ПРИМИРЕНИЕ МЕЖДУ ТУРЦИЕЙ И АРМЕНИЕЙ: ФАКТОР АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ

ПРИМИРЕНИЕ МЕЖДУ ТУРЦИЕЙ И АРМЕНИЕЙ: ФАКТОР АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ

Сергей МАРКЕДОНОВ — заместитель директора Института политического и военного анализа.

Общественное обсуждение армяно-турецких протоколов набирает обороны в двух странах. Однако в случае с Арменией этот процесс не ограничивается только государственными границами этой республики. За пределами Армении проживает многочисленная диаспора (спюрк), мнение которой, хотя и не детерминирует выработку внутренней и внешнеполитической стратегии армянского государства, но является важным фактором, который не может игнорировать ни один лидер этой страны…
Не пытается делать это и президент Серж Саркисян. Начиная с 1 октября 2009 года, он планирует совершить турне по странам, в которых проживают многочисленные армянские общины (США, Франция, Ливан, Россия). В ходе своей поездки глава армянского государства посетит Париж, Нью-Йорк, Бейрут, Ростов-на-Дону (целый район которого, Пролетарский является исторической Новой Нахичеванью, основанной в конце XVIII века армянскими переселенцами из Крыма). Целью его визита является, во-первых, зондирование позиций своих соплеменников по поводу нормализации отношений с Турцией, а во-вторых, их убеждение в правильности нынешней внешней политики Еревана, в-третьих, успокоение горячих голов. Третья задача не менее важна, чем две первых. Вопреки расхожим мифам любая диаспора (не только армянская, но и еврейская, греческая, турецкая) зачастую выступает по сложным этнополитическим вопросам более радикально, чем их соплеменники на территории «исторической родины». Этот радикализм объясняется многими факторами. Здесь и отрыв от реалий «своей страны», ее действительных сегодняшних интересов (а не исторического прошлого), и необходимость в условиях иноэтничного окружения всячески акцентировать свою этничность. Крайне важны и сами по себе условия жизни в другом государстве (где стереотипы прошлого, страхи и фобии, исторические переживания консервируются, поддерживаются в своеобразном «холодильнике», чего нет в «своей стране»). О своем намерении посетить крупные армянские общины президент Саркисян заявил в ходе встречи с Католикосом всех армян Гарегином Вторым. И это также не случайно, поскольку в течение многих веков в условиях отсутствия своей государственности у армян Армянская Апостольская церковь играла роль консолидирующего фактора (в сфере ее деятельности были и образование, и судебная функция, и функция хранителя традиций и этнической идентичности). В диаспоре эту консолидирующую роль трудно недооценивать.
Как показывают недавние события, в такой поездке есть необходимость. Внутри армянских общин за пределами Армении нормализация отношений с Турцией воспринимается далеко не так однозначно, как этого хотелось бы, наверное, архитекторам «примирения» в Ереване. 25 сентября 2009 года в Нью-Йорке (куда планирует заехать и Саркисян) Армянская молодежная федерация провела массовую акцию перед зданием представительства Армении в ООН. По итогам акции было принято заявление, в котором говорилось следующее: «Мы собрались здесь сегодня с требования справедливости. Мы требуем, чтобы нормализация армяно-турецких отношений была основана на равенстве. Независимость Нагорного Карабаха должна быть гарантирована, Турция должна признать Геноцид армян и вернуть Армении исторические земли. Все эти вопросы не подлежат обсуждению». Накануне этой акции 24 сентября представители различных армянских общественных организаций, действующих на территории США, посетили посольство Армении, где также выразила мнение, что признание геноцида армян должно стать важным условием начала действительной нормализации. Трудно поверить, что эти акции и заявления американских армян (многие из которых любят свою «историческую родину» издалека и нередко не представляют себе реалий сегодняшней Армении) заставят Сержа Саркисяна изменить свое отношение к урегулированию отношений с Турцией. Саркисян — президент Республики Армения, а не рассеянных по миру общин своих соплеменников. Но в то же время, резко противопоставлять себя диаспоре ни один армянский лидер не будет. Хотя бы потому, что озвученные представителями спюрка идеи могут быть использованы и во внутриполитической дискуссии (и даже политической борьбе).
Как бы то ни было, а численность армянской диаспоры превышает количество армян, проживающих на территории Республики Армения. На сегодняшний день за пределами Армении проживают порядка 6-7 млн. этнических армян (по максимальным оценкам — 10 млн. чел.). Самой крупной на сегодняшний день армянской общиной мира является армянская диаспора в России. Если по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года на территории нынешней РФ проживало 532,4 тыс. армян, то по данным Всероссийской переписи населения 2002 года в России насчитывается 1 млн. 130 тыс. армян (различные экспертные оценки дают большие цифры). В США — 1 миллион армян, во Франции — 500 тысяч, в Грузии их численность чуть больше 248 тысяч. В Иране проживает около 180 тысяч (хотя различные источники, такие как крупнейший энциклопедический Интернет-ресурс “Encyclopedia of Orient” называют цифру — 400 тысяч), в Сирии — около 190 тысяч, в Ливане — около 140 тысяч, Аргентине — 130 тысяч, на Украине — порядка 100 тысяч, в Болгарии — около 30 тысяч.
