МЭТТ ДЭЙМОН: «ВРАНЬЁ ЗАВОРАЖИВАЕТ…» «ИНФОРМАТОР» — ОЧЕНЬ СУБЪЕКТИВНЫЙ ФИЛЬМ

МЭТТ ДЭЙМОН: «ВРАНЬЁ ЗАВОРАЖИВАЕТ…» «ИНФОРМАТОР» — ОЧЕНЬ СУБЪЕКТИВНЫЙ ФИЛЬМ

Режиссёр Стивен Содерберг и актёр Мэтт Дэймон привезли на Венецианский кинофестиваль фильм о лжи. Специально для интересующихся зрителей они поочерёдно — а иногда и одновременно — отвечают на десять животрепещущих вопросов.отвечают на десять вопросов об «Информаторе», новом фильме про ложь, представленном на Венецианском кинофестивале.

Известный голливудский режиссёр Стивен Содерберг и известный голливудский актёр Мэтт Дэймон привезли на Венецианский кинофестиваль фильм о лжи, какой она обычно получается «по закону подлости». Специально для интересующихся зрителей они поочерёдно — а иногда и одновременно — отвечают на десять животрепещущих вопросов.

1. Почему режиссёр Стивен Содерберг решил пригласить на главную роль именно Мэтта Дэймона? Не потому ли, что тот уже снимался у него в «Друзьях Оушена»?
— Как только я прочёл книгу Курта Айхенвальда, я сразу же подумал, что Мэтт будет идеальным Майком Уитакером. У меня в голове сложился образ типичного американца, прямо излучающего оптимизм, — человека, воплощающего собой американское отношение к жизни.
Мэтт — именно такой. Все, кто с ним работал, говорят, что он очаровательный человек, в него всегда влюблены все на съёмочной площадке.
Когда в 2001 году мы закончили работу над картиной «Одиннадцать друзей Оушена», я позвонил Дэймону и сказал: «Ты должен прочесть эту книгу». Было и ещё одно совпадение: на тот момент Мэтту было столько же лет, сколько и Майку Уитакеру...
Правда, сам фильм мы сняли уже только через семь лет.

2. Это фильм про кризис? Он отражает то, как повлияла экономическая ситуация на людей в большом бизнесе?
— На самом деле время действия в фильме — 70-е годы. Кризис начался уже после того, как были закончены съёмки. Но, мне кажется, черты Майка Уитакера проявились бы в любое время. Происходи эта история в любые другие годы — всё было бы точно так же.

3. Почему в титрах одним из продюсеров указан Джордж Клуни?
— В тот момент, когда мы решили снимать эту картину, компания Section Eight (продюсерская компания, которую вместе основали Содерберг и Клуни, закрылась в 2006 году. — «Часкор») ещё существовала.
Это в какой-то степени последний фильм, работа над которым начиналась под грифом нашей компании, поэтому я считал своим долгом отдать дань уважения за годы плодотворного сотрудничества Джорджу Клуни и сделать так, чтобы его имя появилось в титрах.

4. Легко ли Мэтту Дэймону было набрать вес?
Отвечает сам Мэтт: Абсолютно никаких проблем. Я просто больше не ходил в спортзал после работы. Мне, кстати, очень понравилось.

5. Понравилось ли Мэтту Дэймону работать со Стивеном Содербергом? Какая из ролей, сыгранных у этого режиссёра, понравилась больше?
— Обещаю, что отныне я в каждой роли, которую мне предложат, буду воплощать Майка Уитакера и только его. Но на самом деле каждая роль, которую я исполнял под руководством Содерберга, — отлична от другой.
Стивен — удивительный человек, режиссёр уровня, какого мало кому удавалось достичь. Надеюсь, что мы ещё не раз будем работать вместе. Хотя и три раза — уже большая удача для меня.

6. Почему вообще Содерберг? В чём его отличие от других голливудских режиссёров?
— Одна из отличительных черт Содерберга — сценарий фактически не меняется. Мы работали над фильмом почти семь лет, а потом снимали не более 30 дней. Это же очень быстро, как на телевидении.
Мне как актёру могут не нравиться какие-то планы, какие-то заходы, я могу захотеть что-то переделать. Но Стив чётко знает, что ему нужно. Он одновременно и режиссёр, и монтажёр, и оператор — он держит в голове полную картину происходящего.
Я много с кем работал, но ни у кого не было настолько ясного представления о будущем фильме, как у Содерберга. Разве что, может быть, у Клинта Иствуда.
Я даже как-то в шутку сказал Клинту, что, если он захочет оставить режиссуру, он должен сняться у Содерберга, так как он столь же решительный, жёсткий и знающий режиссёр.
Ещё у Содерберга прекрасный вкус. Он чувствует и картинку, и звук, и атмосферу фильма. Поэтому с ним очень легко работать — все, кто находится на съёмочной площадке, понимают, что за фильм они должны снять.

7. Встречался ли Содерберг с самим Майком Уитакером?
— Нет. Когда я работал над фильмом «Эрин Брокович», например, для того, чтобы создать максимально близкий к оригиналу образ, я встретился со всеми, с кем только можно было, — со всеми, кто имел хоть малейшее отношение к истории.
Но на этот раз я изначально решил, что «Информатор» будет очень субъективным фильмом, поэтому не нужно ни с кем встречаться, общаться, обсуждать, мы снимем то, что мы снимем.
Правда, потом мне передали, что сам Уитакер сказал, что всё получилось очень похоже на то, как было на самом деле. Так что я теперь думаю: может, в случае с «Эрин Брокович» я напрасно тратил свои силы?

8. По большому счёту фильм о лжи. Как относится ко лжи Мэтт Дэймон? Часто ли он врёт в реальной жизни?
— Действительно, ложь отнимает у человека очень много энергии, требует большой сосредоточенности, много сил и внимания. На самом деле в реальной жизни из меня никудышный лжец.
Может быть, поэтому мне было так интересно сыграть Майка Уитакера. Это же просто какое-то виртуозное искусство! Он продолжает придумывать, даже если уже понимает, что заврался, и в большинстве случаев ему всё равно удаётся как-то выкрутиться. И когда его наконец ловят на лжи — это самый сильный момент фильма.

9. А Стивен Содерберг?
— А я считаю, что ложь важна и полезна. Конечно, она отнимает много энергии — поэтому я такой худой. На самом деле, если бы мы все и всегда говорили правду и только правду, мы бы давно просто поубивали друг друга.
Ложь — один из главных функционалов современной жизни, как для каждого отдельного человека, так и для всей культуры, всего человечества в целом. Наше общество построено на лжи. Уитакер интересен тем, что понял это одним из первых и построил на этом всю свою жизнь.
Что важно для успешного бизнеса? Хороший костюм или платье, красивая улыбка, умение подать себя. Мне все говорят: «Я люблю ваш фильм» — думаете, я не знаю, что по крайней мере половина лжёт?
Но я сам не всегда хочу знать, правду мне говорят или нет. Ложь — это наше орудие массового поражения. Пытаться запретить людям лгать — значит просто не понимать человеческой натуры.

10. Почему Содерберг поёт искусству лгать такие дифирамбы?
— Процесс вранья меня завораживает. Ведь для лжи на самом деле всегда требуется как минимум два человека: один врёт, другой верит. Так сохраняется баланс и власть. Важно понимать, что ложь всегда больше самого лжеца.
Беседовали Владислав ПОЛЯКОВСКИЙ, Ксения ЩЕРБИНО

Chaskor.ru