БЛИЖНИЙ ВОСТОК: НОВАЯ СТРАТЕГИЯ США

БЛИЖНИЙ ВОСТОК: НОВАЯ СТРАТЕГИЯ США

Рамис ЮНУСОВ

По мере приближения 7 июня — даты проведения парламентских выборов в Ливане — обстановка в стране все более усугубляется. По мнению политологов, шансы на успех у противоборствующих сторон — прозападной коалиции во главе с С.Харири и политических сил, ориентирующихся на Сирию, во главе с «Хезболлах» — примерно равны. В этих условиях США и их западные союзники опасаются возможной победы просирийских партий и движений и стремятся различными способами воздействовать в свою пользу на исход голосования. Именно с этой целью Бейрут 22 мая посетил вице-президент США Дж. Байден, имевший встречи с президентом Ливана М. Сулейманом, премьер-министром Ф.ас-Синьорой, спикером парламента Н.Берри, С. Харири и министром обороны И. Муром. И хотя Байден утверждал, что его визит не преследует цель «поддержать какую-либо партию», заявления, сделанные вице-президентом США в Бейруте, говорят об обратном. В частности, Байден сообщил, что американская помощь Ливану, в т.ч. военная, будет зависеть от того, какое правительство придет к власти в стране.
«Хезболлах» расценила визит Дж.Байдена как прямое вмешательство во внутренние дела страны. В действительности, новая администрация Белого дома весьма активно взялась за дело, и хотя пока видимых и ощутимых результатов их деятельности нет, Барак Обама и его команда ныне находятся в самом начале пути, и в данный момент критика их действий является поспешной. Однако переговоры, прошедшие в Вашингтоне между премьер-министром Израиля и президентом США показали наличие разногласий в позициях сторон по урегулированию палестинской проблемы и схожесть подходов в отношении ядерной программы Ирана.
Глава американской администрации подверг критике израильские власти за строительство еврейских поселений на палестинских территориях Западного берега реки Иордан (ЗБРИ). Со своей стороны Б.Нетаньяху вновь не упомянул о возможности создания палестинского государства, отметив, что палестинцам прежде всего следует преодолеть внутренний раскол. Тем не менее, Нетаньяху заявил о готовности возглавляемого им правительства немедленно начать мирные переговоры, но при условии признания палестинцами еврейского характера Государства Израиль. Кроме того, он сообщил о готовности возобновить переговоры с Сирией, однако без каких-либо предварительных условий.
По мнению Б.Нетаньяху, для достижения мира на Ближнем Востоке все заинтересованные стороны должны пойти на компромиссы, но при этом любые соглашения должны быть подкреплены гарантиями безопасности Израиля. 21 мая Нетаньяху заявил, что Израиль навсегда сохранит единый Иерусалим и никогда не пойдет на раздел этого города. По мнению же Госдепартамента США, окончательный статус Иерусалима Израиль и палестинцы должны определить на переговорах. Заявление Нетаньяху об Иерусалиме осудила Франция. Таким образом, США и Израиль не пришли к единому мнению по палестинскому вопросу, хотя, как видится, не следует преувеличивать имеющиеся между двумя странами разногласия.
Однако противоречия терзают и противоположный лагерь. Очередной раунд примирительного диалога между движениями ФАТХ и ХАМАС, завершившийся 18 мая в Каире, и последующие события продемонстрировали сохранение серьезных разногласий между двумя ведущими палестинскими политическими силами. По итогам пятого раунда примирительных переговоров между противоборствующими палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС было сообщено о достижении принципиальных договоренностей о создании совместных сил безопасности в секторе Газа, контролируемом ХАМАС, и о формировании временного Высшего комитета, который заменит правительство до выборов в январе 2010 г. нового состава палестинского законодательного собрания. Посредничающий на переговорах начальник египетской разведки генерал О.Сулейман сказал, что в случае успеха межпалестинского диалога Каир может открыть на постоянной основе границу с сектором Газа. Вместе с тем представитель ХАМАС заявил, что договоренность о формировании совместных сил безопасности должна распространяться не только на сектор Газа, но и на территории ЗБРИ, которые подконтрольны движению ФАТХ.
Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас 19 мая привел к присяге новое правительство во главе с С.Фаядом, основу которого составили члены ФАТХ. Аббас подчеркнул, что решение о создании правительства не является препятствием для продолжения межпалестинского диалога, а в случае его успеха этот кабинет министров незамедлительно уступит место правительству национального единства. Однако, по мнению ХАМАС, решение Аббаса обрекает диалог на провал и только усиливает противоречия.
Немаловажную роль в регионе продолжает играть Россия. 23 мая министр иностранных дел РФ С. Лавров встретился в Дамаске с главой политбюро ХАМАС Х. Машаалем. Лавров отметил, что в последнее время ХАМАС стал оценивать ситуацию более реалистично, а в России убеждены в необходимости поддерживать контакты с ХАМАС. С. Лавров также заявил, что «в нашей стране рассчитывают, что все палестинские движения смогут договориться между собой и прислать в Москву на международную конференцию по Ближнему Востоку единую делегацию». Зримо ощущается желание Москвы взять инициативу в свои руки и, заявляя миротворческие лозунги, привлечь к себе внимание международного сообщества, тем самым рассчитывая вовлечь Вашингтон в более тесный диалог по решению проблем в регионе Ближнего Востока.
