РОМАН С КАМНЕМ, ИЛИ КОГДА «НАЦИЯ» ЗВУЧИТ ГОРЬКО
Виктор БОРОВИКОВ
Тёплые августовские встречи президента РФ Д. Медведева и канцлерины А. Меркель царапнули ностальгией по Сочи середины 60-х. Мне, тогда подростку, запомнились гогочущие, довольные жизнью, компании немецких туристов. Громко перекрикиваясь, они едва не килограммами скупали недорогие янтарь, фотоаппараты «ФЭД», «Зенит» и, кажется, перед ними распахивались все двери. Было мальчугану невдомёк, отчего это куражатся побеждённые и ведут себя по-хозяйски, как в недетском военном кино. Восточные и западные немцы прибыли на одном круизном теплоходе, ошвартовавшемся у причала сочинского морвокзала. Большой белый теплоход — пассажирский лайнер, очертаниями похожий на «Аврору», ранее принадлежал Германии, а после войны был реконструирован и переименован в «Россию».
Сегодня картинки складываются в паззлы. Отношения двух лидеров, трепетной преданностью сильно смахивающие на курортный роман, не терпят никого третьего. Совместная пресс-конференция Меркель-Медведева сравнима с редкостным единомыслием влюблённых супругов, когда, однако, каждый из двоих прекрасно усваивает сверхзадачу. Что не исключает некоего прагматичного расчёта, по крайней мере, одного из партнёров. Кто-то из газетчиков затравил тему «героизации нацизма в Украине» и г-жа Меркель заметила, что-де, «осуждение национал-социализма для Германии всегда очевидно, и где бы такие тенденции ни наблюдались, где бы из национал-социализма ни пытались сотворить некое сходное явление, Германия со всей решимостью будет этому противостоять». Президент РФ, повторяя своё известное письмо жуликоватому украинскому коллеге, акцентировал в том духе, что «не видит перспектив для восстановления нормальных российско-украинских отношений при действующей в Украине власти». На фоне предыдущего высказывания о «тенденциях», этот президентский лейтмотив приобретает обновлённый «антинацистский» подтекст. Распасовка подталкивает к выводу: в Украине расцветает нацизм. Вместе с другими априорными утверждениями, сочинский прорыв российского лидера вызвал исторические аналогии. Например, о лихих чапаевских наскоках; это когда с главным героем бок о бок сражается храбрая Анка-пулемётчица.
Однако если по-серьёзному, украинские тенденции заслуживают более пристального внимания. Не оправдывая печерского правителя, у которого, по-моему, бурно развиваются комплексы-антагонисты — мессии и Иуды, хорошо бы добросовестнее высвечивать логику событий, чтобы, резюмируя, не упустить крупицы истины. Не смешивая «нацизм» и «национализм», хотя российскому уху, наверное, привычнее «шовинизм». Разве не с этим чувством, безоговорочного национального превосходства, режимы создают образ врага и затем городятся уродства человеконенавистнических идеологий. Согласитесь, не такой уж эксклюзив по нынешней жизни — скинхеды где-нибудь на Красной Пресне; или фашистская свастика, а поблизости — серпасто-молоткастая символика.
Украина, и в этом смысле, догоняющая страна. За отсутствием свастики, примелькались изображения трезубца, который иногда ассоциируется исключительно с проявлениями радикал-национализма. Пора, однако, вспомнить герб Рюриковичей, трезубцы на полковых штандартах, с иными из которых связана слава русского оружия. И контрастом — гнутые трезубые кокарды на конфедератках ОУН-УПА, лозунги «Украина — для украинцев», от которых с души воротит. Но вот молодые, по виду студенты, дружно скандируют «Россия — для русских», а кремлёвские политологи рассуждают о «героизации нацизма в Украине». Однако тут не худо бы помнить протоколы Молотова-Рибентропа, поделившие пол-Европы между Сталиным и Гитлером, Брестскую крепость, дважды взятую, первый раз — красноармейцами вкупе с эсэсовскими частями, о чём поныне не распространяются ни украинские, ни российские идеологи. На днепровских берегах — потому, что авторитарный официоз Ющенко в украинских бедах предпочитает обвинять никак не Советы — Россию и «жидо-москалей», на Москве же — оттого, что, отождествляя «советское» и «русское», не желают неудобных аналогий. По тем же причинам, для оуновцев, вышедших из Галичины, одинаково враждебными оставались и «советские москали», и «гитлеровские швабы». Не будем забывать, что красноармейцы и войска НКВД — для галичан захватчики — пришли в западные области в 39-м и 40-м. Спустя год Галицию захлестнула вторая волна оккупации, теперь уже немецко-фашистской.
