АСТРОНОМИЯ: ТРИ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

АСТРОНОМИЯ: ТРИ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

«У нас нет никаких оснований полагать, что планетами Солнечной системы исчерпываются все возможные виды планет» — считает астрофизик Женевской обсерватории (Швейцария) Мишель Майор, который вместе с Дидье Келозом открыл в 1995 году первую планету за пределами Солнечной системы. В апреле нынешнего года возглавляемая им группа ученых открыла самую маленькую экзопланету из известных на данный момент.

Интервью с Мари-Кристин Пино-Демулен (ЮНЕСКО).

— Нередко великими научными открытиями мы обязаны случаю. Было ли это именно так, когда вы вместе с Дидье Келозом открыли почти 15 лет назад первую экзопланету?
— Если вы имеете в виду, что нам повезло, то это не так. Это открытие — результат длительного научного поиска и совершентствования инструментов, позволяющих точно определять скорость движения небесных тел. Спектрограф, позволивший нам в Обсерватории Прованса (Франция) выявить первую экзопланету, назывался «Элоди».
Его создавали специально для поисков планет вне Солнечной системы.
Наша удача была в том, что мы открыли планеты, которые движутся по своим орбитам с очень большой скоростью. Период обращения 51 Peg b составляет всего 4,2 суток. Для сравнения: у Юпитера — 4332,71 суток, то есть почти 10 лет. Нет сомнения, что небесные тела с более короткими периодами обращения гораздо легче открывать и наблюдать. За несколько ночей вы можете собрать очень важные данные, на которые в других случаях может потребоваться и 10, и 20 лет.

— Какие направления исследований сегодня являются самыми важными?
— На ближайшую перспективу я бы выделил три главных направления: сравнительная планетология, выявление более легких планет и планетарная фотометрия.

Первое включает в себя изучение данных, полученных со спутников и с помощью наземного оборудования, с целью определения средней плотности планет. Эти исследования направлены на сравнительное изучение их физических параметров Последнее крайне важно, поскольку у нас нет никаких оснований полагать, что планеты Солнечной системы представляют собой все возможные виды планет. Теоретически мы можем допускать, что существуют, например, «планеты-океаны», состоящие из расплавленного льда. Это мог бы быть Нептун, если бы он приблизился к Солнцу: его поверхность превратилась бы в сплошной огромный океан. Такие океаны совсем не похожи на то, что мы знаем на Земле, потому что у них нет гористого дна.
Что же касается поисков более легких планет, то нужно учитывать, что до настоящего времени мы могли обнаруживать только те планеты вне Солнечной системы, масса которых больше массы Земли, по крайней мере, в четыре раза. А это только в 100 раз легче Юпитера! На нашем жаргоне мы называем такие планеты «Супер-Земля».
Однако, благодаря современному оборудованию мы смогли открыть новую теллурическую экзопланету, всего лишь в два раза превышающую Землю по массе. [Прим. ред. — Женевская обсерватория объявила об открытии 21 апреля нынешнего года планеты под названием Gliese 581 ]
Такие открытия делаются с помощью косвенных методов. Одновременно, бурно разивается планетарная фотометрия, позволяющая непосредственное наблюдения за экзопланетами. В конце прошлого года мы добились хороших успехов, получив снимки нескольких крупных, очень молодых экзопланет. Только не думайте, что теперь у нас будет изобилие фотографий: дело в том, что большинство экзопланет увидеть очень трудно — они либо уже остыли, либо находятся слишком близко к своей звезде.
В настоящее время Женевская обсерватория вместе со своими партнерами создает оборудование прямой фотометрии экзопланет под названием СФЕРА, которое позволит нам видеть эти самые малые планеты. Оборудование должно быть готово к работе в 2011 году. Над его созданием уже более пяти лет работает более 200 человек.

— Какое место в астрофизике занмает международное сотрудничество?
— Сегодня самое распространенное международное сотрудничество в области исследования планет устанавливается с помощью личных контактов. На самом деле, международного сотрудничества, как такового, нет. Надо сказать, что есть области науки, где оно не нужно и даже нежелательно: конкуренция — вещь хорошая. С другой стороны, поиск жизни во Вселенной нуждается в международном сотрудничестве. В этой научной области требуются значительные стредства и, весьмо возможно, что нынешние структуры не способны эффективно решать такого рода задачи.
Речь идет о широкомасштабном проекте исследований, которому постоянно недостаёт поддержки, главным образом, из-за бюджетных соображений, как со стороны ESA [Европейского Космического Агентства], так и со стороны NASA (Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства). Многие ученые мечтают о создании некоего института, который бы координировал в международном плане подобные исследования, но пока что все это — лишь благие пожелания.

unesco.org