ДЕЛАТЬ ГЛУПОСТИ

ДЕЛАТЬ ГЛУПОСТИ

Edward TESLER, Ph.D.

На статью доктора В. Третьякова «Человеческая глупость познаваема» (15-21 июня) трудно отреагировать сразу. Отстоялась, и ясно стало, чего не хватает. Явление можно анализировать дедуктивно, начиная с определения класса, к которому оно принадлежит: грипп — это болезнь, вызываемая вирусами. Понятнее, как лечить. Или индуктивно: все крупные государства древности были рабовладельческими, следовательно, рабство есть неизбежный этап социоэкономического прогресса. Ни того, ни другого В. Третьяков не дает. Попытаюсь этот пробел восполнить.
Начнем с очевидного парадокса. Глупость — один из видов поведения разумного существа. Но что такое разум? Эволюция доводит живой организм в его бионише до совершенства. Дальше идти некуда: оставайся на этом уровне или вымирай. Разум — выход из тупика, средство не мышления или познания, а выживания, уникальное в том смысле, что не приспосабливается окружающему, а познаёт мир, предвидит будущее и переделывает его. Для этого, в терминах кибернетики, разум должен принимать решения на основе неполной информации: знание всегда конечно и потому неполно. И обязательно ошибаться. Ошибки, неверные решения — это и есть глупость, не так ли?..
Не так. Представления о плоской Земле, о геоцентризме, о флогистоне, о мировом эфире — все неверны. Ньютонианское абсолютное пространство-время и Пятый постулат Эвклида — не очень абсолютны. Теория катастроф Кювье отвергнута. Алхимию или астрологию науками никто не считает. Но все они — не глупости, а драгоценные ступени познания. Ещё более яркий пример — мифология. «Миф» сегодня — антипод истины, верить в мифы совсем уж глупо. А ведь мифология отражает, пусть и в форме политеизма, важнейшую для нас реальность. Охотница Диана, кузнец Гефест — это, ни много ни мало, специализация и разделение труда. То есть экономика. Основа существования человека. То, что хоть в малой мере способствует выживанию, помогает предвидеть, ставить цели и находить пути к их достижению, задавать вопросы и искать не известные еще ответы, может быть ошибочным, безуспешным, отвергнутым впоследствии, но никак не глупым.
Остается только выбор средств. Какие-то из них надежнее. Или быстрее. Или ещё в чём-то лучше или хуже других. Неважно. Способствуют достижению цели — значит, разумны.

Глупость есть выбор средств, объективно противоречащих желаемой цели.