Армянская диаспора не представляет единого целого в политическом и даже конфессиональном отношении. Среди армян диаспоры действуют так называемые «исторические партии» (созданные еще в Османской и Российской империи на рубеже XIX-XX вв.) «Дашнакцутюн», «Гнчак» («Колокол»), «Рамкавар-Азатакан» (Либерально-демократическая партия), а также новые общественные объединения. Несмотря на абсолютное доминирование Армянской апостольской церкви в религиозной жизни армян спюрка, среди них есть и католики, а в последние годы значительное их количество переходит в протестантские религиозные объединения. Вместе с тем среди представителей армянской диаспоры разных политических воззрений и различной конфессиональной принадлежности имеется консенсус по таким проблемам, как геноцид армян 1915-1923 гг. и этнонациональное самоопределения армян Нагорного Карабаха. По меткому замечанию американского политолога армянского происхождения Ричарда Гирагосяна, армянская диаспора — это «диаспора одного вопроса». И этот вопрос — геноцид. Армяне диаспоры бьются за признание трагических событий на территории Оттоманской империи в национальных парламентах и правительствах разных государств (и определенные успехи на этом направлении также достигнуты). В 2000 году, например, Сенат и Национальная ассамблея Франции утвердили юридический документ, признающий геноцид, а в 2001 году тогдашний президент Франции Жак Ширак подписал специальный закон, касающийся этой проблемы.
Помимо этого армяне спюрка стремятся к достижению выгодного для Армении и НКР урегулирования карабахской проблемы, а также к сдерживанию внешнеполитической активности Турецкой республики. В качестве видимых успехов на этом пути мы можем назвать поправку 907 к Закону о поддержке свободы (1992) американского Конгресса (которая, хотя и была подвергнута ревизии, существенно сдерживала развитие американо-азербайджанских отношений), финансирование социальных проектов в Нагорном Карабахе также по линии законодательной ветви американской власти, выделение материальной помощи Армении. До «революции роз» именно эта республика была второй после Израиля по объему получения этой помощи в измерении на душу населения (по общему объему она уступала еще и Египту). Все это помогает Армении делать то, что удается немногим государствам мира — поддерживать ровные отношения с Россией, Ираном, Грузией, США, странами ЕС. С одной стороны французское законодательство предполагает уголовное наказание за отрицание геноцида армян (12 октября 2006 года за это решение проголосовали депутаты парламента Франции). Но с другой стороны, несмотря на исламский характер современного иранского государства, в соответствии с Основным законом Ирана «христиане-армяне севера и юга страны» выбирают по одному депутату в парламент. В Иране находятся несколько важных культовых учреждений Армянской апостольской церкви (кафедральный собор св. Саркиса в Тегеране, древнеармянский монастырь св. Фаддея), а также 136 армянских школ, кафедры арменоведения в университетах Тегерана и Исфахана.
Таким образом, фактор диаспоры не может быть проигнорирован официальным Ереваном. Но нынешним ереванским архитекторам примирения с Турцией необходимо убедить своих соплеменников в том, что Республике Армения (как государству) следует жить не только в историческом, но и в актуальном современном измерении. А в этом измерении очень непросто. Это — два окна в мир, которые не слишком широки из-за внешнего воздействия (ветры из Вашингтона, Москвы, Тегерана, Тбилиси). И открытие границы с Турцией вовсе не означает предательства истории, своих предков, соплеменников, а предполагает выстраивание прагматических отношений с соседом. Таких же отношений, какие есть у враждовавших веками и годами друг с другом государств Румынии и Венгрии, Венгрии и Словакии, Польши и Германии, Германии и Чехии, Франции и Германии, у Египта и Израиля, у Турции и Сирии и даже Турции и Греции. В этом ряду можно вспомнить и динамично развивающиеся российско-германские или израильско-германские отношения. А ведь во всех упомянутых выше случаях имели место и случаи геноцида, и, как минимум, этнические чистки, насилие, войны. И примирение во всех этих ситуациях начиналось не с забвения прошлого, а с актуализации будущего, выстраивания нового меню политических, экономических отношений. Всегда такие процессы происходят не гладко, а в ходе сложных и напряженных споров и дискуссий. Но вряд ли у процесса примирения между ближайшими соседями есть серьезные альтернативы. Главное — понимание того, что этот процесс имеет не абстрактное значение, а прагматическое и практическое измерение. Однако это потребует серьезной перестройки идеологического и политического инструментария армянской диаспоры. Из диаспоры «одного вопроса» ей предстоит стать диаспорой многих аспектов, сконцентрированных, в первую очередь, вокруг сегодняшних и будущих проблем.

Politcom.ru