АРМЕНИЯ И ТУРЦИЯ: ШЕСТЬ НЕДЕЛЬ НА РАЗМЫШЛЕНИЕ

АРМЕНИЯ И ТУРЦИЯ: ШЕСТЬ НЕДЕЛЬ НА РАЗМЫШЛЕНИЕ

Рамис ЮНУСОВ

Прошлогодняя августовская война между Россией и Грузией на Кавказе вокруг Абхазии и Южной Осетии напомнила не только государствам, географически соседствующим с этим регионом, но и крупнейшим мировым державам, что все «тлеющие» территориальные конфликты, оставшиеся после развала Советского Союза, могут в любой момент «взорваться» с непредсказуемыми последствиями. И среди таких «замороженных» конфликтов на постсоветском пространстве конфликт между Азербайджаном и Арменией за азербайджанский анклав под названием Нагорный Карабах остается одним из самых острых. В этой связи вероятность полной нормализации отношений между Арменией и Турцией вновь привлекли внимание не только возможной энергетической составляющей этого события (будущий маршрут газопроводов из района Каспия в Европу), но и перспективами разрешения нагорно-карабахского конфликта.
Долгое время казалось, что подвижек для решения этого конфликта нет, а международные усилия подтолкнуть Армению и Азербайджан к взаимным уступкам ни к чему не приводили. Затем и вовсе стала вырисовываться не дипломатическая, а военная возможность возвращения занятых Арменией азербайджанских территорий. При этом Баку явно не скрывал, что на военную силу может быть сделан упор только в том случае, если бесконечная международная посредническая деятельность окажется попросту бесполезной.
Напомним, что на протяжении последних 15 лет, т.е. после подписания мирного Бишкекского протокола о прекращения огня между Арменией и Азербайджаном, мировое сообщество неоднократно предпринимало посреднические усилия для разрешения проблемы Нагорного Карабаха. В них участвовали не только страны Евросоюза, США и Россия, но и такие государства, как Иран и Турция. Но на деле никакого принципиального прорыва по Нагорному Карабаху до сих пор не произошло. Баку и Ереван сохраняли и продолжают сохранять диаметрально противоположные взгляды.
Азербайджан ни при каких условиях не соглашается на отделение Нагорного Карабаха и ни о какой независимости даже вести переговоры не собирается. Отнюдь не горит желанием передавать под контроль Азербайджана оккупированные территории и Армения. И вот теперь ситуация вокруг Нагорного Карабаха кардинальным образом может измениться, а ключевую роль в этом может сыграть Турция. Именно Анкара, как считают многие обозреватели, по дипломатическим договоренностям с Соединенными Штатами и без каких-либо предварительных консультаций с Азербайджаном, приняла решение восстановить отношения (прежде всего дипломатические, потому что экономические и торговые связи между Ереваном и Анкарой никогда не прерывались) с Арменией.
При этом многие американские эксперты уверены, что такая дипломатическая инициатива Турции в отношениях с Арменией была «подсказана» Анкаре именно Соединенными Штатами. Нынешнюю турецкую инициативу не только относительно конфликта вокруг Нагорного Карабаха, но и всей стратегической ситуации на Кавказе США поддерживают и дают понять, что «просто так», без участия американской дипломатии у Анкары и Еревана вряд ли что-либо серьезное получится.
А если учесть, что в энергетических схемах по поставкам нефти и природного газа из района Каспия в Европу именно Турции отводится ключевая роль (причем не только как транзитной стране, но и как одному из гарантов безопасности поставок энергоносителей с Кавказа и Центральной Азии), то шаг навстречу Армении со стороны турецкого руководства выглядит вполне логичным.
Здесь суть вопроса даже не столько в том, что Турция решила уже в самом ближайшем будущем снять блокаду с армянской границы и установить с Ереваном полномасштабные дипломатические отношения. А в том, что полной перекройке будет подвергнута вся, пусть и хрупкая, но все же относительно стабильная стратегическая ситуация в районе Большого Кавказа.
После подписания двусторонних протоколов между Турцией и Арменией заговорили о том, что граница с Арменией турками может быть открыта не просто так. Как писали турецкие газеты, за содействие в решении карабахского конфликта со стороны Соединенных Штатов и Турции Армения якобы готова освободить пять из семи занятых армянскими войсками во время войны азербайджанских районов.
