ВОЕВАТЬ НЕЛЬЗЯ МИРИТЬСЯ

ВОЕВАТЬ НЕЛЬЗЯ МИРИТЬСЯ

Эрик ГИНЗБУРГ, Чикаго

Смысл заглавия статьи зависит всего лишь от крошечной запятой, поставленной до или после слова «нельзя». Если поставить запятую справа от этого слова, то перед глазами проплывет картина бесконечных и бесплодных заседаний Совета Безопасности, обсуждающих вопрос о введении новых санкций против Ирана; очередное вето России и Китая на очередную резолюцию, призывающую Иран свернуть программу обогащения урана с помощью ультра-центрифуг; выступления президента США Барака Обамы, призывающего иранского президента Ахмадинежада начать с ним «переговоры без предварительных условий»; на все готовых ради клиента российских атомщиков, собирающихся уже в сентябре этого года за умеренную плату (подобно вокзальным проституткам) загрузить в ядерные реакторы в Иране урановые стержни, — даже если после этого весь мир полетит в тартарары.
Если поставить запятую слева, то перед глазами встает иная картина: американские линкоры и эсминцы, ощетинившиеся боеголовками крылатых ракет, входят в Персидский залив; авианосцы, оснащенные сотней бомбардировщиков, несущих мощные бомбы, способные пробить многометровые бетонные настилы, отчаливают от американской военной базы на острове Гуам; а израильские истребители-бомбардировщики F16 с прикрепленным к их плоскостям крылатыми ракетами, точно поражают цели, находящиеся за несколько сотен миль от места запуска ракет. Обратим внимание читателя также на сенсационное сообщение, появившееся в газете «Sunday Times» от 5 июля 2009 года (со ссылкой на правительственные круги Саудовской Аравии) под заглавием «Саудиты дают добро Израилю на удар по Ирану» — это о том, что «королевское правительство Саудовской Аравии будет готово “смотреть сквозь пальцы” на израильские самолеты следующие над территорией этой страны по направлению к Персидскому заливу и обратно по тому же маршруту». Такая позиция саудитов выглядит почти как приглашение…
Испокон века перед странами, народами и племенами вставала вечная дилемма, вести ли с потенциальным противником мирные переговоры, или пора прибегнуть к оружию. Бывало, в средние века, князья и военачальники щадили своих и чужих воинов, и вместо выхода всей дружиной на поле брани, устраивали единоборство рыцарей или витязей. Вспомним известную картину Николая Рериха: «Единоборство князя Мстислава Удалого с касожским витязем Редедею». Исход той битвы решился в единственном поединке, после которого княжеские дружины мирно разошлись по домам, и проигравшая сторона обязалась платить дань победителю.
Ныне времена изменились — по миру «гуляет» 80 миллионов стволов АК — автоматов Калашникова, не считая М16, «Узи» и других не менее смертоносных видов оружия. Я не говорю уже о самолетах, танках, пулеметах и огнеметах. Кажется, что мир сошел с ума — ведь каждый ствол способен извергать смертоносный огонь, грозящий гибелью десяткам и сотням человек, в том числе из рядов мирного населения.
А тут еще кошмарная перспектива обладания ядерным оружием Ираном! Как будто миру мало Пакистана, где, того и гляди, ситуация выйдет из-под контроля, и мусульманские экстремисты, придя к власти, станут обладателями ядерного оружия. Здесь уж никому мало не покажется: ни России, ни Китаю, ни Индии.
Стараниями России, Китая и других великих и малых держав конвенциальное (а теперь ужу и ядерное) оружие расползается по всем континентам, и востребовать его назад уже не представляется возможным. Призывы же пацифистов к отказу от применения оружия тонут среди оружейной канонады, да и вообще трудно рассчитывать на то, что воюющие стороны захотят услышать эти призывы.
Все это хорошо понимал еще 200 лет назад английский генерал-губернатор, вице-король Индии Уоррен Гастингс, один из основателей английского господства в этой стране. Однажды он произнес такую парадоксальную фразу: «Гуманность можно привить человеческому роду только посредством пушек». А на суде, который организовали против него либералы, обвинявшие его в жестокости, он, обращаясь к залу, сказал: «Двадцать два года я был свидетелем того, как легкое дрожание моей руки, вызванное человеколюбием, опустошало весь край. Вам, мои человеколюбивые господа, стоило бы задуматься об этом прежде чем упрекать меня в бесчеловечности».
Спору нет, времена колониализма безвозвратно «канули в лету», но что-то подкупает в этом откровении вице-короля, и его слова в изменившемся мире звучат, как ни странно, столь же современно, как и 200 лет назад. Как известно, история движется по спирали, и либералы в Европе и Америке по-прежнему донимают лидеров своих стран призывами к гуманизму и скорейшему выводу войск из Ирака и Афганистана. А правители некоторых европейских стран, со своей стороны, совершают непростительные ошибки, уступая давлению мусульманской черни.
