ГРИГОРИЙ ДИКШТЕЙН: КАК ЭТО ДЕЛАЛОСЬ... В НОРСБРУКЕ

ГРИГОРИЙ ДИКШТЕЙН: КАК ЭТО ДЕЛАЛОСЬ... В НОРСБРУКЕ

Григория Дикштейна я знаю уже давно. Сначала я познакомился с его песнями — в молодости разучивал их под гитару, старательно прислушиваясь к магнитофонным записям, ходившим по рукам в днепропетровском клубе самодеятельной песни. Потом, в середине 90-х, уже в Чикаго, мне посчастливилось познакомиться с ним лично. Он не перестает удивлять меня своим ярким талантом и весёлой энергией.
И вот новое удивление и радость: в субботу, 29 августа в северном чикагском пригороде Норсбрук, в переполненном зале Northbrook Theatrе была с большим успехом показана новая версия музыкальной композиции Григория Дикштейна «Как это делалось...» по прозе Исаака Бабеля, посвященная 115-летию со дня рождения знаменитого писателя. Причем Дикштейн выступает здесь не только как автор музыки и стихов, но как режиссер-постановщик и ведущий исполнитель.
Нужно сказать, что день рождения Бабеля даже на его родине, в Одессе, не отмечен особыми торжествами. Памятник писателю в приморской столице юмора собираются открыть только в будущем году. Так что композиция Дикштейна, пожалуй, единственное серьезное мероприятие к этой дате.
Вечер открыла Лидия Бабель, дочь писателя, специально приехавшая в Чикаго по приглашению постановщика программы. Она рассказала о своем знаменитом отце, его человеческих качествах и необычных способностях. А затем начался спектакль... Я не оговорился. Сценическое действие Дикштейна, заявленное в программке как музыкальная композиция, — это полнокровный спектакль в двух отделениях, с маленькой, но весьма профессиональной труппой музыкантов и артистов, с продуманной стилистикой, сценическим оформлением и удачными режиссерскими находками. Например, очень эффектно появление на заднике сцены «живой» тени Исаака Бабеля, читающего свои рассказы и воспоминания (в убедительном исполнении Эмиля Гнесина), или выход «отца народов», с трубкой, в белом парадном кителе (Г.Дикштейн). А как замечательна актерская работа Елены Бернат и точно музыкальное сопровождение Михаила Розенталя, Бориса Горелика, Михаила Сычева, Геннадия Болдецкого!
Первая часть спектакля построена на песнях Дикштейна к сборнику рассказов «Конармия», воспоминаниях современников и жены Бабеля. Это горькая, а иногда лирическая, проникновенная композиция о жутком времени гражданской войны, жизни самого писателя, его творчестве и гибели в сталинских застенках в 1940 году.
Вторая часть, на резком контрасте, наполнена смешными песнями-встречами с хорошо знакомыми нам персонажами «Одесских рассказов»: тут и «шикарный» король одесских воров Беня Крик, и его необъятная сестра Двойра, которую Беня выдает замуж (в исполнении Эллы Бампи, неоднократно сорвавшей настоящие овации зала), и незадачливый жених, и воры, и полицейские… В какой-то момент мы даже оказались в ресторанчике «Гамбринус» и услышали голос скрипки, наигрывающей зажигательные мелодии:

Забыть воспаленные гланды,
Любить у причала шаланды,
Купить на пятак контрабанды,
Которой биндюжник не пьет...
Приезжему это не минус –
Зайти на мгновенье в «Гамбринус»,
Где пиво в разлив и на вынос,
И сладко так скрипка поет!

После окончания спектакля артистов долго не отпускали со сцены, зрители несли букеты цветов и просили дать автограф...
А по дороге домой, в машине, мчащейся среди мелькающих огоньков ночного «хайвея», мне все слышались слова одной из песен Григория Дикштейна:

Может жизни карусель
Вас забросила в Марсель,
Венский оперный театр выдал Вам аванс?
Нет? Так знайте есть еще
Де Рибаса детище...
Что вы ждете? Там найдете нас,
И будет шанс.

Почему болит в груди?
Виноватых пруд пруди!
Сколько горя видано! Так моим врагам...
Сколько с этой мостовой
Укатило... Что с того?
Как поется: сердце рвется
К этим берегам…

Семен КАМИНСКИЙ, Чикаго
Фото Натальи ГОЛЬДШТЕЙН

На фото:
Григорий Дикштейн