Но армянское руководство сразу же подобные слухи опровергло и подчеркнуло, что вовсе не намеревается отдавать под азербайджанский контроль Лачинский и Кяльбаджарский районы, которые обеспечивают связь Армении с Нагорным Карабахом. Баку же на такие «подвижки» в карабахском урегулировании никогда не пойдет, и напряженность здесь что с открытой армяно-турецкой границей, что с закрытой сохранится и в дальнейшем.
Безусловно, в открытии турецко-армянской границы есть и интерес у России. Она является ключевым партнером Армении, прежде всего в оборонной и экономической сферах. И без прямого участия Москвы во всех этих дипломатических комбинациях прорыва по вопросу Нагорного Карабаха ожидать просто не приходится.
Для США, как и для Турции, также крайне важно обеспечить надежные пути для доставки энергоресурсов с Кавказа, а для этого как можно быстрее необходимо разрешить проблему вокруг Нагорного Карабаха. Ведь Азербайджан со своими нефтеносными трубопроводами и главной распределяющей ролью по доставке энергоресурсов из бассейна Каспия важен абсолютно для всех ведущих игроков в регионе. Но без решения карабахской проблемы Баку может элементарно «закупорить» все энергетические маршруты, ведущие отсюда в Европу.
Но здесь стоит учесть и еще один важный нюанс. Независимо от того, когда откроет Турция свою сухопутную границу с Арменией, никто из самых главных игроков в этом регионе, включая Россию, не пойдет на признание независимости Нагорного Карабаха от Азербайджана, т.к. совсем ясно какую позицию в этом случае могут занять США и страны ЕС. Ведь для них стратегически важен Азербайджан в плане поставок энергоресурсов, и доводить на Кавказе дело до нового вооруженного противостояния в Вашингтоне и в Европе никак не хотели бы. А то, что в Азербайджане в этом вопросе едины все — и власть, и оппозиция, да и все азербайджанское общество говорит о том, что не считаться с мнением Азербайджана будет очень трудно.
Думается, что в вопросе нормализации отношений между Турцией и Арменией ключевыми окажутся вопросы «большой каспийско-кавказской энергетики». Ведь если дипломатическим путем карабахскую проблему решить не удастся, то Азербайджан не только может начать военные действия за возвращение Нагорного Карабаха, но и полностью перечеркнуть все существующие нынче «энергетические карты», которые Соединенные Штаты и руководство Евросоюза планировали все эти годы в районе Каспия.
Россия уже предлагала Азербайджану поставлять весь свой газ через российскую территорию по достаточно высокой фиксированной цене (а она намного выше той, что Азербайджан получает на сегодня с Турции за поставки туда своего газа). Пока Баку на этот вариант однозначно не согласился, хотя и не отверг полностью российское предложение. Теперь же первым пострадавшим от любого обострения ситуации вокруг Нагорного Карабаха окажется Турция, для которой и газ по льготной цене важно по-прежнему получать из Азербайджана, и развернуть все будущие трубопроводы из региона Каспия на себя чрезвычайно важно.
Что же касается Армении, то после постепенной нормализации отношений с Турцией она, скорее всего, может пойти на какие-то уступки по разрешению нагорно-карабахского конфликта. Да ведь еще далеко не факт, что все то, о чем договаривались между собой дипломаты и политики в Анкаре и Ереване, вообще будет реально осуществлено на практике. Есть шанс предложить некий компромиссный план в этом регионе и у России. И потому можно достаточно уверенно предположить, что уже в ближайшее время Азербайджану и Армении со стороны России и, вполне возможно, США, может быть предложен план действий, который обеим сторонам придется принимать даже в том случае, если он их и не полностью устроит.
Фактически отведенный для подписания протоколов по урегулированию отношений между Турцией и Арменией шестинедельный уже начался. Встретившийся с председателем Великого национального собрания Турции Мехметом Али Шаином министр иностранных дел Ахмед Давудоглу отметил, что этой встречей фактически положено начало отведенному на подписание протоколов сроку: «Шестинедельный срок начался после сообщения общественности о протоколах. Теперь встреча с председателем парламента официально дала старт процессу. Текст протоколов обнародован, и с этой точки зрения мы хотим изучить мнение всех политических партий, неправительственных организаций. Однако шесть недель — ограниченный срок, и мы сделаем все возможное. Какие бы шаги ни предпринимались во внешней политике, правовую основу любой политики дает парламент. Поэтому первую встречу я провел со спикером парламента».
