ШАГ ВПЕРЕД, НО ВПЕРЕДИ ЕЩЕ ДОЛГИЙ ПУТЬ

ШАГ ВПЕРЕД, НО ВПЕРЕДИ ЕЩЕ ДОЛГИЙ ПУТЬ

Почти на каждом хорошо-подготовленном саммите случается «сюрприз». Результатом этого «перезагрузочного» саммита между США и Россией стали давно ожидавшиеся соглашения, в рамках которых Вашингтон сможет использовать российское воздушное пространство для переброски в Афганистан войск и оборудования, а две страны сократят свои стратегические ядерные арсеналы до уровня в 1500 боеголовок каждая к 2016 году.
Менее ожидаемым стало намерение президента Обамы, которое было объявлено во время его совместной конференции с Дмитрием Медведевым, организовать в следующем году саммит по ядерной безопасности, чтобы всерьез взяться за проблему распространения ядерного оружия. Согласно этим планам, вскоре после основного саммита, в Москве будет проведено последующее совещание.
Сделанное объявление не только показывает решимость всерьез взяться за распространение ядерного оружия, которое, возможно, является самой опасной угрозой мировой стабильности. Оно также является невысказанным признанием важности Москвы - что, в свою очередь, являются ключевым элементом любого долгосрочного улучшения отношений, которые серьезно пострадали за последнее время.
Встреча президентов стала шагом вперед — хотя, вряд ли, могло быть по-другому, учитывая холод последних лет администрации Джорджа У. Буша. Гг. Обама и Медведев принадлежат к одному поколению, и, похоже, им удалось завязать достойные рабочие отношения. Тем временем, совершенно очевидно, что российский министр иностранных дел Сергей Лавров гораздо лучше ладит с Хиллари Клинтон, чем с Кондолизой Райс.
Но головоломка Медведев/Путин никуда не делась: за кем остается последнее слово в Кремле? Заявив, что любое решение будет приниматься российским правительством в целом, г-н Обама аккуратно обошел вопрос.
Время от времени г-н Медведев ведет себя менее авторитарно по внутренним вопросам, и более примирительно во внешней политике, чем его предшественник. Тем не менее, Владимир Путин — исполняющий теперь роль премьер-министра — остается в России самым популярным политиком, что, в частности, является результатом его бескомпромиссной позиции по США и его настойчивого требования, чтобы бывшую сверхдержаву уважали так же, как и до развала коммунизма.
Опросы общественного мнения демонстрируют, что соотечественники г-на Путина согласны с ним, а россияне по-прежнему относятся к новому президенту США с большим скептицизмом. Если бы г-ну Обаме удалось изменить мнение россиян о себе — и, расширительно, о стране, которой он руководит — это стало бы самым долгосрочным успехом саммита.
Что же касается хваленой «перезагрузки», то события покажут, является ли она чем-то большим, чем просто мечтами Вашингтона. Например, говоря об Иране, оба лидера высказали обеспокоенность ядерными амбициями Тегерана, но решающий момент случится тогда, когда Москве придется принимать решение, поддержать или нет более жесткие санкции ООН против иранского режима. Санкции, которые на данный момент являются практически неизбежными, если предположить, что Иран не откажется от своей программы по обогащению урана.
О расширении НАТО, особенно в том, что касается Грузии и Украины, не было сказано почти ничего. Оба президента не скрывали, что их мнения различаются и по другим важным вопросам, в особенности планам США по развертыванию системы противоракетной обороны в Центральной Европе, что все еще может разбить все надежды на сокращения стратегических вооружений.
Говоря о противоракетной обороне, г-н Обама наотрез исключил наличие любой прямой связи между сокращением стратегических вооружений и отказом от системы противоракетной обороны. «Ни при каком сценарии» военные объекты в Чехии и Польше не направлены на защиту от «мощного российского арсенала».
Но дверь остается приоткрытой: США проведут внутреннюю аттестацию системы, чтобы понять, сможет ли она на самом деле выполнить объявленную задачу поразить то, что президент США назвал «сбившейся с пути ракетой из третьего источника» (т.е. Ирана или Северной Кореи). Если американская комиссия придет к выводу, что система противоракетной обороны не прошла этот экзамен, появляется возможность сделки [с Россией]. Но в этом новом раунде ядерной торговли г-н Обама не согласится менять шило на мыло.
Руперт КОРНВЕЛЛ (Rupert Cornwell), The Independent
Перевод inosmi.ru