ЧЕРНОСЛИВ ПО-ЕВРЕЙСКИ
Владимир ПЛЕТИНСКИЙ
Нет, это не случайно попавшая на третью страницу заметка из «Кулинарного блокнота». Это история о том, как поговорили друг с другом французский президент и израильский премьер-министр, и что из этого вышло...
А вышел, прямо скажем, конфуз. Потому как поговорили два политика по душам, чисто по-еврейски, доверительно, и внук салоникского еврея-выкреста внуку раввина из Вильно вроде бы сказал нечто нехорошее про сына евреев бессарабских. Мол, гнал бы ты, дружище Биби, этого недруга мирного процесса Авигдора Либермана поганой метлой — как мы с нашим Ле Пеном постоянно поступаем. А на его место, значит, взял бы Ливни, и уж с Ципи, да в компании с еще одним литваком Эхудом Бараком вошел бы в историю.
Ну, наш Биньямин Нетаниягу, конечно, не лыком шит. Встал он во весь свой немалый (по сравнению с саркозиным) рост, и выдал гневную тираду про то, что израильские премьеры соратников по борьбе не сдают и вообще, па-апрашу вас нашего Иветушку с вашим Ле Пенищем не сравнивать!
И смутился князь андоррский и президент французский Николя Поль Стефан Саркози де Надь-Боча, и не стал настаивать на изгнании Авигдора Либермана с поста министра иностранных дел. Потому как в израильские иностранные дела галльский нос — пусть даже с еврейской горбинкой — совать не следует.
Примерно так в моем вольном пересказе выглядит сообщение израильских СМИ о диалоге двух лидеров. И, понятно, это не могло не привести к буре в стакане бургундского. Потому что израильские политики тут же принялись комментировать антре Саркози и посыпать его голову пеплом негодования. А Нетаниягу, выждав для проформы энное время, собрал евросоюзовских послов и прямо в лоб им сказал голосом Глеба Жеглова: фигу вы получите, а не Ивета Либермана!
При этом Биби дипломатично промолчал по поводу слов Саркози. Так и осталась широкая публика в неведении: то ли говорил Николя в порыве откровенности нечто антилибермановское, то ли это за него произнесли журналисты.
Сам же Саркози поспешил опровергнуть эту цитату. Причем, не стал юлить, мол, вырвали ее из контекста, а потому она звучит так грубо. Просто привел свои слова из протокола встречи (хоть она и была приватной, а, видимо, Большой Брат все слышал и записывал!). И добавил:
— Я действительно сказал Нетаниягу, что с Либерманом будет сложнее договориться, чем с Ливни, однако ни в коем случае не хотел вмешиваться в дела другого государства. Сожалею, что мои слова исказили.
Итак, как говорится, инцидент исчерпан. Или, точнее, исперчен. Причем, изрядно. Может, еще пару дней шум не уляжется, но потом все забудется. Но вот занозил меня один из любимых вопросов моего знаменитого тезки Ильича: а кому это выгодно? Ответив на него, мы поймем, кто устроил черный слив в СМИ. Или не поймем ничего.
Начнем с предполагаемого автора цитаты. Николя Саркози такая утечка нужна как зайцу стоп-сигнал. Похвальные комментарии в арабских и левацких СМИ удовлетворения не принесут, а пятно на дипломатической совести останется.
Второй участник встречи — Биньямин Нетаниягу. Ну, может быть, понадобился ему такой выпад, чтобы показать Либерману: смотри, каково мне из-за тебя приходится, так что будь благодарен и веди себя благопристойно. Имиджмейкеры такое насоветовать могли, это, несомненно, им-то главное — сиюминутный эффект. Но Биби — опытный политик и умеет просчитывать ситуацию хотя бы на пару ходов вперед. И понимает, что такая панибратская эскапада не очень полезна для репутации премьер-министра самостоятельного государства. Но если беседа была приватной, то кто еще мог разболтать подобное? Ну не Саркози же!
Незримо присутствующий на встрече Авигдор Либерман. Не исключаю, что ему такой скандал на руку. Потому как подчеркивает брутальность и бескомпромиссность данного товарища. Но, учитывая почти зоологическую нелюбовь израильских СМИ к лидеру партии «Наш дом Израиль», сомневаюсь в том, что «чернослив» организовали люди из его окружения.
Недоброжелатели Саркози, постоянно раздувающие из мухи слона? Они предпочитают вещать о чем-то куда более интимном. Тем паче, что на подвиги их вдохновляет очаровательная супруга французского президента Карла Бруни.
Политические противники Нетаниягу и Либермана? Это уже теплее, но отнюдь не горячо. Ну, услышали звон, да так и не определили, где он. Но зато повод для шумихи нашли.
Какие-либо хаверы из террариума единомышленников Биби? Тут уж температура явно накаляется. Именно в их окружении Нетаниягу мог произнести слова о сложности общения с Либерманом, высказанные французским президентом. И тут же, как в игре в глухой телефон, пошла передавать информацию губерния. И если в самом начале про Ревекку Соломоновну говорилось, что она утонченная и весьма приличная дама, то последняя цепочка уже передала: ну, вы же знаете эту старую проститутку Ривку...
Тут еще примешивается странная черта, свойственная ряду евреев, эдакий национальный мазохизм, выражаемый принципом «чем хуже — тем лучше». А уж куда хуже — с точки зрения международных контактов — чем столь пренебрежительное отношение к личности лидеров суверенного государства?
Вот вам и окончательный результат. А Ревекке Соломоновне уже не отмыться: дыма-то без огня не бывает, народ-то попусту болтать не станет...
И последнее. Никак нельзя исключать, что иногда позволяющий себе вольности Николя Саркози и мог сказануть нечто подобное. Некрасиво, конечно. Неприятно. Но зачем, спрашивается, самих себя унижать, смакуя далеко не самую мудрую фразу?
«Секрет» — «Континент»