ПОКЛОН ОТ СЫНА

ПОКЛОН ОТ СЫНА

Edward TESLER, PhD

Американские СМИ хорошо знают, что интересует почтеннейшую публику. Женщина родила восьмерых на зависть крольчихам. Губернатор слетал «налево». Эстрадные недоумки потеряли своего кумира. Спасибо русскоязычной прессе, не забывает снабжать нас пищей для мозгов. Недавно нашел там сообщение об исследованиях профессора Питера Уорда, который утверждает, что Земля — не столько Гея, мать родная всему на ней живущему, сколько Медея, по древней легенде убившая собственных сыновей. И дело вовсе не в нынешней технократической цивилизации с её оружием массового поражения, глобальным потеплением и безудержным разбазариванием невозобновимых природных ресурсов: ещё до появления человека произошло пятнадцать умертвлений. Правда, человек, наперекор стихиям, возник и выжил и теперь может предотвратить дальнейшее смертоубийство, положив руку на пульт управления природой. Гипотеза явно безумная, как и положено быть всякой свежей идее. Но, как любят спрашивать в науке, достаточно ли она безумна, чтобы быть ещё и правильной?
Фактография исследования профессора Уорда наверняка безукоризненна. Легковесное отношение к фактам для специалиста — вещь просто немыслимая. Но ещё Козьма Прутков заметил, что специалист подобен флюсу: полнота его одностороння. Мы для своего удобства различаем физику, химию или там палеонтологию и интерпретируем факты индуктивно, в рамках каждой отдельной специальности. Но реальный мир един. Частные явления, даже такие сверхсложные, как жизнь, должны следовать общим законам мироздания, отраженным в дедуктивных науках: математике, логике, философии, системном анализе. С этих позиций мы и попытаемся обсудить гипотезу профессора Уорда.
Хаос гораздо вероятнее порядка. Бросать наугад детальки мозаики в надежде, что они сами сложатся в картинку — занятие бессмысленное. Но вся Вселенная — это цепь статистически невероятных событий: формирования галактик, звезд, планетных систем, атомов, кристаллов, молекулярных соединений. Жизнь тоже принадлежит к этому классу процессов «от хаоса к порядку». Законы для них общие. Все они требуют наличия динамического баланса и других благоприятных условий Жизнь не может возникнуть где попало и какая получится. Нужны твердая планетная кора, воздушная и водяная оболочки, гравитация не чрезмерная, но достаточная, чтобы их удержать, энергия в требуемом диапазоне потенциалов, и так далее. Но среди миллиардов планет всегда найдутся миллионы подходящих. И уж на них жизнь возникнет с той же закономерностью, как и сама планета. Никакого чуда, случая или вмешательства свыше. Земля оказалась одной из них и потому в период возникновения жизни Медеей быть не могла. Если верна теория профессора Уорда, то стала она ею позже. Законен вопрос: почему?
Всплески (или спады) солнечной, тектонической, радиационной активности вполне могут временно сделать Землю малопригодной для обитания. Но эволюция, математически — это экспонента. Чем дальше, тем круче. За миллиарды лет развития от первых комочков слизи до микроорганизмов было много этих всплесков. За время царствования динозавров — несколько. А за весь период становления человека — от силы один. Да и наша планетная система, как и вся Вселенная, стареет. Происходят эти события реже, амплитуда их уменьшается. Почему же те беззащитные комочки уцелели, а динозавры вымерли? Кроме того, эффект от извержений, землетрясений и метеоритов локальный, в крайнем случае региональный. Нарушение энергетического баланса — единственный эффект, повторяющийся в глобальном масштабе и способный убить жизнь. Но как раз от него Земля, как любящая мать, оберегает своих детей всепланетным термостатом. Океаном. Который, кстати, трехмерен, покрывает две трети поверхности Земли, и биомассы поэтому содержит куда больше, чем вся сухопутная жизнь. Пока энергетические потрясения недостаточны, чтобы убить океан, они не могут убить и жизнь.
Но поскольку многократные массовые вымирания всё-таки происходили, должен существовать некий «фактор X», ответственный за них. Кое-что о нем нам известно. Прежде всего, он — земной и натуральный. Никаких звездных пришельцев, «интеллигентного дизайна» и прочей фантастики, научной или не очень. Далее, он не мешает зарождению (или возрождению) жизни, когда она слабее всего, но позже набирает достаточно сил, чтобы её частично умертвить. И сам при этом исчезает, позволяя ей начать следующий цикл. С чего бы Земля-Медея это допустила? И всё это повторилось, по данным профессора Уорда, не менее пятнадцати раз.