Подчеркну снова: цель первична. Прежде, чем назвать действие глупостью, нужно его сопоставить с целью. «Умный в гору не пойдет» поют именно те, кто стремится покорить вершину. На более серьезной ноте: доктор В. Третьяков ошибается, считая, что третья мировая не началась только благодаря счастливой случайности. Если бы СССР ее хотел, начал бы он с бесполезной кубинской провокации? Хрущев, видимо, блефовал: сошло с ботинком в ООН, сойдет и с ракетами. Кеннеди подожмет хвост, ещё что-нибудь выкину. Недаром через год его самого выкинули. Классический пример глупости: сам подпилил сук, на котором сидел. И Америка уж точно к войне не стремилась. Только Мао был бы не прочь. Его слова «сто миллионов китайцев уцелеют и заселят Землю» были не глупостью, а целевой установкой.
Поэтому не со всеми примерами глупости в статье доктора В. Третьякова можно согласиться. Неадекватное поведение? Персонаж Честертона губит солдат в бессмысленной атаке. В военном смысле, неадекватно и потому глупо. Но для его цели — скрыть совершенное им убийство — вовсе не глупо, хотя, несомненно, преступно. Или «юмор поневоле» в «Горе от ума». Придворный упал, «был высочайшею пожалован улыбкой», и под общий хохот упал снова, уже сознательно. Раболепно, но отнюдь не глупо. Очень даже целесообразно.
Или пример с океаном непознанного. «Стоя на прочном научном основании острова, глупо говорить, что до дна, то есть до истины, никто никогда не дойдет». Океан бесконечен, а остров науки конечен. Математически, по отношению к океану — ноль. Непознанное всегда будет существовать. Как говорил Козьма Прутков, никто не в силах объять необъятное. Но вера в Непознаваемое — не глупость, она вполне соответствует цели её апологетов: укрепить религию и ограничить разум.
Рискуя показаться нескромным, приведу пример из собственного опыта. Предложили мне во времена Рейгана подготовить монографию о централизованном планировании. Считалось тогда, что советский строй — это «государственный капитализм», что перестройка сближает его с Западом, а гласность — это вообще поворот к демократии. Горбачев стал кумиром Америки. Я полагал иначе. Важно, не кто владеет заводом, а на кого он работает. Если на рынок, то это капитализм. Если на барина, то феодализм. Если на правящую клику, номенклатуру, то это государственный феодализм. И цель Горбачева, коммуниста и главы номенклатуры — сохранение ее власти. Были для этого два пути. Феодализм, включая государственный, держится на страхе. Капитализм — на жадности. Возврат к сталинской тирании был немыслим, и Горбачев стал внедрять рыночные категории: заказы, прибыль, личный интерес. Но в отличие от Ленина, не решился ввести главное: свободу частного капитала, хотя бы только в сфере услуг и предметов потребления. Получился карточный домик без фундамента, попытка с негодными средствами. По определению, глупость.
С моими доводами, понятно, не согласились. Глупо же идти против официального лозунга: что хорошо для Горбачева, то хорошо для Америки. Вся рота идет не в ногу, один прапорщик идет в ногу. Рассудила нас история. Гласность, задуманная для очистки системы от брежневского сухостоя, номенклатуру не спасла, но ее стальные обручи заметно ослабила. Рабы потребовали политических свобод, а «стратегическая инициатива» Рейгана подорвала режим экономически. Рухнул и сам Горбачев, подтвердив тем самым, что он — не преобразователь системы, а часть её. Ещё один собственноручно подпиленный сук, но моя правота никого уже не интересовала. Кстати, политику Рейгана тоже считали глупостью голливудского актера, «Звездными войнами». Не поняли, что цель его — не создать технологически сомнительное ядерное оружие, а экономически безупречно втянуть Россию в непосильные расходы, для чего лазер был в самый раз.
Иезуиты не зря утверждают, что цель оправдывает средства. Но цель поставить всегда возможно, а в средствах мы всё-таки ограничены. И ресурсами, и неполнотой информации. И конечно, глупостью, неспособностью правильно их выбрать. Глупость — продукт мозга. Познаваема, но сложна для анализа. Чтобы понять, нужно её упростить, смоделировать. В статье В. Третьякова и в нашем определении предложены различные модели: Различны поэтому и практические выводы.
Если глупость — антипод разума, то очевидный ответ — «коллективный ум всей планеты» и ООН в качестве «глобального мозга». Но примат разума предлагали давно уже: он — основа утопий Кампанеллы и Томаса Мора. И учения Декарта. И «удовлетворения разумных потребностей» по Марксу. И Мультивака — глобального компьютера фантастов прошлого века. Ни у кого не получилось.
Модель, в которой цель первична, а глупость вторична, объясняет, почему. Цель диктуется не разумом, а своекорыстными интересами. Потому и не быть ООН «глобальным мозгом»: у каждой нации свои интересы. Разумом их не объединить, а компромиссы определяются не логикой, а соотношением сил. Чтобы пресечь опасные устремления, вроде иранских ядерных амбиций, нужна глобальная полиция. Как сказал ещё Крылов, «речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить». Но ООН и для этого не годится: её «власти» только на какую-нибудь Боснию и хватает…
Как же всё-таки быть с глупостью? Возьмем конкретный пример. Нынешний экономический кризис глобален; следовательно, глобализация экономики будет способствовать выходу из него. Но конъюнктурный лозунг «покупайте американское» ей не соответствует. По определению, глупость. Долой его. Но цель американской индустрии — прибыль, хотя бы и от неконкурентоспособной продукции. С этих позиций установка на «американское» — вовсе не глупость, а необходимость. Пошли взносы в избирательные фонды законодателей, и они этот лозунг протащили контрабандой к возмущению торговых партнеров Америки. Полиции здесь делать нечего, и прибыль, и избирательные пожертвования вполне легитимны. «Коллективному уму» — тоже: кошелек много увесистее доводов разума. Но и у владельцев кошельков интересы различны. Для импортеров, цель которых получать прибыль именно от дешевых зарубежных поставок, покупайте американское — вредная глупость. К их доводам (и взносам) Конгресс наверняка прислушается. Да и многим потребителям по душе и по карману японская электроника и китайский ширпотреб. Подумают, за кого голосовать. Борьба интересов вселяет надежду на победу разума. Хотя, может быть, не на скорую. Ватикан в конце концов повинился перед Галилеем, даже памятник ему поставил — через четыреста лет.
Нынче история движется быстрее. Если кардинальная цель человечества — выжить, то в одном только прошлом веке глупостей было более чем достаточно. Две мировые войны. Холодная война. Ядерная гонка. Взлет и падение «империи зла». И это — только самые значительные. Все оказались опасными, но не смертельными. Цивилизация справилась и выжила.
В обозримом будущем проблем тоже хватит с избытком. Религиозный фанатизм. Терроризм. Глобальное потепление. Экономические кризисы. Растрата невосполнимых ресурсов... Но мне кажется, всё это менее опасно, чем потрясения двадцатого века. Наверняка не смертельно. Поэтому можно в будущее смотреть оптимистически. Homo sapiens, Человек разумный, справится и с ними.
Будет существовать и прогрессировать. Познавать и преобразовывать бесконечный мир и самого себя. Ломать барьеры. Ставить цели и достигать их.
И делать глупости.