танцовщик Н.Цискаридзе.
Балет «Евгений Онегин» поставлен балетной труппой из Канады. Сохранен весь сюжет оперы, но использована музыка других произведений Чайковского.
О романсах на слова Пушкина можно говорить бесконечно. На некоторые стихи поэта написаны романсы в нескольких десятков вариантов! Причем великолепные романсы были написаны не только композиторами-классиками: Глинкой, Даргомыжским, Бородиным, Мусоргским, Римским-Корсаковым, Рахманиновым и др., но и так называемыми дилетантами: Шереметьевым, Титовым, Есауловым, Яковлевым... В XIX-м веке больше половины всех романсов были сочинены на стихи Пушкина!
К сожалению, большая часть музыкальных произведений была написана после смерти Пушкина, и он не смог услышать их и порадоваться им. Правда, его реакцию на «Пиковую даму» в опере и балете предсказать трудно.
Нужно отметить, что романсы на стихи Пушкина звучали в разных вариантах почти на всех заседаниях чикагского Пушкинского общества. Их исполняли, разумеется, в записи выдающиеся оперные певцы, трио «Реликт», детские хоры, ансамбль молодого питерского певца Олега Погудина, молодые лауреаты конкурсов и т.д.
Пушкинские встречи в Русском Центре, основанные на исполнении музыкальных произведений на темы А.С.Пушкина и комментариях к ним, стали заметным культурологическим явлением в жизни русскоязычного Чикаго. Я искренне благодарен подвижницам-руководительницам этой замечательной организации Оле Прудниковой и Наташе Мининой за то, что они дали мне возможность донести сокровища русской музыкальной культуры до слушателей, русскоговорящих жителей нашего города, которые, уверен, присоединятся к этой благодарности.
Об авторе. Лев Боярышев, канд. техн. наук, доцент. В 1954 году окончил ленинградский Горный институт по специальности «Разведочная ядерная геофизика». Работал в геологоразведочных партиях НИИ Ленинграда, Обнинска и Москвы. Опубликовал более 100 статей в центральных научных журналах: ДАН, ЖЭТФ, «Ядерная физика» и др. Автор нескольких изобретений. Восемь раз персонально приглашался на международные конференции по ядерной физике, но ни разу не получил разрешения принять в них участие. В США с 1992 года. Волонтер Русского Центра. Автор обзоров-видеопоказов с комментариями на базе собранной им видеоколлекции.