ТЩАТЕЛЬНЫЙ ОТБОР ПРИСЯЖНЫХ В АМЕРИКАНСКИХ СУДАХ СЛУЖИТ ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕСПРИСТРАСТНОСТИ
В американской системе уголовного судопроизводства ключевую роль играет мнение группы 12 граждан.
Коллегия граждан наблюдает за судебным процессом, а затем обсуждает вопрос о том, виновен ли подсудимый. Чтобы войти в состав этой коллегии, которую обычно называют «жюри», граждане США подвергаются процедуре отбора и отсева, известной под названием voir dire. Пола Ханнафорд-Эйгор, директор Центра по изучению судов присяжных в Вильямсбурге, штат Вирджиния, переводит этот французский юридический термин 14-го века как «смотреть, говорить».
В рамках процедуры voir dire в присутствии судьи, председательствующего на процессе, кандидатов в присяжные допрашивают представители обвинения и защиты, которые оценивают «их способность быть честными и беспристрастными в правовых вопросах». По словам Ханнафорд-Эйгор, американское судопроизводство исходит из того, что обвинители и защитники «лучше всех знают» возникающие в ходе судебного процесса ситуации, которые приводят к пристрастности или предубежденности в составе присяжных.
Если судья приходит к выводу, что потенциальный присяжный не способен честно и беспристрастно выполнять свои функции, он может снять его кандидатуру с рассмотрения. При таком отводе, по словам Ханнафорд-Эйгор, может указываться причина, обычно основанная на юридических определениях, таких как личные отношения с участником процесса, финансовая заинтересованность в определенном исходе дела, явные признаки пристрастности или предубежденности. Судья может дать отвод любому количеству присяжных, но редко отклоняет больше 10 процентов кандидатур, отметила Ханнафорд-Эйгор.
Кроме того, представители обвинения и защиты имеют право на отвод без указания причины, позволяющий им отклонять кандидатуры потенциальных присяжных на любом основании или вообще без какого-либо основания. До начала процедуры voir dire судья устанавливает предельное количество отводов без указания причины, которыми могут воспользоваться стороны.
Тактика, применяемая при перекрестном допросе потенциальных присяжных, зависит от умения юриста задавать нужные вопросы и порой вынуждает человека раскрывать сведения о себе, которые он, возможно, не хотел бы предавать огласке. По словам Ханнафорд-Эйгор, представители сторон несут ответственность за отклонение кандидатур «присяжных, которые не могут или не желают учитывать позицию стороны в споре», а не за отбор тех, кто умеет это делать. Стороны пытаются выявить тех присяжных, которые в силу своего жизненного опыта могут относиться к их клиентам или свидетелям с предубеждением.
Пристрастности и предубежденности бывает невозможно избежать, когда группа разных личностей должна вынести общее решение по одному-единственному вопросу, но представители сторон стремятся свести эти факторы к минимуму. Беспристрастность, как ее определяет Ханнафорд-Эйгор, делает мнение присяжных «не столь категоричным», чтобы доводы юристов и представленные доказательства не принимались во внимание.
Процедура voir dire может длиться меньше часа, но может занять и несколько дней, в зависимости от серьезности рассматриваемых вопросов и эпизодов. На ее продолжительность влияет не только сложность судебного дела, но и место его рассмотрения: в разных штатах действуют разные сроки.
При рассмотрении таких серьезных дел, как убийство первой степени, за которое федеральное правительство и многие штаты могут применять смертную казнь, входить в состав присяжных, по словам Ханнафорд-Эйгор, вправе «только лица, морально готовые рассматривать вопрос о применении смертной казни». Подходящие кандидаты проходят длительную процедуру voir dire, в ходе которой выясняется, нет ли у присяжных моральных или религиозных убеждений, не позволяющих приговорить человека к смерти. То же самое делается и в отношении тех, кто придерживается противоположного мнения, считая, что любые дела о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь, должны завершаться смертью подсудимого.
С участием присяжных в Америке решается исход около 2 процентов всех судебных дел, сообщила Ханнафорд-Эйгор.
america.gov