Еще один немаловажный факт. Иран продолжал проявлять интерес к региональным организациям, в частности, на этот раз не к Шанхайской организации сотрудничества, как было раньше, а к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Участниками ОДКБ, созданной в мае 1992 г., являются семь государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В апреле сего года посол Ирана в России Махмуд Реза Саджади заявил о том, что Иран сейчас очень активно решает вопрос о формате сотрудничества с ОДКБ. В секретариате ОДКБ подтвердили, что в последнее время Иран действительно проявляет интерес к ОДКБ и ее нормативной правовой базе. В течение последних полутора лет прошло несколько встреч генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи с официальными лицами Ирана. Однако, по сведениям российских СМИ, при этом сам г-н Бордюжа заявил, что ОДКБ действительно сотрудничает с Ираном по ряду направлений, например, таких, как борьба с незаконным оборотом наркотиков. Но вопрос о том, что Иран готов вступить в ОДКБ, не стоял. Хотя в секретариате организации не исключают, что Иран в перспективе может получить в ОДКБ статус страны-наблюдателя, поскольку это не противоречит уставу ОДКБ и Конституции Исламской Республики Иран.
Политика Ирана в этом направлении вполне понятна и обоснована. Стремясь в одну из региональных организаций, предполагающих обеспечение безопасности ее членов, Тегеран пытается получить зонтик безопасности на случай крайнего обострения своих отношений с Израилем и, не исключено, с США. Какую задачу перед собой ставит Кремль? Думается, вряд ли Иран может войти в состав ОДКБ, однако иметь лишний раздражитель для Белого дома Москва считает вовсе не лишним.
Вашингтон разрывается между решением различных проблем. В Ираке, несмотря на все потуги Белого дома, ситуация к лучшему не наблюдается. Серия крупных терактов, совершенных за недавнее время в Багдаде и некоторых других городах страны и приведших к многочисленным человеческим жертвам, со всей очевидностью продемонстрировала хрупкость нынешней ситуации в этой стране. Иранская проблема приобретает довольно любопытные очертания. Глава Пентагона Р. Гейтс 23 мая сообщил, что американское военное ведомство по просьбе президента Б.Обамы обновило свои военные планы в отношении Ирана. По словам Гейтса, США никогда полностью не исключали возможность нанесения военного удара по ИРИ в случае, если дипломатические усилия по предотвращению создания в этой стране ядерного оружия будут исчерпаны.
Как известно, 20 мая в Иране было проведено успешное испытание баллистической ракеты на твердом топливе «Седжиль-2», имеющей дальность пуска до 2000 км. Предыдущее испытание ракеты этого типа прошло в ноябре 2008 г. Израильский ответ не заставил себя ждать. 25 мая завершились крупные учения авиации и ПВО Израиля. На них отрабатывались вопросы защиты территории страны от ракетных и авиационных ударов со стороны Ирана и Сирии, ракетных ударов с территории Ливана (Хезболлах) и из сектора Газа. По оценке министра обороны Израиля Э. Барака, «учения были успешными и важными». По мнению президента Сирии Б. Асада, «провал мирного процесса стал очевидной демонстрацией того, что Израиль является главным препятствием мира на Ближнем Востоке», а сирийский «опыт непрямых мирных переговоров с Израилем при посредничестве Турции представляет собой еще одно доказательство этому». Асад считает: «провал политических методов» предоставляет «легитимное право» тем силам, которые ведут борьбу против израильской оккупации. Однако, по словам Б.Обамы, решения палестинского конфликта и иранской ядерной проблемы «абсолютно никак не связаны» и будут развиваться в разных направлениях.
Сложная, напряженная обстановка сохраняется в северо-западных районах Пакистана, где правительственные войска продолжают масштабную операцию против боевиков движения «Талибан». А тем временем Пакистан сотрясают террористические акты. В Лахоре произошел теракт, в результате которого погибли 30 человек, 116 были ранены. По словам очевидцев происшествия, после взрыва началась перестрелка. По мнению многих аналитиков, это ответ на военные операции пакистанского правительства против «Талибан».
По итогам состоявшейся недавно конференции стран-доноров Пакистана властям этой страны решено выделить 224 млн. долларов для преодоления последствий нынешнего кризиса, в первую очередь с целью оказания помощи беженцам. Из этой суммы 110 млн. долларов выделяют США. В то же время пакистанское правительство считает, что для этих целей необходима сумма от 500 до 600 млн. долларов.
Председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал М.Маллен утверждает, что в настоящее время основное прибежище «Аль-Каиды» находится не в Афганистане, а в Пакистане. По словам адмирала, в последние два года отмечается «усиление смычки» между «Аль-Каидой» и движением «Талибан» с его различными ответвлениями. Поскольку американцы не могут направить свои войска в Пакистан, Маллен считает крайне важным развивать сотрудничество с Исламабадом, чтобы совместно бороться с общей угрозой. Председатель КНШ признал, что усиление группировки ВС США в Афганистане может привести к тому, что боевики начнут уходить на пакистанскую территорию, грозя дестабилизировать обстановку в соседней стране. Вместе с тем М.Маллен полагает, что Пакистан «более далек от перспективы полной дестабилизации, чем это многие считают». Адмирал также заявил, что Пакистан продолжает интенсивно наращивать свой ядерный арсенал, который, оценочно, насчитывает от 80 до 100 боеголовок различной мощности.
Несмотря на всю сложность ситуации в Пакистане и заинтересованность пакистанского руководства в американской поддержке, президент Зардари счел необходимым посетить Иран и подписать, по его и Махмуда Ахмадинежада выражению, «окончательное» соглашение по сооружению газопровода Иран-Пакистан-Индия. Общая длина указанного трубопровода должна составить 2.700 км, при этом 1.100 км пройдут по территории Ирана, 1.000 км — по территории Пакистана, и 600 км приходится на территорию Индии. Диаметр трубы составит 1.400 мм, однако, если Индия так и не согласится участвовать в проекте, ее диаметр составит 1.050 мм. Строительство должно начаться в соответствии с соглашением в середине 2010 г. и ориентировочно будет продолжаться в течение пяти лет. Общая стоимость строительства составит, по предварительным данным, 7,5 млрд. долл., но почти наверняка в процессе выполнения работ этот параметр будет постепенно возрастать: достаточно сказать, что в 1995 г., когда проект только задумывался, общая цена была на уровне 2,5 млрд. долл. Однако «окончательность» сего соглашения вызывает весьма обоснованные сомнения. Самая главная проблема заключается в том, что не решен вопрос источников финансирования проекта. И эта проблема многократно осложняется в настоящее время, в условиях нарастания финансово-экономического кризиса в мире, затронувшего, естественно, и Иран, и особенно Пакистан, и Индию, которым сейчас явно не до строительства этого газопровода. Так что реализация этого проекта весьма эфемерна.
И, наконец, на повестке дня — афганский вопрос, самый важный вопрос для Барака Обамы, о чем он неоднократно заявлял. Как уже сообщалось, глава Пентагона Роберт Гейтс отправил в отставку командующего американским и натовским контингентом в Афганистане Дэвида Маккирнана. «Это решение наилучшим способом отвечает интересам национальной безопасности США», — отметил министр обороны, выступая на проведенной специально по этому случаю пресс-конференции в Вашингтоне. Отправленный в отставку генерал Дэвид Маккирнан был назначен на должность командующего бывшим президентом Джорджем Бушем в январе прошлого года. Он известен как автор идеи наращивания количества вооруженных сил в Афганистане, и ему удалось добиться увеличения американского контингента в этой стране почти в два раза. Пентагон согласился отправить дополнительно 20 тысяч военнослужащих в эту страну, однако Маккирнан затребовал у Министерства обороны еще 10 тысяч солдат для борьбы с «Талибаном». На этой почве у него возник конфликт с главой Пентагона, который отказался еще больше увеличивать численность американского контингента.
Американский контингент в Афганистане, состоящий из 45 тысяч военнослужащих, и Международные силы по содействию безопасности в Афганистане (ИСАФ), в которые входят 32 тысячи солдат стран НАТО, возглавит Стэнли Маккристал. Ранее он руководил Командованием специальными операциями (СОКОМ). Именно спецназу предыдущий президент Буш поручил после терактов в США 11 сентября 2001 года играть ведущую роль в борьбе с террористами. Отвечая на вопрос журналистов, станет ли это концом карьеры для Дэвида Маккирнана, Гейтс сказал, что «скорее всего, да». «Сейчас подходящее время для того, чтобы внести перемены, — отметил Гейтс. — Проводимой в Афганистане операции требуются новое мышление и новый подход со стороны военного командования». По словам Гейтса, американским силам в Афганистане нужно новое командование, которое действовало бы в соответствии со стратегией президента Обамы. Министр обороны отметил, что новый глава контингента «должен идти в ногу с новой стратегией и новым послом США в Афганистане». Президент США Барак Обама согласился с рекомендацией своего министра обороны сменить командование в Афганистане. Об этом заявил пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс. Однако, как заявляют в Белом доме, «смена направления в Афганистане» не означает, что президент стал с меньшим уважением относиться к генералу Маккирнану. Да, конечно, Обама продолжает уважать заслуженного генерала, но, и это можно только приветствовать, свою «новую стратегию» он уважает больше. Будем надеяться, что сия «новая стратегия» принесет мир и стабильность этому многострадальному региону. Даже если этому будут предшествовать потрясения. Без них, думается, не обойтись.