Познавая трудные уроки истории, необходимо учиться отделять зёрна от плевел, вопреки насильственному пропагандистскому догмату. Всем, отстоявшим свободу от немецко-фашистских захватчиков – земной поклон. Гитлеровские «приспешники» должны понести заслуженное наказание. Как, впрочем, и сталинские каратели НКВД, развернувшие на западно-украинских территориях полномасштабный геноцид… Эти простые мысли посещают всякий раз, когда смотрю на вышагивающих по львовской, киевской брусчатке бывших «вояків» ОУН-УПА. Помнится, чикагские украинцы – из тех, кто будучи детьми оуновцев, выросли в сибирской ссылке, и позже выехали в Штаты — жадно всматривались в телевизионные репортажи об Украине. По их разумению, в бедах отечества повинны никакие не «москали» и не русские. Режим коммунистов. Советы. КГБ.
По существу, российские и украинские правители из одной шинели. При том, однако, доверяю искренности Д. Медведева и понимаю логику г-жи канцлерины. Германия – вначале западная, а затем и восточная – прошла через долгий очистительный процесс, в бывшей ГДР, например, чистилищу люстрации подверглась коммунистическая элита, агенты печально известного Штази. В то же время, когда президент РФ произносит слова негодования об «антироссийских настроениях в Украине», якобы делающих невозможными «нормальные отношения» с этой страной, рефреном в контексте всё равно подразумевается «антисоветские». Слишком узнаваемое по тону заявление, с левитанскими нотками и безапелляционностью суждений. Между тем, Д. Медведев повторяет семантическую ошибку предшественника на президентском посту, в 2004-м поспешившего поздравить пророссийского соперника Ющенко с выигрышем на выборах. Нынешнее, ультимативное по тону, заявление главы соседнего государства, в одностороннем порядке диктует условия, при которых возможна братская любовь, и это не понравилось даже безусловным российским сторонникам в Украине. На протестной патриотичной волне заявление добавило очков никудышному рейтингу самого Ющенко. Ему бы поблагодарить кремлёвского коллегу. Двухдневное смятение украинского президента, и то сослужило публичную пользу этому самонадеянному правителю, в панике собиравшему по отпускам лучшие мидовские спичрайтерские силы, способные подготовить достойный ответ главе российского государства. Публичное заявление Д. Медведева от 11 августа, в адрес В. Ющенко, пришлось по нраву, пожалуй, лишь коммунистам Симоненко и регионщикам Януковича, умилённо известившим об этом общественность. На что даже Л. Кравчук отреагировал, называя обоих «подстилками Кремля». Крепкое и точное выражение. В президентскую бытность Л. К. и сам не однажды удостаивался похожих определений. Стоит вспомнить, однако, прошлогоднее ерничанье Тимошенко в путинской резиденции, после того как секретариатчики Ющенко под неловким предлогом лишили премьершу авиации для полёта в Москву. «Какой-то мазурик умыкнул самолёт», эта шутка В.В.П. чуть не до слёз развеселила Юлию Владимировну.
Претензии, прямо адресованные Ющенко российским президентом, не затронули жизненные интересы и гражданские права самих украинцев, и это во многом объясняет, почему так скоро поправились рейтинговые оценки президента-без-лица. Раздражающие Кремль факторы, находятся отнюдь не в плоскости внутренней украинской политики. Процветающий авторитаризм, забвение прав и достоинства человека, все последние годы не очень-то расстраивало северного соседа. Непридуманная проблема состоит в поставках современных вооружений Грузии… Несговорчивости в газовых переговорах, в частности, нежелании поделиться управлением газотранспортными магистралями… Переговорным неуспехом в демаркации морских российско-украинских границ в районе Керченского пролива… Поговаривают, оружейные поставки Украины сдерживают российскую агрессию в Грузии. Подогревая тему, эксперты обсуждают перспективы и возможные последствия российско-украинского конфликта в Крыму, во что, правда, не очень верится. Не сообразуется с фактами и логикой событий, пока направленной на укрепление промосковских настроений на полуострове. Вот после выборов, если, конечно, произойдёт апгрейд ситуации 2004 г., может быть. Не случилось бы какого-нибудь нового Брестского мира; с уступками до наоборот. С президентом-отступником, у которого мерилом нравственности гетман Мазепа, Украина делается разменной монетой. Мечты о свободах и справедливости истинной, а не мнимой, так и остаются мечтами. Как белый пароход из детства.