КРИЗИС — ПЕРЕЗАГРУЗКА?
Дмитрий КАРАСЕВ
На днях вся «прогрессивная общественность» отметила годовщину сразу двух дат: 7 сентября 2008 года рухнул американский ипотечный рынок, а 15 сентября мир узнал о банкротстве крупнейшего инвестиционного банка Lehman Brothers. Собственно, именно после того как лопнул этот американский «мыльный пузырь», иностранные спекулятивные инвесторы бросились срочно изымать отовсюду свой капитал, а фонтанирующие цены на нефть, прежде поддерживавшиеся спросом в США и крупнейших странах Азии, пошли на убыль, российская экономика и познала «фунт лиха».
Между тем год спустя в России до сих пор не ясно, достигла ли наша родимая экономика «дна» или надо ждать следующей волны кризиса. Причем ясности нет в умах даже экономического «блока» правительства и Центробанка, которые, как эпические «лебедь», «рак» и «щука» продолжают тянуть российскую экономическую «телегу» в разные стороны. Ни о каком поступательном движении при этом, естественно, говорить не приходится и доверия словам и действиям властей это отнюдь не прибавляет. Плюрализм хорош в политике, и вредоносен в конкретных делах. Однако по мнению российского президента, это хорошо. Будучи на встрече с участниками дискуссионного клуба российских и зарубежных политологов «Валдай», Дмитрий Медведев поистине ленинской скромностью заявил: «Я думаю, что мы пока не имеем права ни внутри страны ни на международной арене говорить о том, что кризис преодолен... Есть разные сценарии, в том числе о том, что будет вторая ударная волна кризиса... У нас в правительстве есть махровые консерваторы, которые пророчат нам большие проблемы... Это хорошо, что у правительства есть разные точки зрения». Однако весь революционный пафос был перечеркнут одной фразой: «Основная наша проблема в том, что Россией управляют коррумпированные чиновники». Эта проблема способна погубить любые благие начинания правительства, поскольку все к чему прикасается рука российского чиновника, дорожает в разы, а «коррупционный налог» тяжким бременем ложится на всех граждан и все негосударственные организации страны. Достаточно показательной моделью современной российской экономики стало дело по статье «Злоупотребление должностными полномочиями», возбужденное СКП по факту того, что в ходе реконструкции Большого Театра, заказчиком которого, кстати, выступило ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» одни и те же работы оплачивались трижды (!).
Интересно, что в экспертном сообществе нет единства по поводу количества вышеуказанных кризисных «волн». Как поведал глава МВФ Доминик Стросс-Кан, «в российских регионах ожидается ТРЕТЬЯ волна кризиса, связанная с повышением уровня безработицы». Действительно, по прогнозам Роструда, число безработных до конца этого года увеличится на 400 тыс. до 2,5 млн. человек. Предполагается, что новую волну кризиса вызовут падение доходов населения, остановка предприятий и рост безработицы. А фиктивная занятость будет снова завуалирована манипуляциями работодателей с заработной платой, переводом массы сотрудников на неполную занятость и отправкой их с Нового года в неоплачиваемые отпуска.
При этом некоторых «кремлевских мечтателей» ничто в текущем состоянии экономики и общества не удручает. Так, помощник президента РФ Аркадий Дворкович, отметившийся в Международном университете лекцией на актуальнейшую тему «Стратегии выхода из кризиса: выбор моделей» в том, какую модель выбрать нашему обществу, так и не определился, зато на вопрос из зала о самой привлекательной с точки зрения инвестиций мировой валюте категорично отрезал: «Рубль — и точка!» А также призвал государственные и приближенные к государству структуру к максимальной экономии, в которой они должны показывать пример остальным. Кузницей передового опыта было названо Минэконоразвития, где даже есть специальный человек, отвечающий за то, чтобы в помещениях был выключен свет. А в «отстающих» оказался глава Сбербанка Герман Греф, раздающих на различных мероприятиях шикарно выполненные печатные брошюры, вместо того чтобы обойтись презентациями в электронном виде, а также Госдума, где во время «чумы» повесили дорогостоящие люстры. После всего этого, наверное, следует ожидать, что ответственные за выключение света теперь будут назначены во всех министерствах и ведомствах и на всех уровнях власти. Причем делать они это будут безвозмездно, то есть даром. Иначе в чем тогда выразится экономический эффект?
Не остался в стороне и министр финансов РФ. Он озвучил несколько новостей, хороших и плохих. Из плохих удручает то, что резервный фонд страны будет исчерпан не через полтора года, а уже в следующем году. Зато пополняться он начнет уже в следующем году, а из фонда Национального благосостояния в 2010 году предложено изъять «всего» 58,4 млрд. руб. При всем том, видя, что дела не так плохи, как ожидалось, министерства и ведомства не стали ждать пресловутого «13-го года», а уже сейчас подали свои заявки на увеличение в следующем году финансирования на 802,5 млрд. рублей, из которых утверждено «только» 170 млрд.рублей (больше надо было запрашивать!). Соответственно пересмотрены в сторону повышения доходы и расходы бюджета, уменьшен (запланированный) бюджетных дефицит и объем (запланированных) государственных заимствований...