С миром происходит что-то неладное. До начала 30-х годов ХХ века существовали «незыблемые истины», следование которым приносило успех и, как правило, вело к победе в войне. Среди таких истин было известное изречение римского военного историка Вегеция, которое гласило: «Si vis pacem — para bellum» — «Если хочешь мира — готовься к войне». То ли Европа устала от войн, то ли пала духом, но в ХХ веке она уже однажды прозевала приход к власти фанатиков — нацистов во главе с Гитлером, когда толпы, ведомые этими варварами, сжигали книги и громили синагоги в германских городах. Ну, а Запад, наблюдая эти бесчинства, либо малодушно бездействовал, либо стыдливо безмолвствовал.
Приход нацистов к власти демократическим путем создал на Западе ложную иллюзию легитимности Гитлера, и от добровольных адвокатов у нацистского режима не было отбоя. Отчасти поэтому со стороны Франции не последовало никаких серьезных акций против возвращения в лоно Германии Рейнской области (совершенного в 1934-м году всего одним батальоном вермахта!). Далее в марте 1938 года Европа осталась почти безучастной к аншлюсу Австрии — ведь эта страна была родиной фюрера! Наконец, в том же 1938-м году Европа, в лице Чемберлена и Даладье, «ради сохранения и укрепления прочного мира», пошла на весьма опасный сговор с Гитлером, безропотно сдав ему сначала Судетскую область, а потом и всю Чехословакию.
В те годы либеральная Европа миролюбиво и бездумно дремала на солнышке, не желая озадачиваться тем, что ее ждет впереди. Увы, человечество заплатило за такое «миролюбие» Чемберлена и Даладье (а потом и Сталина) морями крови. Ах, если бы Франция в 1934-м году знала, что с ней произойдет в 1940-м году! Ведь в том 1934-м году она, образно говоря, могла «погасить пожар стаканом воды».
Казалось бы, все ясно: зло легче предотвратить, чем потом с ним бороться. Но нет, американские и европейские университеты наводнил сонм либеральных профессоров, которые проповедуют студентам ультралевые идеи, не задумываясь ни о конечном результате своих проповедей, ни о глобальной судьбе иудео-христианской цивилизации. Они полны благих намерений — приносить в жертву чужие жизни — «ради достижения всеобщего добра и мира». Это просто трогательно с их стороны призывать одних к самопожертвованию, заведомо зная, что другая сторона конфликта не брезгует никакими средствами ради достижения своих целей: взрывает автобусы, поезда, отели небоскребы и убивает без разбору ни в чем не повинных людей. И при этом наши и европейские либералы и пацифисты все твердят и твердят о «непропорциональном применении силы Израилем» в операции «Литой свинец».
А им стоило бы прочитать резонный ответ Игоря Губермана, данный в интервью писателю Дмитрию Быкову, отрывок из которого (не могу отказать себе в удовольствии) поместить здесь:
«Игорь Губерман:
Мне хорошо в Израиле. Хотя здесь очень много дураков. Как еврейский мудрец несравненно мудр, так и еврейский дурак несравненно, титанически глуп, и каждый убежден в своем праве учить весь мир. Что поделаешь, страна крайностей.
Дмитрий Быков:
Нет у вас ощущения, что она обречена?
Игорь Губерман:
О том, что она обречена, говорят с момента ее возникновения, это уже добрая примета. Если перестанут говорить, что мы обречены, — это будет повод насторожиться.
Дмитрий Быков:
Но нет у вас ощущения, что назначение еврея — все-таки быть солью в супе, а не собираться в отдельной солонке, вдобавок спорной в территориальном смысле?
Игорь Губерман:
Я слышал эту вашу теорию, и это, по-моему, хреновина, простите меня, старика. Вы говорите много хреновины, как и положено талантливому человеку. Наверное, вам это зачем-то нужно — может, вы так расширяете границы общественного терпения, приучаете людей к толерантности, все может быть. Я вам за талант все прощаю. Но не задумывались ли вы, если серьезно, — что у евреев сегодня другое предназначение? Что они — форпост цивилизации на Востоке? Что кроме них, с их жестковыйностью, и самоуверенностью, и долгим опытом противостояния всем на свете, — никто с этим бы не справился?
Ведь если не будет этого крошечного израильского форпоста — и весь этот участок земли достанется такому опасному мракобесию, такой агрессии, такой непримиримой злобе, что равновесие-то, пожалуй, и затрещит. Вот как выглядит сегодня миссия Израиля, и он, по-моему, справляется. Да и не собралась вся соль в одной солонке, она по-прежнему растворена в мире. Просто сюда, в самое опасное место, брошена очень большая щепоть.
Евреи, живущие здесь, — особенные. От прочих сильно отличаются. Ну и относитесь к ним, как к отряду пограничников, к заставе. Характер от войны сильно портится, да. Он хуже, чем у остальных евреев. Раздражительнее. Ну так ведь и жизнь на границе довольно нервная. Зато остальным можно чувствовать себя спокойно».
Я ни в коей мере не хотел бы становиться в позу ментора, или некоего русскоязычного оракула, поучающего англоязычную аудиторию. То, о чем я пишу, уже было сформулировано в начале ХХ века (хотя и в несколько другой форме) английским писателем, знатоком Востока, Редьярдом Киплингом в его известной «Балладе о Востоке и Западе»:
«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток,
и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей
на Страшный Господень суд.
Но нет Востока и Запада нет,
что племя, родина, род,
Если сильный с сильным, лицом к лицу
у края земли встает!»

