ИГРЫ С ШАЙТАНОМ

ИГРЫ С ШАЙТАНОМ

Эфраим ГАНОР

В канун намеченных переговоров по иранской ядерной программе тегеранский режим наглядно продемонстрировал мировому сообществу вообще, и Израилю в частности, что угроз и давления он не боится.
Недвусмысленными аргументами этого вызова стали крупномасштабные маневры под названием «Великий пророк 4». В них приняли участия крупные силы армии и Корпуса стражей исламской революции (КСИР), который является отдельной и самой значительной в стране силовой структурой. Апогеем демонстрации мощи стали запуски ракет различных типов, включая и такие, которые способны поразить цели не только на территории стран Персидского залива, Израиля, но и некоторых государств Европы.
В заявлении командования КСИР по итогам маневров говорилось, что осуществлен успешный запуск ракет средней дальности с разделяющейся боевой частью, а целью учений было повышение боевых возможностей армии, "которая готова предотвратить любую попытку нападения на Иран извне".
Итак, в ходе учений вначале были запущены ракеты типа "Тондар 69", "Фатх 110" и "Зильзаль 3". Эти ракеты имеют значительную по весу боевую часть, но малую дальность (в районе 200 км). С территории Ирана они могут представлять угрозу лишь соседним государствам, однако в случае их запуска "Хизбаллой" или сирийцами, придется "познакомиться" с ними и Израилю. Если же говорить об отличиях между "Зильзалем", который уже имелся у "Хизбаллы" в 2006-м, но применен не был, и "Фатхом 110", то последний является значительно более точным. Все эти ракеты состоят на вооружении армии и КСИР уже ряд лет. На втором этапе учений запускались "Шихаб-1" и "Шихаб-2" чья дальность значительно выше, и наконец венцом "Великого пророка 4" стали испытания ракет повышенной дальности "Шихаб-3" и "Сэджил-2". Одновременно с ходом учений высокопоставленные чины КСИР, армии и лично министр обороны Ирана Ахмед Вахиди не скупились на угрозы в адрес "потенциальных агрессоров", которым был обещан бесславный конец. При этом Израилю было уделено особое внимание. Среди многочисленных цитат стоит привести высказывание именно министра обороны, который, кстати, является подозреваемым в организации терактов против израильских и еврейских объектов в Аргентине: "Если Израиль нападет, то конечным результатам станет приближение цели — конец сионистского режима". В свою очередь начальник штаба вооруженных сил Ирана Хасан Первез-Абади сказал, что израильские угрозы атаковать ядерные объекты Ирана — фикция, и при этом назвал еврейское государство колосом на глиняных ногах.
В Израиле, как и прежде, пристально следили за ходом иранских маневров. В системе безопасности подчеркивают, что по большому счету данное мероприятие носило сугубо пропагандистский характер. По словам главы Центра космических исследований в институте им. братьев Фишер, Таля Инбара, запуск ракеты "Сэджил" не является чем-то кардинально новым. Ее отличие от уже не раз испытанной ракеты "Шихаб-3" лишь в том, что она является твердотопливной. Ракета такого типа не требует дозаправки перед запуском, и соответственно, до самого последнего момента может быть тщательно замаскирована, в отличие от "Шихаб-3", требующего дозаправки жидким топливом непосредственно перед применением. Если же говорить о боевых характеристиках "Сэджила" то эксперты сходятся в предположении, что они практически соответствуют характеристикам "Шихаб-3" с дальностью полета в 2000 км.
На фоне всего этого в четверг в Женеве начинаются переговоры между пятью постоянными членами СБ ООН и Германии с одной стороны и Ираном по поводу его ядерной программы. В общих чертах абсолютное большинство лидеров шести стран готовы пойти на принятие серьезных экономических и политических санкций против Ирана, если тот проявит несговорчивость. Правда, и позиция России далеко не однозначная.
Позиции сторонников санкций резко усилились после того, как в прошедшую пятницу иранская оппозиция предала огласке существование еще одного объекта ядерной программы. Поблизости от священного для шиитов города Кум был обнаружен секретный центр по обогащению урана. Принцип его работы такой же, как и в уже широко известном Натанзе, — при помощи каскадов центрифуг. Тот факт, что производство поместили глубоко под землей, а о его существовании ничего не сообщили МАГАТЭ, как этого требуют подписанные Ираном договоренности, говорит сам за себя. Правда, американским и израильским спецслужбам о нем было известно довольно давно, но сведения не предавались гласности из оперативных соображений. Таким образом, в преддверии переговоров по позициям Тегерана был нанесен серьезный информационный удар. Произошедшее вызвало немалое удовлетворение и в Израиле, ведь тайное строительство замаскированного и хорошо защищенного объекта по обогащению урана, мало соотносится с отчетом американского разведывательного сообщества от 2007 года, согласно которому военная составляющая ядерной программы законсервирована. Существование объекта в Куме все же не является решающим доказательством
