ИГРА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ
Александр МАЙСТРОВОЙ
СТАНЕТ ЛИ «КОСОВСКИЙ СЦЕНАРИЙ» МОДЕЛЬЮ БЛИЖНЕВОСТОЧНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ?
Десять лет назад, в разгар операции НАТО по «спасению Косово от этнических чисток сербов», известный активист израильского поселенческого движения, житель Кирьят-Арбы Эльяким Аэцни написал статью «Мы в одной лодке». Аэцни утверждал: на Сербии США и их европейские союзники отрабатывают методику насильственного отторжения части суверенной территории независимого государства. Дело не в международном праве, не в демографии и, тем более, не в морали. «Главный мотив — арабские интересы и нефть», — утверждал Аэцни. Он был уверен, что следующим в череде умиротворений исламского мира станет Израиль. Вопрос лишь в том, когда это произойдет. Теперь мы знаем ответ.
Курс Барака Обамы, поставившего во главу угла мирное урегулирование на Ближнем Востоке, не вызывает сомнений. С точки зрения американского президента и его окружения (в значительной степени, заметим, еврейского), Израилю надлежит отказаться от прав на Иудею, Самарию и часть Иерусалима и вернуться к границам 1967 года. Такой ценой США намерены возвратить доверие арабского мира.
В эти дни в израильской внешнеполитической жизни произошли два знаковых события, внешне, казалось бы, не имеющие между собой ничего общего и, тем не менее, поразительным образом связанные друг с другом. Первое — речь президента Обамы с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН. Второе — визит министра иностранных дел Израиля Авигдора Либермана на Балканы, совпавший, по иронии судьбы, с десятилетием фактического отделения Косово от Сербии в результате военной интервенции НАТО.
Обама открыто предупредил Израиль, что традиционной американской снисходительности в отношении поселений в Иудее и Самарии пришел конец, и он намерен как можно быстрее решить ключевые проблемы конфликта: границы, беженцы и Иерусалим. Его слова опубликовали все арабские СМИ, не скрывающие своего удовлетворения новым курсом Белого дома. На фоне громких деклараций Обамы заявления министра иностранных дел Сербии Вука Джеремича остались практически незамеченными не только в международных, но даже в израильских СМИ. «Я благодарен Израилю за его позицию в отношении Косово и, в особенности, министру Либерману за его вклад в выработку столь четкого курса. Израиль не признал провозглашенной в одностороннем порядке независимости Косово, и мы высоко ценим этот подход, учитывая то давление, которому подвергался Израиль», — сказал Джеремич на встрече с Либерманом.
В ответ Либерман с присущей ему лаконичностью заметил, что Израиль находится под давлением по самым разным вопросам с 1948 года и знает, как отстаивать свои интересы.
Это, конечно, преувеличение. Израиль далеко не всегда умело отстаивал свои интересы, бесконечными уступками и «шагами доброй воли» загоняя себя в угол. Безоглядное следование в кильватере американской политики приводило к тому, что Иерусалим отказывался от своих интересов во имя иллюзорных целей. В левом лагере считали своим долгом поддержать любой шаг «просвещенного Запада», вне зависимости от того, насколько он соответствовал интересам самого Израиля, не говоря уже о его нравственных и гуманистических аспектах. Йоси Сарид, в то время министр просвещения в правительстве Эхуда Барака, потребовал выслать югославского посла из Израиля, проигнорировав бедствия Сербии и забыв об элементарной благодарности сербам, в массовом порядке спасавшим евреев в годы Второй мировой войны. Йоси Бейлин поддержал идею признания Западом независимости Косово, хотя это создало крайне опасный прецедент для Израиля.
Сегодня нам предстоит пройти особую, доселе невиданную проверку на прочность. Конечно, Запад вряд ли прибегнет к военному вторжению, как это произошло с Косово, но впервые со дня своего создания нашему государству предстоит столкнуться со столь враждебной и бесцеремонной политикой американской администрации, которую боязливая и лицемерная Европа будет провоцировать на еще более радикальные шаги. А то, что косовский сценарий стал примером для подражания в мусульманском мире в целом и в среде палестинцев в частности, не вызывает сомнений.
В присущей ему манере Запад забывает о вызовах и стратегических угрозах, если чувствует, что может извлечь из ситуации сиюминутные политические дивиденды. Арабы хорошо знают эту ахиллесову пяту меркантильных западных политиков и умело пользуются их близорукостью. Кроме того, они, в отличие от Запада, увязывают в единое целое события, происходящие в разных точках земного шара.
