«ЧТО СКАЗАТЬ ТЕБЕ, РОДНАЯ, ОБ АМЕРИКЕ ДАЛЁКОЙ?»
Андрей КАРЛОВ, Москва
«Что сказать тебе, родная, об Америке далёкой?
Велика, богата нефтью и зерном.
Много банков, климат тёплый!
Дети зреют раньше срока
Населенье – программисты в основном».
(Тимур ШАОВ, «Из Америки – с любовью».
Далее — все цитаты из этого произведения.)
А, собственно, что мы в России знаем об Америке? Все поголовно зачитывались Фенимором Купером, а позже — Джеком Лондоном, восхищались подвигами пионеров-первопроходцев, мужественно сражавшихся с кровожадными индейцами, резавшими бедных переселенцев и при первой возможности сдиравших с них скальпы... Кстати, впоследствии оказалось, что идея перевести ритуальное снятие скальпа противника на коммерческую основу — это ноу-хау европейцев: так они учитывали в расчетах с дружественными индейцами (и не только) количество убитых ими противников…
В детстве мы все были, разумеется, на стороне мужественных пионеров с «Мэй Флауэр», покоряющих дикую, нецивилизованную Америку, несущих культуру в массы кровожадных индейцев… Правда, с возрастом начали закрадываться подозрения, что все не так прямолинейно-просто, и, если кто-то решит нести мне культуру на конце штыка, при этом выгоняя меня из дома – я, пожалуй, не просто скальп — я с него с живого спущу шкуру и поставлю чучелом на пороге своего дома в назидание будущим «миссионерам»… Кстати, если обратиться к литературе о временах открытия Америки — тогда наши симпатии были не на стороне конкистадоров типа Кортеса и прочих «миссионеров», а исключительно и безоговорочно были отданы гордым, но доверчивым индейцам… Впрочем, я отвлекся.
Потом мы открыли для себя Америку Гарриэт Бичер Стоу — Америку, в которой жил-поживал добрый старый негр (уж простите мне это слово) Дядя Том и Америку великого юмориста и философа Марка Твена — страну, где процветало рабство и свобода одновременно… И еще — попозже — открыли Америку О’Генри. Пожалуй, Америка О’Генри и Твена нам была ближе и понятнее — и по времени, и по героям…
«Все живут там, как в деревне, околачивают груши.
Ходят в гости, жарят мясо во дворе.
Популярны здесь Мадонна, баскетбол и слово "булшит".
Не нашёл я это слово в словаре…
Здесь богатым быть не страшно, не сошлют в тайгу, в болото
Даже с парой миллиардов за душой.
Если здесь бежит мужчина,
то не потому, что его ловит кто-то
А потому, что для здоровья хорошо».
Меня, кстати, удивляет какое-то беспечное отношение к собственной безопасности у американцев: смотришь фильм «из тамошней жизни» и поражаешься — одинокая женщина живет с ребенком в пригороде, в доме кроме них — никого. Она, рассуждая о возросшей преступности, выходит из дома, тщательно запирает стеклянную входную дверь… Вы видели загородные дома в России — это же крепость! Самый популярный у нас товар – металлические двери, решетки на окна и противовандальные жалюзи для загородных домов, но даже и при всех этих прибамбасах человек не может быть уверен в безопасности… А тут — стеклянная дверь и замок! Американская вера в неприступность запертой двери просто потрясает! Это при том, что преступность в Америке — вещь вполне реальная. И тут — в разном подходе к охране жилища — чувствуется, что между русскими и американцами разница есть, и немалая: если в Америке полицейский может войти в жилище человека только при соблюдении всех законных процедур (во всяком случае, так происходит в фильмах и книгах об Америке), то в России от «законников» нет никакого действующего закона. Вернее, есть — но в теории, а на практике любой сотрудник милиции стоит «над законом» и руководствуется в своей деятельности некими «оперативными интересами». Да и вообще, в отличие от Америки, где все прописано в законах и любой адвокат защитит любого гражданина от любого посягательства на его гражданские права, говоря о законах Российских, само слово «правоохранительные органы» можно смело брать в кавычки! Ибо ничего и никого они не охраняют — кроме собственных ведомственных интересов да «чести мундира» как они сами ее понимают, а понимают они это, как невынесение сора из избы…
«Все тут братья – чёрный, белый.