Ахмед Давудоглу отметил, что обстоятельно обсудит политику, проводимую в связи с отношениями между Турцией и Арменией, с лидерами всех партий, имеющих фракции в парламенте и набравших на выборах более 1 процента голосов: «Мы хотим завершить процесс информирования партий до начала новой сессии парламента». Начнем с того, что, по мнению экспертов, парламенты Турции и Армении должны ратифицировать протоколы до 14 октября, а граница должна открыться к концу года. И действительно, в обеих странах сегодня продолжаются дискуссии насчет правомерности открытия границ. Но при этом, если представители официальной власти, как и положено, выступают с аргументами в пользу открытия границ и установления дипломатических отношений, то в оппозиционном стане как раз-таки все наоборот.
Но проблема в том, и в Армении это, по всей вероятности уже понимают, что к вопросам решения проблем с одной отдельно взятой страной на Южном Кавказе нельзя подходить только с позиции создания политико-экономических условий именно в этой отдельно взятой стране. То есть без выработки общей стратегии всеми заинтересованными игроками и с другими странами региона. Судьба региона зависит от позиций каждой из стран региона, которые непосредственно являются сторонами различных больших и малых конфликтов. С другой стороны, позиции стран, которые должны стать гарантами разрешения конфликтов, также неопределенны и расплывчаты. Например, хотя Армения и является самым надежным союзником России на Южном Кавказе, Кремль все же опасается перспективы переориентации Армении на США и страны Евросоюза. Тем более что Армения никогда не была антизападным государством. Безусловно, Армения — единственная страна на Южном Кавказе, где к российскому военному присутствию относятся благожелательно и не воспринимают его как проявление имперской политики. 102-я российская база — крупнейший военный объект вооруженных сил РФ на Южном Кавказе.
Но в то же время в Армении уже давно считают, что нет ничего особенного в том, что НАТО приходит в государства Южного Кавказа, что НАТО расширяется и находится уже у границ России. Многие армянские эксперты считают, что это закономерный процесс, от которого невозможно отойти. Часть политической элиты Армении устала прежде всего от двоякой позиции России и от бесконечной изоляции. Торговые пути в Европу для Армении открываются через Турцию. Конечно, нельзя сказать, что эта позиция устраивает всех армянских политиков или даже основных армянских политиков. Но сам факт появления подобных настроений в Армении говорит уже о многом. В Армении считают, что, дав согласие на открытие границ с Турцией и тем самым допуская Анкару в решение проблем на Южном Кавказе, Россия демонстрирует, что она не только не определилась с тем, чего она хочет от Армении. Россия не определилась, собирается ли она оттуда уходить или нет, готова ли отдать эти территории, поскольку они для нее непосильны.
А что касается Турции, то, учитывая реалии турецкой политики, трудно прогнозировать, все ли депутаты от правящей партии будут голосовать за восстановление дипломатических отношений с Арменией. С другой стороны, с трудом верится, что все депутаты от Народно-республиканской партии Турции также проголосуют против принятия такого решения. Позиция основных оппозиционных партий по вопросу открытия турецко-армянской границы все еще остается прежней: пока Армения не освободит оккупированные азербайджанские территории, ни о каком открытии границ не может быть и речи.
В итоге может так получиться, что никакого прорыва по Нагорному Карабаху даже в случае нормализации отношений между Арменией и Турцией не произойдет. Не будем забывать и о том, что Армению нынешний статус-кво Нагорного Карабаха в принципе устраивает, а Азербайджан при своем желании поскорее разрешить конфликт, все равно вынужден будет учитывать позицию относительно региональной безопасности и Соединенных Штатов, и Евросоюза, и России. В то же время Азербайджан пока вряд ли готов начинать полномасштабные боевые действия против оккупации Арменией территории Нагорного Карабаха, да и ключевые политические игроки региона (те же Россия, США, Евросоюз) делать это Баку не рекомендуют.