Косово стало триумфом ислама в его «глобальном джихаде» против потерявшего ориентиры, ценности и даже инстинкт самосохранения Запада. «Возникновение несостоятельного и ущербного псевдогосударства в Косово — блестящий успех "глобального джихада"», — писала год назад политический обозреватель «Джерузалем пост» Каролина Глик. «Создание мусульманских государств — Албании, Боснии, Косово — на побережье Адриатического моря стало главным достижением ислама с момента осады турками Вены в 1683 году», — соглашался с ней эксперт по радикальному исламу в Центре имени Бегина-Садата при Бар-Иланском университете полковник Шауль Шай.
Увы, в Израиле не поняли зловещего предупреждения. Сербы были поражены благодушием лидеров еврейского государства. «Мы думали, что поддержка США одностороннего провозглашения независимости Косово вызовет в Израиле крайне серьезную озабоченность и побудит пересмотреть свою внешнюю политику. К сожалению, вместо того чтобы извлечь урок из событий в Косово, правительство Ольмерта-Барака-Ливни начало декларировать свою приверженность миротворчеству Запада на Ближнем Востоке», — писал в 2008 году сербский эксперт по внешней политике, автор книг «Меч пророка» и «Сражаясь с джихадом» д-р Срежда Трифкович в статье с многозначительным названием «Косово — угроза израильскому выживанию».
В феврале 2008 года заместитель госсекретаря США Николас Бернс заявил, что приветствует создание государства Косово, которое на 92% или 94% состоит из мусульман. Трифкович с горьким сарказмом отмечает, что таковым это «мусульманское государство» стало после массовых этнических чисток. Что касается исключительности такого образования с точки зрения международного права, то эту исключительность видят только на Западе. «Нет сомнений, что международное признание Косово — величайшее приобретение мусульманского мира, которое вдохновит исламскую Умму на дальнейшие совместные действия», — говорилось в заявлении Организации исламской конференции. Бернс не увидел в легитимации косовского образования юридического прецедента, зато это сделали сторонники «джихада» в целом, и арабы, в частности.
«Палестинцы должны последовать примеру Косово и точно так же в одностороннем порядке провозгласить независимость, — заявил главный советник Махмуда Аббаса Ясер Абед Рабо. — Косово ничуть не лучше Палестины. Если США и ЕС признали суверенитет Косово, почему бы им не сделать этого в отношении Палестины?».
«Ящик Пандоры открылся, и Израиль будет одним из первых, кто почувствует на себе последствия этого», — писал тогда Трифкович.
Действительно, можно с полной уверенностью сказать, что Обама, не говоря уже о европейских политиках, с легкостью ухватится за «косовский сценарий», если мирный процесс зайдет в тупик, а это практически неизбежно. США, предупреждает Шауль Шай, могут увидеть в таком акте легкое и простое решение проблемы, даже если это будет угрожать жизненным интересам одной из замешанных в конфликте сторон, причем понятно какой. «Косовский прецедент представляет опасность для Израиля», — пишет он. Последствия этого могут быть куда более серьезными, чем кажется на первый взгляд, ибо такой шаг побудит арабов провозгласить независимость также в Галилее и Негеве, где они составляют большинство. И Запад поддержит их притязания. После провозглашения независимости Косово Израиль должен был сразу же, во-первых, жестко заявить, что выступает против навязанных извне односторонних решений, а во-вторых, использовать свой вес в политических, академических, военных, разведывательных и журналистских кругах США, чтобы доказать порочность и опасность «косовского сценария». Это не было сделано сразу, но, как известно, лучше поздно, чем никогда. Визит Либермана в Сербию и его подчеркнутая поддержка Белграда стали демонстрацией нового, более адекватного курса отечественного МИДа.
К этому можно добавить, что в самое ближайшее время каждый союзник будет для Израиля на вес золота, и особенно такой, как сербы, с которыми еврейский народ традиционно связан дружескими узами. Пора осознать, наконец, необходимость «игры на опережение» и перестать делать вид, что любая американская политика хороша лишь потому, что она американская. Если мы не сделаем все, чтобы пресечь соблазн легких решений, столь популярных на Западе, то рискуем обнаружить не одно, а несколько «Косово», не только у своих границ, но и в своих пределах.
«Секрет» — «Континент»