Так неуклонно и синхронно вмешиваться в течение эволюции жизни может только один фактор: это сама жизнь. И, как ни парадоксально, только при наличии обильного питания и прочих условий, не подавляющих жизнь, а способствующих ей. Земля-Медея сдерживала бы размножение; Гея поощряет его. Неминуемо наступает время, когда чего-то — кислорода, углекислого газа или солнечной энергии — не хватает, и доминантной цепи питания приходит конец. Происходит очередное массовое вымирание. Но цепям побочным, которым главная ходу не давала, открывается простор. Какая-то из них становится доминантной — и, как в песне поётся, «всё опять повторится сначала». До следующего вымирания. Не знаю, как там было среди бактерий или растительности каменноугольного периода, но динозавров точно погубил их собственный неудержимый расцвет. И они ушли, открыв дорогу мелким млекопитающим. В конечном счете, человеку.
В кибернетике есть понятие обратной связи. Результат процесса непосредственно влияет на его ход, ускоряет или притормаживает. Регулятор Уатта — пример отрицательной обратной связи: при ускорении он сокращает подачу энергоносителя, при замедлении — увеличивает, и машина работает ровно в течение неопределенно долгого времени. А положительная обратная связь, наоборот, ускоряет разбалансировку. В схеме Понци на каждого втянутого необходимо вовлечь ещё двух. Но число доверчивых (или жадных) не бесконечно, и провал неизбежен. И в цепной реакции каждый свободный нейтрон выбивает ещё два, и дело кончается ядерным взрывом. Биологические катастрофы — типичный случай положительной обратной связи. И жизнь после них потому только возрождается, что Земля не просто пригодна к жизни, а невероятно, сказочно благоприятна к ней. Как любящая мать, которая от своих несмышленышей что угодно вытерпит. Иначе после первого вымирания всё бы кончилось, и некому было бы вести дискуссию о Гее и Медее.
Но с неразумных тварей что взять. Со всеми провалами и возрождениями дотянули экспоненту эволюции до Homo sapiens — и на том спасибо. Теперь-то уж, конечно, иное дело. Человек введет экологию Земли в разумные рамки, обеспечит баланс и длительное процветание. На это надеется, и к этому призывает, профессор Уорд, лишний раз подтверждая тем самым справедливость изречения Козьмы Пруткова. Не будучи специалистом в истории или социологии, он просто предлагает ещё одну утопию. Homo sapiens положение не исправил, скорее наоборот. Детские шалости Земля ещё могла выправить, хотя бы ценой массовых вымираний. Нынешнее положение лучше всего обрисовал анонимный антисоветчик, дополнивший программную фразу Мичурина «Мы не можем ждать милостей от природы» вопросом: «А она от нас?» Человек тысячи лет живет по принципу: сила есть — ума не надо.
Нет сомнения, что какой-то части человечества (по моему мнению, незначительному меньшинству) свойственны благие намерения и вера в разум. Как нет сомнения и в том, что профессор Уорд именно к ним и принадлежит. Но вся история человечества неопровержимо доказывает, что подавляющее большинство, независимо от расы, национальности, религиозной принадлежности и прочего (чувствуете, какой я политкорректный?), руководствуется совсем иными побуждениями. А уж среди власть имущих этих «совсем иных» — все сто процентов, именно этим путем они и дорвались до власти. Их руки и лежат сегодня на пульте управления, и поскольку им это «удобно, выгодно, надежно», они своего места добровольно не уступят. А во что это Земле (и нам с вами) обойдется, не столь важно. Как сказал Сталин, гибель одного человека — это трагедия. Гибель миллиона — это статистика.
Можно, конечно, убрать этих властолюбцев. Сколько уже было революций, вторжений, дворцовых переворотов, даже просто избирательных кампаний. И свежие правители частенько обещали новый курс, реформы, изменения, светлое будущее. Получали или сами присваивали звания вождей, протекторов, отцов народа, когда-то и богов. Попробуйте назвать только одного из них, кто бы реально применил свою власть к заботе о Земле и её детях всех степеней разумности.
Вывод очевиден. Да простит меня уважаемый профессор Уорд, но мне представляется, что идея его, хоть она и навеяна верой в разум и в человека, недостаточно безумна, чтобы быть ещё и правильной. С самого начала жизни и до наших дней сама по себе Земля никогда не была и не будет Медеей. Но вот деток своих она балует незаслуженно, и все они — и те, что вымерли, и те, что пока живут — выросли безудержными эгоистами и обжорами. Что многих из них и погубило: на такие аппетиты никакой Геи не хватит. Парадокс заключается в том, что именно эта биокомпонента нашей экологии вполне может сделать Землю непригодной для жизни. Особенно, если человек будет продолжать делать всё возможное (порой и невозможное), чтобы урвать побольше. И от Земли, и от живой природы, и от собственных братьев. После нас хоть потоп, как сказал какой-то из Людовиков. Хорошо, если успеет поумнеть и остановиться до окончательного «потопа». Но пока признаков этого что-то незаметно. И если мы еще существуем на этой планете, то не вопреки убийственному характеру Земли-Медеи, а только благодаря терпеливому всепрощению матери-Геи. Низкий поклон ей за это.