«ЗА ОДИН ДОЛЛАР — ОДИН РУБЛЬ»

«ЗА ОДИН ДОЛЛАР — ОДИН РУБЛЬ»

Владимир ГАРМАТЮК, Россия, г. Вологда

«Знающий доброе, обязательно и поступает по-доброму, а поступающий свободно
по-злому или не знает, что такое доброе, или творит зло в целях конечного торжества добра». (V век до н. э. — Сократ, древнегреческий философ, сын скульптора).
Мудрость древних, философия диалектики Сократа, — поиск истины при помощи открытых свободных бесед, постановки вопросов и обсуждения противоположных мнений. Поговорим...
С августа 2008 года прошел ровно год, как Россию начало кризисно «лихорадить». За истекший период можно подвести некоторый итог и сделать очевидные выводы.
Девальвации отечественной валюты более чем на пятьдесят процентов с 23 до
36 рублей за доллар явилась следствием паники от проводимой политики и только политики, а не от снижения цены нефти, как бы это некоторые хотели выгодно для себя представить. Кстати, цена на нефть снизилась гораздо больше — в 4,2 раза со 147 до 35 долларов за баррель. Снижение рубля и нефти — это лишь совпадение по времени.
Как несушка истошным кудахтаньем отводит опасность от своего гнезда, так некоторые умышленно уводят внимание от причин и проблем в сторону.
К большому сожалению, у нашего населения и государства разные интересы, разные источники дохода, и разный уровень жизни.

Вспомним. Цена на нефть пошла вниз с июля, а рубль стоял и одноразово упал на 4,5% только в августе с днем начала войны в Южной Осетии. Этот обвал был вызван «легкими на подъем» пугливо-спекулятивными деньгами, крутившимися на фондовых биржах. Индексы бирж, лишившись надувавших их средств, упали. Деньги с них, не находя полезного применения и опоры, перекинулись в валюту. Страх за сохранность финансов и — последовавшая паника. Никто не знал, на сколько времени затянется война и кто в неё ещё втянется, но финансовые «игроки» поставили не на рубль.
К процессу давления на отечественную валюту присоединились банки, которые тоже почувствовали слабину Центробанка и «запах легких денег». На свободные ресурсы они скупали валюту по ценам выше официального курса ЦБ. Биржевые спекулянты с акций, переключившись на игру в валюте выгодно для себя «подогревали» ситуацию, пугая информацией об ипотечном кризисе в США и снижением доходов государства от падения цены на нефть.
Таким образом, осенью 2008 г. в панику удалось вовлечь и население, которое начало закрывать банковские вклады, конвертируя их в валюту. В октябре отток капиталов из страны составил 50 млрд. долларов. Растёт спрос — растёт и курс доллара. Чтобы предотвратить спровоцированный биржевыми спекулянтами банковский финансовый кризис, правительство вынуждено было выдать банкам в конце года десятки миллиардов средств из резервного фонда, которые ими тут же были спекулятивно потрачены на покупку валюты и тем самым еще больше усугубили ситуацию. С июля до февраля 2009 года рубль опустился на 57%, до отметки 36,43 рублей за один доллар. Центральный банк, сдерживая обвальное падение, по большому счету не мешал снижению рубля, так как таким образом решал свои финансовые проблемы возмещения потерь поступления средств от снижения цен на нефть.
В жертву же этого «шахматного девальвационного королевского гамбита» были отданы «пешки» — простое население — «пехота», которое в результате закономерно последовавшего роста цен на продукты, медикаменты и всё прочее обеднело на эти же самые проценты. Дебют в итоге не получился. Реакция населения была проста и легко предсказуема. Встречный «ход» — падение покупательной способности. Это привело к сокращению производства в два, в три раза, а в некоторых случаях и к полной остановке предприятий. В конечном счете, новым и дополнительным расходам из казны на безработицу и потерям налоговых рублевых доходов с экономики.
Разве этого нельзя было предвидеть?
Эффекта «наркотического возбуждения», в экономике, как это было в 1998 году — не произошло и не могло произойти. Предприятий, которые были тогда, десять лет назад, сегодня просто нет — они разрушены. «Искусственное дыхание, также как и припарки — мертвому едино». От бывших заводов и фабрик, остались стоять на память, как триумфальные арки — массивные железные ворота, корпуса же лежат в руинах. Политики любят ездить по «потемкинским деревням», а в проблемные районы их и «калачом не заманишь».

