ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ
Дмитрий КАРАСЕВ
Ключевым моментом начала августа стало телеобращение российского президента к своему украинскому коллеге Виктору Ющенко. Одетый в строгий черный френч Дмитрий Медведев на фоне закатывающегося в море солнца, чаек и сторожевого корабля озвучил все былые обиды официальной Москвы на официальный Киев и, учитывая многовековой опыт братского сосуществования наших народов, выразил надежду на восстановление отношений при новом украинском руководстве, тем самым подчеркнув, что со старым ему разговаривать не о чем: «То, что мы наблюдаем в годы Вашего президентства, нельзя воспринимать иначе как отход украинской стороны от принципов дружбы и партнерства с Россией, закрепленных в договоре 1997 года... Недопустимо подвергать многовековые отношения тяжким испытаниями в угоду сиюминутной конъюнктуре, внушая подрастающим поколениям взаимное недоброжелательство, играя на национальных интересах».
Нет нужды говорить, что данное совсем «недипломатичное» «письмо» произвело эффект разорвавшейся водородной бомбы. Пока официальный Киев отмалчивался, а политологи разных мастей строили свои версии и прогнозы, украинские и российские блоги взорвались самыми разными комментариями, содержащими в себе как злопыхательство и призывы к мобилизации (во всех смыслах) «западенцев», так и полную поддержку и чуть ли не объявление «ющенковской» Украине войны со стороны российской диаспоры и русских патриотов и националистов вроде Александра Дугина. При этом все оппозиционные президенту Украины и его партии политические силы предпочли от Ющенко демонстративно отмежеваться, четко обозначив свои позиции.
Один из самых сильных контраргументов противников данного обращения стали доводы, что таким образом Россия пытается повлиять на исход грядущих выборов у своего крупнейшего западного соседа и что такой демарш способен только усилить позиции Ющенко, поскольку приведет к консолидации всех проукраински и националистически настроенных сил (особенно на Западной Украине). В качестве дополнительных «козырей» противники альянса с Россией привели тот факт, что как раз накануне годовщины печально известных цхинвальских событий в Госдуме обсуждались внесенные президентом РФ поправки к закону «Об обороне», фактически разрешающие ему «принуждать к миру» враждебные зарубежные силы без согласия губернаторов. Основаниями для этого могут стать нападения на российские войска, дислоцированные за рубежом, отражение или предотвращение агрессии против другого государства, защита российских граждан за рубежом, борьба с пиратством и обеспечение безопасности государства. Во всех этих случаях президент РФ заручается согласием Совета Федерации постфактум — в течение двух суток после начала операции. Напомним, что до этого Россия могла посылать свои войска в зарубежные страны только в соответствии с международными соглашениями или для пресечения террористической деятельности. Вдобавок в России вопреки кризису и острому дефициту бюджета осуществляется самая масштабная в Европе программа модернизации Вооруженных Сил. Оборонный бюджет в 2010 году увеличится до 470 млрд. рублей. Таким образом, расходы на оборону не только повысят боеспособность российской армии, но и станут локомотивом экономического оздоровления страны, т.к. поддержат на плаву отечественный ВПК.
Как представляется мне, случившееся нельзя объяснить только «имперскими амбициями» или комплексом «большого брата» России. Российско-украинские отношения давно и прочно зашли в тупик, приобрели характер «клинического случая» и в рамках традиционной дипломатии не могли быть разрешены. Поэтому как в медицине, чтобы правильно диагностировать болезнь и назначить оптимальный курс лечения, так и в отношениях наших стран, по-видимому, настал момент «поставить точки над i». Однако поскольку полное опровержение или подтверждение предъявленных российской стороной обвинений показало бы, что украинское руководство не в ладах с головой либо действительно проводит антироссийскую политику, Киеву оставалось лишь отмолчаться или ответить не по сути письма и перевести проблему в другую плоскость. И действительно, сначала там отмалчивались — якобы все в летних отпусках и отвечать некому. А 12 августа глава секретариата Ющенко Вера Ульянченко заявила: «Агрессивная тональность обращения российского лидера по сути касается не Ющенко и его политики, а всего государства и всего украинского народа». На что из российского МИДа ответили, что как раз об украинском народе Медведев говорил очень тепло, а в отношении остального «выражал озабоченность».