разработки Ираном ядерного оружия, однако вновь подтверждает факт сокрытия правды от МАГАТЭ. Если же речь идет о сугубо мирном проекте, то спрашивается, какая причина скрывать его наличие?
В свете оглашения готовности ужесточить санкции при неуступчивости Тегерана множатся слухи о близящейся израильской атаке иранских ядерных объектов. Газета "Сандэй экспресс" сообщила, что Саудовская Аравия согласилась на пролет израильских боевых самолетов через свою территорию. Газета пишет, что об этом сообщили главе британской разведки Джону Скарлетту во время его встречи с саудовцами и возглавляющим "Мосад" Меиром Даганом. Кстати, в последнее время в иранских СМИ ведется активная антисаудовская кампания, обвиняющая эту страну в сговоре с сионистами. В Израиле отказались комментировать подобные сообщения.
Переговоры с Ираном пройдут в женевской гостинице "Интерконтиненталь". Американцы, задающие в них тон, предъявят Тегерану три основных требования:
Иран должен допустить инспекторов МАГАТЭ на все свои ядерные объекты.
Иран должен немедленно допустить инспекторов на объект, существование которого было предано гласности на днях.
Иран должен согласиться на ведение серьезных переговоров по поводу предлагаемого Западом пакета предложений. Пакет включает ряд экономических и политических стимулов в обмен на существенное изменение ядерной программы.
Однако еще до начала переговоров власти Тегерана снова продемонстрировали жесткую позицию. Возглавляющий ядерную программу вице-президент страны Али-Ахбар Салахи однозначно дал понять в среду, что ожидать от Тегерана серьезных уступок не приходится. Правда, Салахи сказал, что инспекторов допустят на объект возле Кума, а его строительство внутри горы объяснил желанием защитить предприятие от налетов с воздуха.
В связи с иранским подходом вполне прогнозируем провал предстоящих переговоров. В газете "Вашингтон пост" на этой неделе были обрисованы в общих чертах меры, которые Белый дом собирается применить в этом случае.
Иран, несмотря на то, что является страной богатой нефтью, страдает от серьезного дефицита нефтеочистительных предприятий. Соответственно бензина собственного производства там не хватает. Запрет на экспорт в страну бензина станет тяжелейшим ударом по ее экономике. Вторым основным направлением наказания американцам видится страховое. Если вынудить страховые компании отказаться от страхования сделок с Ираном, то подавляющее большинство западных фирм попросту откажутся от их заключения. Ну и, наконец, планируется введение запрета на въезд в США и страны Европы иранских торговцев и бизнесменов, даже никак не связанных с ядерной программой. Несмотря на контрабанду и возможные контрмеры через посредников и третьи страны, вышеперечисленные шаги должны привести к тяжелейшей экономической и политической изоляции Ирана и, как следствие, заставить аятолл стать более сговорчивыми.
Американцы намерены ограничить предстоящие переговоры во времени. Если в ближайшие недели выяснится, что они ни к чему не ведут, то применение жестких санкций планируется начать еще до конца 2009 года.
Важнейшим вопросом остается отношение к введению санкций со стороны Москвы и Пекина. В случае с Россией определенные симптомы для оптимизма имеются. После отмены планов размещения американских систем ПРО в Восточной Европе президент Дмитрий Медведев выступил с резкой критикой в адрес Ирана. Правда, представители более низкого ранга выражались мягче, что говорит об остающейся неопределенности. В китайской позиции пока изменений не наблюдалось.
Как бы там ни было, в самое ближайшее время рассмотрение иранской ядерной проблемы достигнет критической точки, своего рода перекрестка. Если несмотря ни на что иранские ядерные разработки продолжатся, то Израиль окажется перед сложнейшей дилеммой: нанести удар дабы предотвратить попадание бомбы в руки аятолл, или смириться с тем, что Иран станет обладателем ядерного оружия.
Особых надежд на успех диалога с Ираном в Иерусалиме не питают, но необходимо дождаться его окончания, прежде чем решиться дать ход силовому решению вопроса. Тем более что немало экспертов выражают сомнения в его конечной эффективности. Они также отмечают, что и в случае успеха у подобной атаки будут колоссальные негативные последствия. Это и ответный ракетный удар Тегерана, и возможные атаки со стороны "Хизбаллы" и, не исключено, Сирии. Кроме того, с уверенностью можно говорить о росте международной напряженности, что повлечет за собой резкий скачок цен на нефть и, как следствие, углубление экономического кризиса.
В общем, как ни посмотреть, ситуация не вызывает оптимизма, а будущее — по- прежнему туманно. Остается лишь надеяться, что дипломатия все же принесет положительный эффект...

«Новости недели» — «Континент»