МЕДВЕЖИЙ УГОЛ ЕВРОПЫ
Александр МЕЛАМЕД, Дюссельдорф — Берн
Самые распространенные легенды о происхождении названия города до сих пор обсуждаются швейцарцами
ТРИ ЛЕГЕНДЫ — ОДИН ГЕРЦОГ
В спорах принимают участие историки, лингвисты и даже зоологи. Все три предания связаны с герцогом Берхтольдом V фон Церингером (1160-1218), которого считают основателем города, хотя первые камни здешнего поселения были заложены кельтами. Но имя первого кельта-строителя не сохранилось, а с герцогом все в порядке. Так вот, окрестные леса были полны дичи, среди которых преобладали медведи. Это и дало основание присвоить городу медвежье имя. Так утверждает живший в конце XIV — начале XV вв. составитель бернских хроник Конрад Юстингер.
Другое предание уже не с экологическим, а сентиментальным оттенком. Оно повествует о временах правления все того же герцога Берхтольда V фон Церингера. На некую Мехтхильд, даму высшего света, напала стая волков, но была отогнана невесть откуда взявшейся медведицей. Медведица не отступила, хотя была атакована серыми разбойниками и изрядно ими покусана. Герцог не смог скрыть своего восхищения перед ее мужеством. Хотя не исключено, что медведица защищала не Мехтхильд, а детенышей. Но такого простого объяснения бернцы, склонные к романтизму, стараются избегать.
Третья легенда тоже с герцогским уклоном. Она еще проще. Экологическая и сентиментальная темы уступают потребительской. Герцог поклялся дать городу имя первого убитого им в лесу зверя. Таковым оказался свирепый медведь, с которым Берхтольду пришлось вступить в единоборство, так как свита по какой-то причине отстала. Берхтольд, хотя ему и пришлось нелегко, победил. И, согласно обещанию и уважая мощь соперника, посчитал его достойным символом и отдал распоряжение — впредь город именовать Берном.
ЕСТЬ ГОРОД — БУДЕТ ГЕРБ
Желтое поле среди алых косых полос — эти цвета были впервые использованы на стягах свободолюбивых бернцев, вышедших против Габсбургов в битве при Шлоссхальде в 1289 году, и с тех пор приносили боевую удачу. По полю шествует черный медведь с высунутым языком. Чтобы ни у кого не было сомнений, что он высунул что-то еще, автор герба художественно осмыслил задачу подбрюшья Европы и выделил детородный орган алым. Медведица со своим не выписанным органом ушла в берлогу безвременья. Таким образом вторая легенда осталась под вопросом.
Если герцог был вооружен так, как на памятнике у Нидегкирхе, то есть кинжалом и мечом, то третья легенда тоже под сомнением. Ранить медведя этим оружием вполне возможно, но он, как известно, от этого свирепеет еще пуще. Чтобы убить медведя, надо быть весьма искусным и удачливым охотником. Неизвестно, слыл ли им герцог. Да и вряд ли он был кровожаден до такой степени. Тем более, что скульптор совершенно не случайно прислонил к его боку трогательного медвежонка. Скорее всего, верна первая легенда.
МЕДВЕЖАТИНА, МАДАМ!
Лингвисты не согласны. Они напоминают, что, во-первых, на старонемецком глагол bern означает «обрабатывать древесину» — это занятие буквально вписывается в окружающую среду. Во-вторых, некогда именно так называли Верону, а именно — Bern im Welschland. Так что не исключено заимствование.
Пока идут споры о том, какая версия о происхождении имени города верна, Берн развивается, процветает и прирастает славой, став в 1218-м городом-государством, в 1848-м — городом-столицей, в 1874-м — штаб-квартирой мирового почтового союза, в 1954-м — местом проведения мирового чемпионата по футболу, а в 2009-м — попав в десятку городов планеты с самым высоким уровнем жизни.