В своей балладе Киплинг повествует о противоборстве между мусульманином Камалем и сыном полковника колониальных войск. Сила и стойкость, проявленные обоими в этом поединке, заставили их уважать друг друга:
«Друг другу в глаза поглядели они,
и был им неведом страх,
И братскую клятву они принесли
на соли и кислых хлебах».
Увы, нередко Запад забывает эту мудрости, известную на Востоке уже давно, еще до Чингиз-хана: победителем всегда оказывается не столько правый, сколько сильный. И подобно героям Киплинга, уважение в этих краях достигается решительными действиями, а отнюдь не грозными словами.

Послесловие.
Эта статья была закончена 19 августа с.г. И надо же, 21 августа из тюрьмы в Великобритании был освобожден некто Абдельбасет Али Меграхи, преступник, осужденный на пожизненное заключение за взрыв пассажирского самолета компании Panamerican (вблизи шотландского города Локкерби), при котором погибло 270 пассажиров и членов экипажа. По прибытии в Триполи (Ливия) толпа в аэропорту приветствовала Меграхи, как героя, осыпав его лепестками роз, а Муамар Кадаффи принял его в своем шатре, как дорогого гостя. Здесь впору еще раз процитировать вещие слова Киплинга, приведенные выше: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток». Но не только…
Каждый понимает, что Барак Обама — не Рональд Рейган, и он не отдаст приказ ВВС США разбомбить этот чертов аэропорт в Триполи, как того заслуживает Ливия. Но, по крайней мере, Обама способен сравниться с Джорджем Бушем-младшим, отказавшись встречаться с Муамаром Кадаффи, как поступил Буш с Ясиром Арафатом – так ни разу не приняв этого завзятого лицемера в своей резиденции в Белом доме.