За последние 10 лет по стране оказались разрушены тысячи крупных предприятий.
Более мелкие исчезли еще в середине 90-х, пришло время и гигантов. Только один пример. Алтайский тракторный завод в городе Рубцовск, запущен в работу в 1942-1943 годах (обратите внимание — в тяжелые военные времена). Из телевизионного репортажа на канале ТВЦ, говорят работники этого завода: «К началу 90-х годов, на заводе работало 25 тысяч человек, выпускалось 30 тысяч тракторов в год. Из-за ежегодного снижения объёмов в 2008 году заводом было сделано всего 80 тракторов, в 2009 — ни одного, с октября прошлого года зарплату не платят».
Неделю назад на реке Енисей «гидроударом раздолбали в пух и прах» гордость Сибири, самую надежную и крупную в России, одну из мощнейших в мире Саяно-Шушенскую ГЭС.
Если, кто-то думает, что кризис в России начался год назад, то это наивное заблуждение. Все знают, как долго под толстым слоем сизым дымком тлеют торфяники. Весь огромный запас торфа без видимого пламени медленно выгорает изнутри, затем при легкой нагрузке сверху обваливается в пекло внешний «благополучный» слой.

Сегодня валютные спекулянты, от биржевой лихорадки и от некоторого (с февраля месяца) укрепления рубля получают потери. В своих интересах они наскоками пытаются раскачать рубль, спровоцировать новую панику и девальвацию, которая вгонит в нищету население, нулевым спросом остановит и начисто сотрет остатки отечественной промышленности. Финансовый оборот внутри страны сократится до границ круга продуктов питания первой необходимости. Поступления в бюджет сократятся до минимума, а власти ничего не останется, как только усилить давление, увеличивая энерготарифы монополий, квартплату и в десятки раз взвинтить налоги на недвижимость, землю, автотранспорт и всё прочее.
Путь правительства на «закручивание гаек — может сорвать резьбу с болтов» и привести «к гидроудару», похлеще, чем на Саяно-Шушенской ГЭС. — Это будет итогом не от цен на нефть, а от ошибочного политико-экономического курса.
Что делать?
Решая проблемы населения, только через это, государство может решить и свои.
Есть одно золотое правило — никогда государство не будет благополучным, пока не будет устроен народ. Год назад, до падения рубля предприятия кое-как «шевелились», автомашин продавалось в два раза больше, товары были дешевле. Сегодня из-за «полезной» девальвации рубля, на те же самые 50% снизился платежеспособный спрос
и следом производство. На отечественные цены тоже подтянулись. — Проиграли все.
Известно, что «клин клином вышибают».
Если невозможно заработать на экспорте, то нужно зарабатывать на импорте, — получать доход на импортных пошлинах в 100 и 200%. Необходимо не девальвировать рубль, а укрепить его в разы. Один доллар — десять, пять рублей. Укрепить рубль выгодно государству, не говоря уже о населении. Притом, что сегодня такая возможность при наличии резервов свыше 400 миллиардов долларов и громадных потенциальных сырьевых энергетических запасах — у государства есть. Снизятся рублевые цены на импорт. Необходимый ассортимент товаров не в ущерб своим можно отрегулировать пошлинами. Это оживит покупательную способность. Уменьшатся внутренние цены — остановленное сегодня производство худо-бедно заработает. Да, рублевые доходы предприятий уменьшатся, но возможно будет платить и меньшую зарплату. Главное, не сколько у тебя бумажных тысяч, а что на них можно купить. Если с ослаблением рубля, как и предупреждалось ранее, явно зашли в тупик, то надо возвращаться и укреплять рубль.
Есть еще один ключевой момент, — наша исполнительная властная бюрократия, которая рутиной и изменённым толкованием испортит, исказит до противоположности и сведет на нет любое дело.
Известно, что в критических условиях «с автопилота переходят на ручное управление», — на президентские указы прямого и немедленного действия. — «Лошадь умна на поводах».

P.S. Нисколько не сомневаюсь, что при существующей ныне тотальной цензуре, вышеизложенное игнорируют. Те, кто продвигает курс на ослабление рубля, скорее в очередной раз залезут в карман населения за последними копейками и больше усугубят кризисную ситуацию, чем, что-либо хорошего для народа сделают. Когда же, следствием их действий, описанные «гидравлические» прогнозы сбудутся, на тот момент, хорошо будет другим знать, что это не конец, а есть и другой путь — укрепления рубля.
Русская пословица говорит: «Дорога ложка к обеду». Поэтому, хорошо, что бы ко времени обеда она у нас была.