Все – как родственные души.
Мне сказали: "Только в Гарлем не ходи!"
Я спросил: "А дружба наций?"
Мне сказали: "Это булшит!"
Дружба дружбой, но дистанцию блюди!»
Россия всегда гордилась своей толерантностью к национальностям – «Союз нерушимый», «братья навек» и все такое прочее. Но, почему-то, слово «еврей» во все века на Руси произносилось как-то «в сторону», с подтекстом и шепотком. Неудобное это слово — вроде и не ругательное, «словарное», а все-таки с каким-то подтекстом… Впрочем, по этому поводу у нас было оправдание: у нас, мол, евреи и в искусстве, и в литературе, и лауреаты — вон, хотя бы Ростропович, а в Америке негров угнетают, Ку-клукс-клан и прочие энтузиасты… А потом Америка подложила нашим пропагандистам очередную подлянку — избрали президентом Барака Обаму, афроамериканца. Правда, и у нас к этому времени слово «еврей» научились произносить без излишних эмоций. И даже по центральному телевиденью в своем юбилейном концерте великий русский певец — еврей по национальности — Иосиф Давидович Кобзон спел «Хаве нагила» в сопровождении Государственного Академического военного ансамбля им. Александрова. Прозвучало — сногсшибательно! Представьте себе — мордатые прапорщики с чугунным выражением лица тянут: «Хаве на-а-аги-ила, хаве на-агила»… Блеск! Так что, и в понимании национального вопроса мы, можно сказать, с Америкой идем «ноздря в ноздрю». Правда, не уверен, что в обозримом будущем у России может появиться президент-еврей… Ну, разве что — скрытый.
А вообще — перевирая классика: «Люблю Америку, но — странною любовью». У нашего поколения любовь к Америке и всему американскому — к моде, музыке, кино, словом, ко всему, что называется Американский образ жизни — так вот, эта любовь у нас была типа фиги в кармане. Мы — в отличие от Америки, которую по праву называют «страной эмигрантов», — являемся страной «эмигрантов внутрь себя». Не принимая внутренне «совок» и не имея возможности убежать за границу, мы ловко научились создавать «внутреннюю Америку» — как мы ее себе представляли, некое идеальное государство, даже скорее, Страну Чудес… Гордо носили американские (чаще — поддельные) джинсы, слушали «Битлов» «на костях», а особо крутые — и на фирменных дисках, запиленных до неузнаваемости, жевали жвачку, окольными путями попадавшую в СССР (до сих пор не могу понять — почему штаны и жевательную резину не закупало государство при том-то спросе!)… Но, видимо, жвачка и холщевые портки в те времена были вредны идеологически… Интересно, что с переменой идеологии любовь к Америке и американскому здорово подвяла. Нет, джинсы и сейчас пользуются спросом, иномарки раскупаются с большей охотой, нежели ущербные изделия родного автопрома, но это уже не от любви, а их чисто прагматических соображений. А фильмами, по-моему, просто объелись…
«Всё тут тихо, мирно, скромно, пьют немного.
Правда, в бизнесе недюжинная прыть
Пишут на деньгах: "Мы верим в Бога"
Прям на долларах. Ну, чтобы не забыть».
Вот насчет «пьют немного», тут, мне кажется, Шаов не прав, во всяком случае, практически все мои знакомства с американцами перерастали в грандиозные пьянки… Впрочем, может мне просто так везло? А насчет веры в Бога — тут мы тоже догнали, и, похоже, уже перегнали Америку: теперь у нас в церковь ходят даже коммунистические лидеры — Зюганов, например. Да и церквей пооткрывали за короткое время — не счесть. Так что — в России все в порядке, Бог с нами!
«И пора уже бы нашему народу
Вместо Ленина – в каждом городке
Поставить маленькую статую Свободы
С "Джонни Уокером" в протянутой руке!
Мы ж похожи с ними очень! Та же гордость, мессианство.
Тоже умники и тоже трепачи.
Если мы научим янки пьянке,
а они нас пуританству,
Нас вообще родная мать не отличит».
А вот в этом я с Тимуром Шаовым полностью солидарен — в принципе, мы одинаковы с американцами — люди вообще-то мало друг от друга отличаются, все различия между нами придумали политики, чтобы не остаться без работы…