Первый вице-премьер Игорь Шувалов потешил общественность тем, что в правительстве зреет антикризисный план на 2010 год, а результатами государственных антикризисных мер в этом году он полностью удовлетворен, т.к. задачи «сохранения денежно-кредитной системы и доведения её до состояния стабильной работы» и обеспечения «как можно меньшего падения российской экономики с выходом во втором полугодии 2009 года на позитивные тренды развития» удалось достичь. А посему «Мы считаем, что в 2010 году, выполняя антикризисный план, мы будем заниматься плановой модернизацией российской экономики». Вам понятны «тренды»?
Кстати, о тенденциях. Из Центробанка поступают весьма противоречивые сигналы. С одной стороны, на 0,25% снижена учетная ставка и ЦБР устами его главы Сергея Игнатьева попросил Госдуму продлить право ограничивать ставки банков по вкладам населения еще минимум на год. С другой, со слов зампреда ЦБР Алексея Улюкаева, главный банк страны перешел к свободному «плаванию» курса рубля и может отказаться от «коридора» 26-41 рубль за доллар США: «Даже в случае падения цен на нефть мы не будем защищать абсолютные рубежи — никакой цели по курсу (рубля) у нас нет». Таким образом, нас предупреждают о рисках обвала курса рубля. Нас опять к чему-то готовят? И чему (и кому) верить?
Как отмечают не столь позитивно настроенные независимые эксперты, расходы населения на фоне ожидающегося осенью всплеска увольнений продолжают сокращаться. Это значит, что спад в рознице, а значит в реальном секторе, продолжит усугубляться. По их здравому рассуждению, российские власти стимулируют банковскую систему и стратегические предприятия, однако поднять промпроизводство и всю экономику может лишь увеличение внутреннего спроса. Например, в Китае с этой целью государство заставляет банки наращивать кредитование и снижает налоги. У нас же пока все происходит «с точностью до наоборот». Госпомощь банкам и крупным предприятиям по сути отбивает у них мотивацию на повышение эффективности. Выгодная нефтяная конъюнктура также не будет панацеей от наших внутренних бед, т.к. на мировом рынке энергоносителей ожидается стагнация продолжительностью в несколько лет. Поэтому нужно стимулировать внутренний спрос, вкладывать в модернизацию производства, коммунальную сферу и инфраструктуру страны. Впрочем, как явствует из слов вышеупомянутого Игоря Шувалова, выбор правительством уже сделан — возврат к индустриальной модели экономики за счет модернизации промышленности. Вопрос, как это будет происходить и кто будет платить?
«Тандем» Медведев-Путин — есть ли он? Любопытно, что в последнее время во всех критических замечаниях ДМ в адрес доставшегося ему от ВВП «наследства» политологи стараются выискать признаки противостояния президента и премьера. Так же как и в просочившихся в СМИ высказываниях обоих о том, что они не прочь поучаствовать в президентских «гонках» - 2012. Например, Владимир Путин заявил: «Разве мы конкурировали в 2008 году? Вот и в 2012 году мы договоримся, потому что мы люди одной крови и одних политических взглядов». Сразу вспоминается небезызвестный Маугли Редьярда Киплинга, который для всякой «животины» знал нужные слова и потому находил общий язык не только с волками и (без кавычек) с медведями, но и с хищными птицами и гигантскими удавами. Вот и Дмитрий Медведев не смог противостоять правильному посылу премьера и полувшутку-полувсерьез на «Валдае» не только обещал сдать кровь на анализ, чтобы окончательно прояснить вопрос, но и сообщил: «Что касается планов, то я их сформулирую — мне моя судьба небезразлична». «Для себя я ничего не загадываю», — загадочно добавил президент.
Говорят, во времена «переходных» сезонов особо обостряются параноидальные состояния. Например, экс-президент Украины Леонид Кравчук (кстати, один из трех подписантов печально известного Беловежского соглашения) решил запоздало обидеться на действующего президента России Дмитрия Медведева: «Обращение президента РФ Дмитрия Медведева в украинскому главе государства Ющенко не было конструктивным, т.к. в нем не были предложены пути улучшения отношений... Мы считаем, что это проявление прямого вмешательства в наши внутренние проблемы и интересы». Тогда как окончательно запуганные «клятыми москалями» представители украинской интеллигенции призвали США, Великобританию, Францию и Китай созвать международную конференцию для защиты невинной украинской демократии от поползновений хищного тоталитарного Кремля. Наверное, после этого известные антисемитские поговорки «Если в кране нет воды...» и «Бей..., спасай...» следует переиначить словом «москали». Только вот кто спасет от собственной зашоренности и недальновидности самих нас?