Что касается российских оборонных приготовлений, то было бы справедливо отметить, что на «социалку» планируется выделить в два раза больше. Во время своего визита в Кисловодск премьер Владимир Путин подтвердил, что львиная доля бюджета-2010 уйдет на поддержание социальной стабильности. В частности, на поддержку регионов ассигнован 1 трлн. руб. Однако регионы, которые не сокращают управленческих затрат, могут этих денег и не увидеть. «Резать» правительство решил начать с себя — к 2010 году планируется сократить расходы на содержание министерств и ведомств на 45%. При всем том, по мнению некоторых экспертов, федеральный центр перераспределяет деньги между «метрополией» и регионами несправедливо, в пропорции 60:40, а надо бы как раз наоборот.
Любопытно, что МВФ рекомендовал России сократить антикризисную программу, назвав её «недальновидной и неприемлемой в долгосрочной перспективе», а ЦБР посоветовал поддержать рубль. Тогда как на этапе вялого восстановления, которое, по ожиданиям этой международной финансовой организации, начнется в России в 2010 году, российским властям следует воздержаться от стимулирования спроса бюджетными вливаниями, не подтвержденными доходами. Также отмечается неважная ситуация в банковском секторе и ухудшение качества совокупного кредитного портфеля банковской системы. Кстати говоря, что как не «рекомендации» МВФ привели Россию к дефолту 1998 года. С другой стороны, именно бюджетные вливания, «не подтвержденные доходами» спасли экономики США и Германии в середине прошлого века. Ведь, если в тяжелые экономические времена не поддерживать спрос «бюджетными вливаниями», то и «вялого» восстановления не будет...
На встрече с лидерами думских фракций президент РФ озвучил свое недовольство структурой национальной экономики: «Кризис поставил нас в такие условия, когда мы должны будем принять решения по изменению структуры экономики. Иначе у нашей экономики нет будущего». Какие такие меры Дмитрий Медведев имел в виду, осталось за кадром. В то, что частный бизнес способен на модернизацию, он тоже, по-видимому, не верит. Иначе, зачем создавать особую комиссию во главе с самим собой? Также характерно, что специальная госкомиссия проверит итоги ЕГЭ, вызвавшие шквал негативных эмоций в обществе. Тогда как Минздравсоцразвития вместе с органами прокуратуры взялись за проверку фармацевтического рынка. Как сообщила представитель первого ведомства Диана Михайлова, «контроль за ценами на лекарства не будет тотальным, но будет эффективным». Об этом говорит хотя бы то, что в одной из аптечных сетей Новосибирска уже обнаружено завышение оптовых торговых надбавок до 95%. Как говорится, кому война, а кому... Кстати, по странному стечению обстоятельств, как раз после этого длившийся год суд на руководством Фонда обязательного медицинского страхования по поводу факта откатов фармдистрибъюторами за получение госзаказов на поставку лекарственных средств привел к благополучному для борцов с коррупцией и неблагополучному для фигурантов дела концу — руководство ФОМС приговорили к тюремным срокам и крупным денежным штрафам...
Также интересно, что со временем представители правительства «рождают» все более взвешенные оценки кризиса. Как недавно сообщил министр финансов Алексей Кудрин, уровень ВВП восстановится через 4-5 лет, в течение которых у России будет бюджетный дефицит, а рост экономики в следующем году не превысит 1%. Также при сохранении относительно высоких цен на нефть министр финансов не видит оснований для девальвации рубля. Тогда как депутат ГД и президент Ассоциации российских банков Анатолий Аксаков взял на себя смелость заявить, что именно девальвация, как в начале 2000-х, даст толчок для развития национальной экономики. В ответ «Единая Россия» призвала лишить «оппортуниста», пошедшего против «линии партии», места в Национальном банковском совете. Что после этого будет, даже представить себе страшно — помните, как в Советские времена, «Партбилет на стол!». Впрочем, ряд аналитиков согласны с неизбежностью девальвации. Они считают, что даже при высоких ценах на нефть рубль рухнет следующей весной, когда правительство окончательно исчерпает свои резервы. При этом возврат нефти к цифре «100» в ближайшее время вряд ли возможен. Как сообщил представитель ОПЕК и министр нефтяной промышленности Кувейта Ахмад Абдалла ас-Сабах, нынешние цены на нефть международный нефтяной картель устраивают — добыча пока сокращаться не будет, а цены в IV квартале этого года немного превысят $70/баррель.
Если же вернуться к продолжающемуся обсуждению эффективности или неэффективности тандема Медведев-Путин, то стоит припомнить анекдот про то, как вскоре после избрания Медведева российским президентом на одном евросаммите французский президент Саркози спрашивает своего итальянского коллегу Берлускони: «Кто такой этот Медведев? — Не знаю, но видно очень «крутой», если у него в премьерах сам Путин!».