ГЕНИЙ ЗА РЕШЕТКОЙ

ГЕНИЙ ЗА РЕШЕТКОЙ

Хаим СИМАНТОВ

В ходе судебных заседаний по вопросу о том, можно ли предоставить компьютер заключенному Харэлю Герштику (34), выяснилось, что он является обладателем акций старт-ап компании, стоимость которых составляет порядка миллиона долларов

Для тех, кто не помнит: 13 лет назад Харэль Герштик ограбил и убил выстрелом в упор любовника своей матери, легендарного израильского змеелова Яакова Селу. Суд признал его виновным в краже, преднамеренном убийстве и попытке помешать следствию и приговорил к 30 годам лишения свободы. Уже тогда было известно, что Герштик, обладающий IQ 180 единиц, является одним из самых умных людей в стране и, что уж совершенно точно, самым умным уголовником Израиля. Поначалу ему было разрешено пользоваться компьютером в одиночной камере, в которой содержится. Однако в 2005 году выяснилось, что Харэль из каких-то совершенно случайно попавших к нему деталей сумел смастерить модем и «гуляет» по интернету, что заключенным, понятное дело, категорически запрещено. Он был лишен права пользоваться компьютером, однако опротестовал это решение Управления тюрем (ШАБАС) в тель-авивском окружном суде. ШАБАС, категорически не согласный с решением судей, вынесенным в пользу заключенного, подал протест в Верховный суд.
В ходе нового разбирательства дела и выяснилось, что за время отсидки Харэлю Герштику пришла в голову идея создания уникального прибора для ранней диагностики раковых заболеваний. На основе этой идеи известный бизнесмен Моше Фельдман создал старт-ап компанию «Спектронес», которая в настоящее время завершает разработку прибора. В результате Харэль Герштик получил 3500 акций компании — столько же, сколько сам Фельдман. Все остальные руководители и работники «Спектронеса», включая известного хирурга Ури Кантора, обладают не более чем 500 акциями.
Когда у Моше Фельдмана спросили, знал ли он, что его компаньоном по этому бизнесу является убийца, тот только пожал плечами и ответил:
«Да мне плевать, кто он такой! Главное — он автор идеи, которая поистине гениальна и может спасти тысячи человеческих жизней. Может быть, таким образом Харэль пытается искупить совершенное преступление».
В ШАБАСе, в свою очередь, говорят, что, в принципе никто не может запретить тому или иному заключенному создавать стартовые компании, но вот помешать Герштику снова заполучить компьютер постараются.

«Секрет» — «Континент»