Но город помнит о своем медвежьем происхождении. Говорят, в лучших ресторанах город до сих пор подают деликатесы из медвежатины, главным из которых является медвежья лапа. Гиды охотно упоминают, что по древней традиции подобного лакомства удостаиваются на приемах в высшем свете лишь члены швейцарского правительства. Сосать лапу при достижении ежегодного дохода на душу населения в среднем 3,5 тыс. евро, что вдвое выше, чем во Франции и в полтора раза выше, чем в Италии, — это чисто по-швейцарски.
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
По улицам и домам Берна рассеяны знаки, напоминающие о медвежьем угле Европы. То скульптура воинственного медведя в полном боевом облачении, то бронзовая медведица с медвежонком, пришедшая на водопой к белопенной Ааре, то городской герб, продублированный над чьими-то воротами. Вот они, на моих фотографиях (9693, 9696). До недавнего времени городской достопримечательностью была так называемая Медвежья яма. Ее соорудили, говорят, в 1763 году.
Содержание животных в Медвежьей яме обходится в копеечку, выражаемой солидной суммой. Собственно, на содержание косолапых бернцы не скупились никогда. В истории города в ее медвежьем формате было несколько пауз, связанных с переселением обитателей ямы. В один из переломных моментов угодил и я. Когда я был в Берне, все здешние обитатели были переселены в бернский зоопарк Dаеhlhоеlzli. Им поменяли привычное место обитания по случаю строительства специального Медвежьего парка, который должен открыться 25 октября 2009 года. На сооружение комфортабельной берлоги в естественных условиях площадью 6 тыс. квадратных метров отпущено 15 млн. швейцарских франков.
Поскольку в яме годами содержится, по существу, одна и та же семья, бернцы знают своих бурых любимцев поименно. Финн, Бьорк и Педро. Первые два — скандинавы, третий родом из Пиренеев. В течение нескольких лет в городской печати появлялись бюллетени о состоянии здоровья 18-летнего Педро. Медведя в течение нескольких лет мучили сильные боли, связанные с развивающимся артрозом. Два последних года он подвергался интенсивной терапии. Лекарственные дозы возрастали, но состояние Педро не улучшалось. Потом, как сказано в последнем бюллетене, «ветеринары приняли последнее трудное решение: ранним утром 30 апреля 2009 года он был окончательно усыплен под сильной дозой наркоза».
Одной из причин неизлечимого артроза ветеринары назвали содержание медведей в каменных вольерах. До этого, в 2005 и 2008 гг. также были усыплены Тана и Делия — сестры Педро, того же испанского происхождения и с тем же диагнозом — артроз.
ШКУРА НЕУБИТОГО МЕДВЕДЯ И НОВАЯ МОХНАТАЯ ПАРОЧКА
Кому достается шкура не убитого, хотя и безнадежно усыпленного медведя, в бернской печати не сообщается.
К чему о грустном, когда намечается новая история бернских медведей?! По крайней мере, так местная печать оценила недавнее пополнение. Миша и Маша примкнули к Финну и Бьерку, составив основу официального медвежьего поголовья в столице Швейцарии. Случилось прибавление благодаря сентябрьскому приезду президента России Дмитрия Медведева. Возможно, он накануне официального визита был осведомлен о состоянии Медвежьей ямы — сегодня, напомню, яма пуста (9675).
Именно здесь и произошел торжественный акт передачи мохнатой российской парочки в дар Берну. Глава городской администрации (в швейцарской интерпретации это звучит как президент города) Александер Щеппет в ответ на подарок российского президента и его супруги отозвался «симметричным подарком» — парой медвежат, но уже в исполнении шоколадных дел мастеров, и золотым кулоном, который в благодарность Светлане Медведевой сотворили знаменитые бернские ювелиры.
На фото. Миша и Маша — http://www.bern.ch/neues-aus-ihrer-stadt/2009/russbaeren