ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ СЛУГ НАРОДА

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ СЛУГ НАРОДА

Владимир ПЛЕТИНСКИЙ

Сбылась маленькая, но весьма амбициозная мечта Биньямина Нетаниягу: «закон Мофаза» принят во втором и третьем чтении.

При этом премьер-министру не помешало ни то, что Кнессет отправился на каникулы, ни решительное заявление Шауля Мофаза типа: «Ша, никто уже никуда не идет!». Так пойдет ли Мофаз сотоварищи из «Кадимы» куда-нибудь (в «Ликуд» либо в отдельную фракцию, которая все равно фактически станет частью «Ликуда»)? Скорее да, чем нет. Потому как израильские политики давно показали себя истинными хозяевами слова. Которые хотят — дают его, хотят — забирают обратно. Тот же брутальный генерал еще за сутки до ухода под крылышко Шарона заявлял, мол, «Ликуд» — мой дом, а из дома я — ни шагу. Но от великого возмущения до смешного решения оказался только один шаг. И Мофаз его тогда сделал. Так что же ему помешает теперь повторить маневр в противоположном направлении? А заодно, подобно гамельнскому крысолову, повести за собой группу хаверищей с тонущего корабля, который некогда построил Арик?
Впрочем, при всех стараниях Нетаниягу и его команды, «Кадиму» назвать тонущим судном сегодня сложно. Административный ресурс ее не исчерпан. А отсутствие четкой идеологии позволяет дрейфовать по мутным водам израильской политики, с легкостью менять курс и ругать коалицию за то, за что еще недавно хвалили себя. Вот только кое-кто из сегодняшних соратников опасается, что Ципи Ливни, повинуясь личным амбициям, вполне может посадить вверенный ей корабль на мель. Они-то и должны, по замыслу Биби, начать великое переселение слуг народа. А потом уже недавний флагман можно будет взять на абордаж и либо присоединить к коалиции на правах младшего партнера, либо утопить. Но организованный Нетаниягу «юрьев», точнее, «бибьев» день, позволяющий избавиться от крепостных пут партийных списков, может гораздо раньше ударить не по противной его сердцу «Кадиме», а по милой даме из коалиционного гарема — «Аводе». По мнению ведущих политобозревателей, уход от «предавшего дело мира и социализма» Эхуда Барака пятерки непримиримых — это только вопрос времени. Еще немного, еще чуть-чуть, и Шели Ехимович, Юли Тамир, Эйтан Кабель, Офир Пинес и Амир Перец смогут создать свою фракцию. Если, конечно, кое-кого из них не смогут соблазнить министерскими портфелями. Но раздача портфелей завершена, новые кроить уже не из чего, да и нелюбовь к «солдату номер один» у троих из этой пятерки уж очень сильна.
Переходы «туда-сюда-обратно» возможны и в других партиях. Например, в той, лидера которой грозятся отдать под суд, и ему будет не так уж просто держать соратников в железном кулаке.
Ничто не ново под луной: ни вонючие трюки, ни соблазнение должностями и служебными машинами (помните, как благодаря получившему «мицубиши» Алексу Гольдфарбу из правого «Цомета» Шимон Перес и Ицхак Рабин смогли протащить через Кнессет норвежские соглашения?). Просто сейчас массовый отток депутатов получил легитимацию. Которая — уж попомните мои слова! — еще бумерангом может ударить по «Ликуду» и лично товарищу Биби. Потому как политическая жизнь — как качели: сегодня ты наверху, а завтра...
И еще один момент, который мне крайне не нравится в новом законе. Мы, избиратели, и без того бесправны: отдав свои голоса за ту или иную партию, никогда не знаем, куда она поведет. Теперь же мы, приходя на выборы, не сможем предсказать, кто из избранного нами списка и куда перебежит. А потому без реформы избирательной системы новый закон выглядит издевательством не только над демократией, но и над теми, кто еще продолжает верить в ее ценности. Хотя... Ша, разве кто-то еще во что-то верит?

«Секрет» — «Континент»