УСЫНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ СЕМЬЯМИ В США ПРОИЗВОДИТСЯ С СОБЛЮДЕНИЕМ СТРОЖАЙШИХ ТРЕБОВАНИЙ
АМЕРИКАНСКИЕ АГЕНТСТВА ПО УСЫНОВЛЕНИЮ, АККРЕДИТОВАННЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С ГААГСКОЙ КОНВЕНЦИЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮТ МАКСИМАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Когда Стив, государственный служащий из США, и его жена Сьюзан решили поехать за границу и усыновить ребенка, вопрос о стране не стоял. «Мы не решали заранее усыновить именно российского ребенка», — говорит Стив. Вместо этого они искали агентство с хорошей репутацией, которое ПОМОГЛО бы им пройти через длительный, строгий процесс усыновления. Наиболее понравившееся им агентство, как выяснилось, работает в России, Украине и ряде других стран Восточной Европы.
После почти двух лет сбора документов, инспекций на дому и подготовительных курсов они, наконец, смогли отправиться в Москву для встречи со своим 23-месячным будущим сыном. Они были приятно удивлены профессионализмом сотрудников государственных российских организаций по усыновлению, а также качеством приюта, который служил домом их сыну в течение первых двух лет его жизни. «Казалось, что директор знает все о вверенных ей 500 подопечных», — отмечает Стив.
В 2008 году в США усыновили почти 17 438 детей из-за рубежа — больше, чем все остальные страны мира вместе взятые. В это число вошел 1861 ребенок из России, которая занимает третье место после Гватемалы (4123) и Китая (3909). Сегодня в Соединенных Штатах живут более 200 000 приемных детей из-за границы.
«Мы считаем, что дети, не имеющие семьи, должны иметь возможность найти семью за рубежом, если добросовестные усилия по поиску семьи в своей стране не увенчались успехом», — считает Мишель Бонд, заместитель помощника государственного секретаря, работающая в Бюро по консульским вопросам Государственного департамента США — центральном органе межгосударственного усыновления в Соединенных Штатах.
Она утверждает, что правительство США тщательно рассматривает все дела и отвергает те, которые вызывают правовые, социальные и этические вопросы. «Мы должны быть уверены в том, что при каждом из этих усыновлений полностью соблюдаются законы и правила США, а также законы и правила других стран», — говорит она.
СТРЕМЛЕНИЕ К САМЫМ ВЫСОКИМ СТАНДАРТАМ
Когда Стив и Сьюзан готовились к усыновлению, им пришлось подвергнуть себя специальной процедуре проверки, включающей тщательное изучение их биографии и медицинских данных, а также обследование жилищных условий сертифицированными инспекторами от штата, где проживают усыновители.
«Пожарные инспекторы потребовали сменить дверные замки и кое-что перестроить в нашем доме. Они положили к нам в холодильник термометр, чтобы выяснить, сохраняются ли у нас продукты достаточно свежими», — вспоминает Стив.
С 1 апреля 2008 года, когда в Соединенных Штатах вступили в силу положения Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в вопросах межгосударственного усыновления, требования в отношении агентств по усыновлению и кандидатур усыновителей еще более ужесточились.
Для получения аккредитации в соответствии с Гаагской конвенцией поставщики услуг по усыновлению должны соответствовать более чем 500 критериям, включая высочайшие этические стандарты, профессиональную квалификацию сотрудников и порядок реагирования на жалобы, говорит Томас Дифилипо, президент Объединенного совета по международным услугам по усыновлению (JCICS). Конвенция ведет централизованный реестр жалоб и систему отслеживания всех случаев усыновления. По словам Дифилипо, процесс аккредитации, который может занять более года, должен повторяться каждые 3-4 года.
«Наша рекомендация для таких стран, как Россия, которые еще не приняли решения присоединиться к конвенции, заключается в том, чтобы работать только с агентствами, имеющими гаагскую аккредитацию», — отмечает Бонд, добавляя, что такая аккредитация обеспечивает наивысший уровень защиты для детей и усыновителей.
МОЙ РУССКИЙ ВНУК
По оценке американских должностных лиц, поставщиков услуг и специалистов в этой области, Стив и Сьюзан представляют собой типичный пример американской семьи, усыновляющей ребенка из-за рубежа. Эти люди, как правило, обеспечены в финансовом отношении (что является одним из требований для усыновления), но отнюдь не богаты. Около 50 процентов их приемных детей были сиротами в течение двух или более лет. Американцы часто усыновляют или удочеряют братьев и сестер из одной семьи или детей с особыми потребностями. И, как правило, американцы не скрывают от приемных детей их происхождение или национальность.
Хотя сын Стива, которому сейчас 11 лет, не владеет русским языком, он начинает проявлять интерес к своим корням. «Он задает множество вопросов, и мы стараемся удовлетворить его любопытство, насколько можем», — говорит Стив. Мальчик поддерживает контакт с другими приемными детьми из России и участвует в культурных мероприятиях, совместно организуемых его агентством по усыновлению и посольством России в Вашингтоне.
По словам Бонд и Дифилипо, в России распространено заблуждение, будто в Соединенных Штатах факт усыновления держат в секрете. «На самом деле в США об усыновлениях говорят открыто, — сообщает Бонд. Дети растут, зная о том, что они являются русскими американцами, и их приемные семьи гордятся этим. Они говорят о «своем русском внуке» и предпринимают реальные усилия, чтобы побудить ребенка к изучению своего наследия».
Усыновляемые за рубежом дети становятся гражданами США в день прибытия в Соединенные Штаты и пользуются точно такими же правами и защитой, как и биологические дети американских граждан. Однако они зачастую сохраняют гражданство страны своего рождения, например, России, которая проявляет «законный интерес к их благосостоянию на протяжении всей их жизни, — сообщает Бонд. — Они являются российcкими детьми... и я вполне понимаю озабоченность российского народа в отношении своих детей», — говорит она.
НЕОБХОДИМАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Большинство экспертов считают, что усыновление внутри страны всегда предпочтительнее усыновления из-за рубежа. «Я считаю, что мы обязаны оказывать всяческую помощь правительствам других стран в развитии и стимулировании усыновления внутри страны, чтобы как можно больше детей росли в хороших, любящих семьях в своей родной стране», — заявляет Бонд. Она добавляет, что российские власти ввели в действие прозрачную, хорошо функционирующую систему, которая гарантирует усыновление большинства здоровых младенцев российскими семьями.
Дифилипо сообщает, что его организация имеет множество программ, которые помогают оставлять ребенка в его родной стране и, когда это возможно, в родной семье. Действительно, добавляет он, в последние годы в России растет число усыновлений внутри страны, в то время как количество зарубежных усыновлений остается неизменным или даже снижается.
Однако Дифилипо и сотрудник Госдепартамента Бонд считают, что для детей, которым не могут подыскать семью внутри страны, в качестве альтернативы должно быть доступно усыновление из-за рубежа. Ни одна страна в мире, говорят они, не может обеспечить достаточного количества приемных семей для своих детей. Даже американских сирот усыновляют семьи, живущие в других странах.
«Я не думаю, что это игра с нулевым результатом, — говорит Бонд. — К огромному сожалению, детей, нуждающихся в семье, гораздо больше, чем семей, которых удается для них найти».
america.gov