ТИСКИ СЖИМАЮТСЯ
Эфраим ГАНОР
Второй раз за последние три недели администрация Обамы выразила Израилю протест по поводу действий, предпринимаемых в Восточном Иерусалиме. На этот раз израильский посол в США Майкл Орен был вызван в госдепартамент, где ему было выражено резкое недовольство выселением двух палестинских семей из домов в районе Шейх-Джарах. Согласно официальной позиции американского внешнеполитического ведомства, этот шаг противоречит духу израильских обязательств, взятых в рамках «Дорожной карты».
В ответ Орен отметил, что дома этих палестинцев являются еврейской собственностью еще с тех времен, когда государство Израиль не существовало. При этом все шаги были предприняты в соответствии с решениями израильских судебных инстанций, в том числе и БАГАЦа. Орен добавил, что все происшедшее полностью соответствует израильским законам, согласно которым граждане страны, будь то евреи или арабы, имеют право проживать в любой части Иерусалима. Посол сказал, что Израиль следовал и продолжит следовать данному подходу.
Жесткая реакция Вашингтона на незначительное в практическом смысле частное судебное дело является примером того давления, которое американцы применяют, дабы оживить мирный процесс на Ближнем Востоке любой ценой. Однако уже сейчас ясно, что, несмотря на все эти попытки, первая встреча президента Обамы с ближневосточными реалиями привела к немалым разочарованиям. Его инициативы, призванные после застоя в мирном процессе и войн президента Джорджа Буша открыть странам региона новые горизонты, наткнулись на прочную стену неприятия. Не помогли ни личное обаяние, ни цвет кожи, ни его отдаленная связь с исламом, ни ораторские способности. Большие планы американского лидера столкнулись с тремя твердыми «нет»:
1. Израиль отказывается замораживать строительство в поселениях.
2. Палестинцы не хотят возобновлять на этом этапе переговоры с Израилем.
3. Арабские страны, не подписавшие мирный договор с Израилем, воздерживаются и даже отказываются предпринимать шаги по нормализации отношений с Израилем.
Чувствительный удар по своим инициативам Обама почувствовал на этой неделе во время визита в Вашингтон министра иностранных дел Саудовской Аравии Сауда аль-Фейсала. Высказывания арабского гостя в беседе с Обамой и на встрече с прессой носили совершенно однозначный характер. На вопрос о шагах по нормализации отношений с Израилем он ответил: «Вначале пусть Израиль уйдет со всех территорий и будет создано палестинское государство. После этого мы сможем говорить о нормализации». Другими словами, аль-Фейсал не постеснялся открытым текстом сказать, чтобы на данном этапе ему этой нормализацией попросту не морочили голову...
Пресловутые три «нет» совсем не позитивно отражаются на имидже Обамы и выставляют его перед всем миром не сильным лидером. Тот факт, что явно игнорируют его позицию КНДР и Иран, — звенья этой же цепи. Многие из американских союзников, зависящих от США в той или иной степени, также позволяют себе игнорировать американские просьбы и требования.
Получается, что, как в свое время Клинтон и Буш, так и нынешний президент, начинает вязнуть в ближневосточном болоте. Ни Израиль, ни палестинцы не торопятся к столу переговоров, не ожидая никакого продвижения на них. Каждый день, прошедший без каких-либо подвижек в этом вопросе, усиливает неловкость и разочарование теми, на кого возлагалось так много надежд и ожиданий.
Всего этого не могут не понимать в Вашингтоне. Одной из попыток улучшить сложившуюся ситуацию стало обширное интервью, данное специальным посланником на Ближнем Востоке, Джорджем Митчеллом, газете «Нью-Йорк таймс». В нем Митчелл подчеркнул, что публичные высказывания арабских политиков предназначены по большему счету для так называемой «арабской улицы», зато в конфиденциальных беседах они говорят совсем иное. Мол, им просто приходится следовать принятым в регионе правилам игры.
