АРАЛЬСКИЙ УЗЕЛ. УБИТОЕ МОРЕ

АРАЛЬСКИЙ УЗЕЛ. УБИТОЕ МОРЕ

Михаил ВОВК

В середине сентября российские учёные Института океанологии РАН вынесли неутешительный вердикт. В ближайшие 50 лет почти высохшее Аральское море продолжит мелеть. Таким образом, Центрально-Азиатский регион столкнётся с глобальной экологической проблемой. В обозримом будущем она может привести к возникновению серии вооружённых конфликтов между государствами за право обладания пресноводными ресурсами.
Нехватка пресной воды является одной из основных проблем Средней Азии. Реки Сырдарья и Амударья, питающие (правильнее будет сказать — питавшие) воды Арала, протекают по территории пяти стран региона. При этом свои истоки они берут в двух из них: в Киргизии и Таджикистане. В последние годы Бишкек и Душанбе активно используют силу воды для получения электроэнергии, необходимой им как для внутреннего пользования, так и для экспорта за рубеж. Нынешние ГЭС не могут утолить энергетический спрос этих двух не самых богатых стран региона. Поэтому в их планах строительство серии новых плотин, для бесперебойного функционирования которых из обеих рек потребуется изъять огромное количество воды. Её нехватку уже сейчас испытывают на себе соседние страны.
С каждым годом в Казахстан, Туркменистан и Узбекистан воды поступает всё меньше. При этом экономика двух последних зависит во многом от экспорта хлопка, выращиваемого в этих странах. Для Ташкента и Ашхабада это такое же стратегическое сырьё, как для России нефть и газ. Между тем для культивации хлопка необходимы большие объёмы воды, бесплатно делиться которой соседи не особо желают.
В начале 1960-х годов советское руководство приняло решение превратить Среднюю Азию в мировой центр по производству хлопка. Были построены многочисленные оросительные сооружения и прорыты сотни тысяч километров каналов и арыков. Вода для них бралась из Сырдарьи и Амударьи. В итоге стоки ядохимикатов с полей вместе с речной водой стали поступать в Арал.
С этого времени Аральское море, расположенное в пустынях на границе Казахстана и Узбекистана, стало стремительно мелеть. В середине ХХ века оно имело 428 км в длину и 234 км в ширину. Максимальная глубина составляла 69 метров. До 1960 года Арал являлся одним из крупнейших озёр мира. Однако за последние 50 лет его площадь и объём воды сократились в несколько раз. Значительно увеличилась её засолённость, исчезла рыба.
В 1989 году море распалось на два независимых озера ― Малое (северное) и Большое (южное) Аральское море. К началу 2000-х Большое море разделилось на западную и восточную части. Летом 2009 года восточная часть полностью пересохла.
На высохшем дне образовались соляные пустыни. Они занимают тысячи квадратных километров. Резко изменились флора и фауна. Климат стал более континентальным. В общей сложности процесс опустынивания затронул 4 млн. га земель. Наиболее интенсивному воздействию подверглись ландшафты, примыкающие к дельтам Амударьи и Сырдарьи. Засолёнными оказались и тысячи гектаров пастбищ.
Море потеряло своё рыбохозяйственное значение. Береговая линия отступила в среднем на 80 км, порты Аральск и Муйнак были закрыты. В результате тысячи людей, занятых в рыбообрабатывающей промышленности, лишились заработка и остались без средств к существованию. Большинству из них невозможно найти работу. Уехать им также некуда.
В результате ветров, господствующих над высохшим дном, возникают сильные песчаные бури, которые доходят до Кзыл-Орды, Байконура и даже до Оренбурга. Поскольку отложения на дне содержат значительное количество удобрений, вдыхание загрязнённого воздуха крайне негативно сказывается на здоровье людей и животных региона. Увеличивается смертность местного населения. Из 1000 новорождённых погибают 75. Более 80% женщин страдают анемией. Рост числа заболеваний, связанных с экологическим неблагополучием Приаралья, составляет 558 случаев на 1000 человек. Среди наиболее распространённых болезней ― рак пищевода, туберкулёз, тиф и гепатит. В целом воздействию аральского кризиса подвержены сегодня две трети из 50 млн. жителей Центральной Азии.
Положение осложняет и ситуация с островом Возрождения. Бывший в 1950-е годы полигоном для испытания биологического оружия, в начале 2000-х он соединился с материком. Существуют опасения, что песчаные бури могут принести выживших возбудителей сибирской язвы, чумы, тифа, оспы в населённые районы. В 2001 году после начала операции НАТО «Несокрушимая свобода» в Афганистане возникла опасность, что бактериологическим оружием могут воспользоваться исламские боевики. В связи с этим в настоящее время территория полуострова подвергается обеззараживающей обработке, которую проводят американские специалисты.
