ПОЛЬША И ГЕРМАНИЯ СЫГРАЛИ НА НАЦИОНАЛИЗМЕ

ПОЛЬША И ГЕРМАНИЯ СЫГРАЛИ НА НАЦИОНАЛИЗМЕ

Иван АНДРЕЕВ

На линии Польша-Германия опять искрит. Во время прошедших выборов в Европарламент политики обеих стран решили, что лучший способ привлечь симпатии избирателей — это поиграть на старых добрых националистических чувствах.
Первыми в этот раз начали немецкие парламентарии. Депутаты от ХДС/ХСС обратились с призывом осудить произошедшее после второй мировой войны выселение («изгнание») немецкого населения из стран Восточной Европы. Причем они потребовали международного осуждения подобной практики. В обращении немецких депутатов говорилось о необходимости приостановления дальнейшего расширения ЕС и «международного осуждения изгнания». «Существующая в ЕС свобода выбора места жительства есть шагом в направлении признания своего права на отчизну также для изгнанных со своих земель немцев. Это возможно в объединенной Европе, в которой народы и этнические группы могут жить вместе в согласии и без дискриминации, идущей, в том числе, из прошлого», — говорится в заявлении немецких депутатов.
Тема выселений — это уже традиционный раздражитель в польско-немецких отношениях. Этот конфликт во многом персонализировался в фигуре Эрики Штейнбах, руководителя «Союза изгнанных» с 1998 года и депутата Бундестага от ХДС. В Польше принято считать, что она ставит в вину полякам изгнание немцев, проживавших на территории, которая после Второй мировой войны стала частью Польши. Ее действительно трудно считать большим другом Польши. В начале 90-х годов она выступала против подписания договора о границе с Польшей. Причина все та же — нежелание расставаться с утраченными после войны землями. Помимо этого в Польше Эрика Штейнбах часто ассоциируется с деятельностью общества «Прусское попечительство», которое также позиционирует себя в качестве защитника интересов тех, кто был вынужден покинуть немецкие восточные земли. Представители «Прусского попечительства» подали более двух десятков исков в Европейский суд по правам человека, пытаясь получить компенсацию «за изгнание». Однако им было отказано в удовлетворении их требований.
В Польше, учитывая обостренное отношение поляков к исторической правде или тому, что выдается за таковую, призыв немецких христианских демократов вызвал вполне предсказуемый скандал. Впереди всех была, конечно, партия братьев Качиньских «Право и справедливость». Ее лидер — бывший премьер-министр и брат нынешнего президента Ярослав Качиньский — посчитал заявление немецких депутатов ни много ни мало попыткой пересмотра послевоенных границ. Он также обвинил польское правительство Дональда Туска в бездействии и предательстве национальных интересов. В этой связи Качиньский выступил с предложением… поменять конституцию страны. В ней, по его мнению, должно появиться положение о невозможности ставить под сомнение права Польши на западные и северные земли. Отозвался и польский президент. Его представитель заявил, что Лех Качиньский «очень обеспокоен» заявлением немецких политиков.
Масла в огонь скандала подлило заявление премьер-министра Баварии и шефа ХСС Хорста Зеехофера. По его словам, «изгнанные» пользуются неограниченной поддержкой баварского правительства. Он также заявил, что солидарен с Эрикой Штейнбах. Не остался в стороне и министр внутренних дел Германии Вольфганг Шойбле, который подчеркнул, что нельзя забывать о страданиях лишившихся своих земель немцев.
Польско-немецкий скандал еще более обострился в связи с событиями в немецком городе Герлитц, расположенном на востоке страны. Там праворадикальная Национально-демократическая партия Германии вывесила плакаты, в которых призывала «остановить вторжение поляков в Германию». Подобные методы политической борьбы вызвали осуждение среди самих немцев, живущих в городе и его окрестностях. Они выступили на страницах газет, заявляя о несогласии с атакой на поляков. Канцлер Меркель также осудила подобные проявления национализма и антипольской пропаганды.
Это все создало не очень благоприятный фон для визита самой Ангелы Меркель в Польшу. Она посетила соседнюю страну в рамках празднования 20-летия первых польских свободных выборов. Однако ей было не привыкать. Предыдущие поездки Меркель в Польшу также проходили на фоне взаимных обвинений и, тем не менее, были достаточно успешны. В этот раз все тоже прошло нормально.
Примиренческую позицию немецкого канцлера представители польской правой оппозиции предпочли не заметить. В одной из предвыборных поездок по регионам Польши Ярослав Качиньский опять упомянул «немецкий вопрос». Он еще раз подчеркнул, что заявление польских депутатов — «это попытка поставить под сомнение моральное право поляков на западные земли». Он также обвинил местные и центральные власти в том, что те предпринимают двусмысленные шаги, которые якобы также бросают тень на принадлежность этих земель Польше. Появились у Качиньского претензии и лично к Ангеле Меркель: от нее бывший премьер потребовал прекратить финансирование деятельности организации переселенных немцев. По его словам, влияние этой организации — «Союза изгнанных» — сильно как раз в силу того, что она финансируется государством. «Прекращение такой практики доказало бы, что Германия является частью Европейского союза», — заявил Ярослав Качиньский.
На поприще «борьбы с немцами» отличился и бывший министр в канцелярии Леха Качиньского Михал Каминский. Он обвинил бывшего однопартийца, достаточно известного в Польше политики Павла Залевского, переметнувшегося не так давно в лагерь премьер-министра Дональда Туска, в том, что он является «берлинским подхалимом и верной слугой немецких интересов». В вину ему Каминский поставил отсутствие реакции на обращение немецких кандидатов. «Герр Залевский, твое угодничество в отношении немцев на самом деле не знает никаких границ? Герр Залевский, опомнитесь!», — взывал Каминский в своем блоге.
Польско-немецкий скандал еще раз показал, что национальные противоречия в объединенной Европе являются неплохим политическим ресурсом. Итоги выборов в Европарламент, на которых убедительную победу одержали правые, не редко достаточно радикальные партии, также являются подтверждением этого.

Rosbalt