Тот же Джордж Митчелл, заслуживший имидж успешного посредника и миротворца в Северной Ирландии, смог в последнее время убедиться, что ближневосточная реальность – совсем не то, к чему он привык. Здесь невозможно решить серьезнейшие проблемы при помощи слов, штампов и обещаний...
Правда, надо отдать должное Обаме и его людям: несмотря на все проблемы и трудности, их усилия не ослабевают. Даже наоборот. Именно потому, что он потерпел неудачу, именно потому, что ему как никогда нужны серьезные достижения на внешнеполитической арене, нет шансов, что Обама капитулирует. Тем более что все его советники толкают президента к действиям.
Так, советник по национальной безопасности США Джим Джонс, на прошлой неделе побывавший в Израиле, считает, что урегулирование палестино-израильского конфликта является своеобразным ключом к американскому успеху в регионе вообще. В окружении Обамы считают, что, решив эту основополагающую проблему, они добьются результата и в Ираке с Афганистаном.
В следующем месяце Обама планирует представить сторонам свой план ближневосточного урегулирования. Естественно, у разных сторон ожидания от этого плана разнятся. Например, Нетаниягу хотел бы, чтобы президент США отложил мечты об окончательном урегулировании и удовлетворился одним лишь «экономическим миром». С другой стороны, саудовцы желают услышать именно детальный план окончательного урегулирования. Европейцы же предлагают представить сторонам ультиматум и определить сроки и временные рамки их реализации под угрозой попросту навязать условия соглашения.
Пока же вашингтонская администрация занята анализом данных по требованиям и позициям сторон, накопившихся за последнее время. Видимо, американцы намерены не только добиться возобновления переговоров, но и обозначить дату их успешного завершения. При этом Нетаниягу и Абу-Мазена в данном процессе будет плотно сопровождать в качестве своего рода «няньки» тот самый Джордж Митчелл.
Здесь проясняется отличие тактики Обамы от подхода Джорджа Буша, который в свое время «посылал» Шарона и Ольмерта говорить с Абу-Мазеном, а затем получал сообщения о достигнутых результатах. Теперь же за сторонами планируется плотное наблюдение в рамках установленного временного графика.
Американцы стоят перед дилеммой: должен ли план быть детальным и соответственно включать уже в самом начале требование к Израилю отступить к границам 4-го июня 1967 года, а также других серьезных уступок, или же план будет носить более общий характер. Другой вариант — конкретизация коснется лишь процедурных вопросов, что более соответствует интересам Израиля, оставляя для него возможности маневра и торга.
Колебания в Вашингтоне по этому поводу вполне оправданны. Там прекрасно понимают, что оглашение на этом этапе различных требований, условий и временных рамок, без гарантий их реализации, могут нанести серьезный урон престижу президента, показав его слабым лидером уже на ранней стадии его правления.
Есть среди советников президента и те, кто считает, что Обаме с его харизмой и ораторскими способностями стоит попытаться убедить как арабскую, так и израильскую общественность в том, что мир возможен сейчас как никогда ранее, что он приведет к настоящему расцвету и прогрессу всего региона Ближнего Востока. Американцы убеждены, что в данной ситуации следует применить многократно проверенный механизма «кнута и пряника» для поощрения «послушных» и наказания «строптивых». Кроме того, в Вашингтоне понимают, что одних требований и изложения основных принципов недостаточно. Надо найти реальные решения имеющихся проблем и тех, которые возникнут в ходе реализации их плана. В качестве примера таковых можно назвать следующие вопросы: что делать с сектором Газы? Как помочь Израилю преодолеть глубочайший внутренний раскол, неизбежный в случае эвакуации поселений? Как решить проблему Иерусалима? И еще много других политических шарад такой же сложности, уже приводивших к провалу переговоров
Это требует точного расчета: до какой степени Обама будет готов жертвовать своим временем, усилиями, престижем и политическим будущим, положив все силы и средства на урегулирование ближневосточного конфликта. Уместно привести русское присловье: здесь либо пан, либо пропал. Третьего не дано.
«Новости недели» — «Континент»