Несмотря на неутешительные прогнозы, мировое сообщество пытается повернуть вспять процесс высыхания Арала. Существует ряд общественных и международных организаций, которые занимаются спасением исчезающего моря. Ещё в 1993 году главы государств Центральной Азии создали Международный фонд спасения Арала (МФСА). Правда, никаких заметных успехов его работа до сих пор не принесла. Исключение составляет лишь деятельность Казахстана. В 2005 году, используя кредит Всемирного банка, он построил дамбу, препятствующую оттоку воды из северного моря. В результате южная часть продолжает сокращаться. Пересыхание северной остановлено. Согласно правительственным данным, в регионе вновь заработала рыбообрабатывающая промышленность, а расстояние от моря до бывшего когда-то портовым города Аральска уменьшилось с 100 до 25 км. Следующей на очереди задачей в деле спасения Арала Астана видит строительство второй дамбы. Кредит на это уже получен.
Между тем будущее моря всё же вполне ясно. По мнению учёных, даже если прекратить работу всех ГЭС и остановить возделывание хлопковых плантаций, экосистема Арала уже никогда не восстановится. Тем более что переориентация существующей экономической системы для Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Туркменистана невозможна. Живущие в Приаралье 1,5 млн. граждан Узбекистана заняты в выращивании и обработке хлопка. Отказ от его производства, несомненно, вызовет бурю социального гнева.
Ситуация осложняется также тем, что центральноазиатские страны до сих пор не могут договориться о решении проблемы Аральского моря и использования водных ресурсов региона. Более того, отношения между этими бывшими советскими республиками настолько обострены, что они с большей вероятностью могут привести к войне, чем к миру. Например, несмотря на то что Таджикистан и Узбекистан являются членами одних и тех же региональных организаций — ШОС и ОДКБ, между ними действует жёсткий визовый режим, затруднено транспортное сообщение, а часть таджикско-узбекской границы вообще заминирована. Подобные отношения друг с другом существуют и у других стран региона.
Во времена существования СССР удавалось сохранять баланс в отношениях между богатыми нефтью и газом Казахстаном, Узбекистаном и Туркменией с одной стороны с имеющими запасы воды бедными Киргизией и Таджикистаном с другой. После распада Советского Союза существовавшая система была разрушена. Бишкек и Душанбе были вынуждены покупать нефть и газ у своих соседей, в то время как те могли совершенно бесплатно пользоваться водами трансграничных Амударьи и Сырдарьи.
Таким образом, ситуация с использованием водных ресурсов всеми странами региона крайне осложнена. Если в ближайшее время положение с обеспечением водой в низовьях Амударьи и Сырдарьи не изменится, экологическая катастрофа, вызванная пересохшим Аральским морем, сделает невозможным проживание здесь миллионов жителей Казахстана, Туркмении и Узбекистана. Однако надежда на решение проблемы дипломатическим путём не слишком велика. Противоречия между странами в последнее время только усиливаются. Менять добываемые углеводороды на воду Туркмения, Казахстан и Узбекистан пока не готовы. К тому же, как было отмечено выше, проблемы высыхания Аральского моря это всё равно не решит.
В связи с этим одной из важнейших действующих сил становится Россия, отстаивающая за собой право на влияние в регионе. Однако её роль в урегулировании конфликта противоречива, что в конечном счёте может обернуться против неё. Сотрудничать с Москвой могут отказаться все заинтересованные страны. С одной стороны, Россия участвует в строительстве ряда ГЭС в бассейне Сырдарьи и Амударьи, с другой ― Кремль сотрудничает с Туркменией и Казахстаном. При этом он одновременно пытается не вмешиваться в местные споры и находиться «над схваткой».
Между тем как в центральноазиатских странах, так и в России время от времени возникает идея возвращения к советскому проекту переброса воды сибирских рек в Среднюю Азию. В 1970-е предполагалось построить гигантский канал длиной 2500 км, шириной 200 км и глубиной 16 м от реки Оби до Сырдарьи и Амударьи. Впрочем, тогда от реализации этого проекта отказались. Экологические последствия от строительства канала определить крайне сложно, да и его стоимость по самым минимальным подсчётам составляет 40 млрд. долларов. Так что пока так никто всерьёз и не взялся за рассмотрение этого проекта.
Таким образом, сложившаяся в последние десятилетия ситуация позволяет прогнозировать, что никаких существенных изменений в лучшую сторону не произойдёт. Узел проблем, возникший в результате высыхания Аральского моря, развязан не будет.

chaskor.ru