И СКАЖИ НАРОДУ СВОЕМУ...
Эфраим ГАНОР
Находимся ли мы в преддверии конкретных шагов в направлении возобновления и дальнейшего продвижения мирных переговоров с палестинцами?
Вопрос этот актуализировался на этой неделе в свете публичных заявлений, а также многочисленных бесед и контактов между представителями сторон, частично открытых, но по большей части — конфиденциальных.
Показательным в этом контексте стал призыв премьер-министра Биньямина Нетаниягу к главе ПА Абу-Мазену, публично прозвучавший во вторник: «Обратитесь к своему народу и скажите ему, что пришло время положить конец конфликту. Скажите своему народу: пришло время, чтобы оба народа жили по соседству друг с другом в мире и безопасности. Я не требую от вас того, чего не требую от себя. Мы должны начать говорить между собой о мире как можно раньше, и я к этому готов. Однако не нужно говорить о мире только в конфиденциальной обстановке. Это должно говориться и публично... Я верю, что мир между нами и палестинцами возможен. Но для этого необходимы лидерские качества и смелость с обеих сторон». Это обращение Нетаниягу свидетельствует: премьер находится под сильным давлением как Вашингтона, так и европейских стран.
В рамках Президентской конференции под эгидой Шимона Переса, открывшейся во вторник в Иерусалиме, с видеообращением в прямом эфире выступил и Барак Обама. Он не поскупился на комплименты в адрес Шимона Переса, который, «являясь выдающимся политиком», в течение своей жизни активно участвовал в становлении государства, его построении и обороне и инициировал мирный процесс с палестинцами. Далее в своей речи Обама коснулся американо-израильских отношений: «Как американский, так и израильский народы верят, что демократия может влиять на судьбу и что равные шансы должны быть предоставлены каждому».
Ответ Шимона Переса не разочаровал Обаму: «Израиль сказал "да" инициативе американского президента, и готов немедленно возобновить переговоры, которые призваны привести к реализации плана "два государства для двух народов", к всеобщему миру в регионе и к погашению пламени ненависти между соседями. Мы говорим громкое "Да!" миру с нашими соседями и полностью отвергаем террор, пренебрегающий правами человека и главным из них — базисным правом на жизнь».
Выступил на конференции и специальный посланник «квартета» в регионе, бывший премьер Великобритании Тони Блэр. Он предпочел говорить об иранской угрозе и угрозе исламского террора: «Предоставление Ирану какого-либо ядерного потенциала будет безответственным шагом. Против военной угрозы необходим военный ответ. Повторюсь: позволить Ирану получить ядерное оружие будет совершенно безответственным шагом. Но я верю, что данную угрозу можно устранить дипломатическим путем. Экспорт экстремизма в регионе является серьезнейшей проблемой. Проблема ведь не только в оружии, но и в идеологии. Если военной угрозе нужен соответственный силовой противовес, то самый лучший способ бороться с плохой идеей, это предложить хорошую идею. В конечном итоге решением является воспитание в духе демократических ценностей, свободы и открытости».
Если перейти от заявлений на конференции непосредственно к отношениям с палестинцами и давлению, которому подвергается наш премьер, то в этом ряду стоит упомянуть также и отчет комиссии Голдстоуна. Оба фактора сводят свободу политического и дипломатического маневра Биньямина Нетаниягу к минимуму.
С другой стороны, Абу-Мазен и многие члены ФАТХа понимают, что наиболее предпочтительным для них сценарием развития событий является максимально быстрое возобновление мирного процесса. При условии, конечно, что он приведет к осязаемым результатам. Фиктивные мирные переговоры могут привести к совершенно противоположным, трагическим последствиям в виде третьей интифады. К подобным выводам склоняются и в израильских спецслужбах, и профессиональные аналитики и политологи. Приоритетный ранее тезис, будто хорошая экономическая ситуация обеспечит тишину в сфере безопасности, сейчас уже не считается столь надежным и верным. В спецслужбах сравнивают ситуацию в Иудее и Самарии с воздушным шаром, который попросту взорвется, если продолжить надувать его без меры.
Хотя палестинское руководство осознает необходимость возобновления переговоров, перед ним немало трудностей на этом направлении. Во-первых, наивно полагаясь на позицию новой вашингтонской администрации, Абу-Мазен обусловил возобновление процесса полным замораживанием строительства в еврейских поселениях. Теперь же ему очень непросто отказаться от этого неоднократно озвученного требования.
Масла в огонь подлил и пресловутый отчет комиссии Голдстоуна. Тот факт, что вначале руководство ПА решило отказаться от его обсуждения в международных институтах, был крайне резко встречен в палестинском обществе. Причем не только ХАМАСом, но и внутри ФАТХа. Посыпались публичные осуждения, отмежевания от главы ПА вплоть до обвинений в предательстве интересов народа. После чего администрации Абу-Мазена пришлось совершить политический поворот на 180 градусов.
Немалое значение имеют и обычные разногласия между ФАТХом и ХАМАСом, а также внутри правящей партии. Как всегда, когда разногласия обостряются, даже у палестинцев умеренных националистических амбиций возникает желание в соревновании с радикальными исламистами вылядеть святее папы римского.
Совсем недавно мы уже стали свидетелями подобных попыток начать новую интифаду, когда активисты израильского Исламского движения, подстрекаемые активистами ХАМАСа и ФАТХа, развязали беспорядки в Иерусалиме по совершенно надуманному поводу. Кстати, попытки примирения между ХАМАСом и ФАТХом как раз в эти дни очередной раз зашли в тупик.
Казалось бы, подобная ситуация должна быть выгодна Израилю, но это только на первый взгляд. В реальности все далеко не так однозначно. Во-первых, если выборы состоятся, то позиции ХАМАСа могут существенно ослабеть. Об этом свидетельствуют последние опросы. Да и агрессивное противостояние палестинцев разных мастей может перерасти в единый фронт борьбы против «оккупантов». Еще один момент малознакомый среднестатистическому израильтянину. Позиции наиболее умеренных представителей внутри ФАТХа как раз сейчас наиболее слабы. И именно к ним относится нынешний глава ПА.
Неплохо проиллюстрировал ситуацию опрос, проведенный на этой неделе Иерусалимским центром исследований палестинских СМИ. На фоне метаморфоз с отношением к отчету Голдстоуна, поддержка Абу-Мазена снизилась всего до 12.1% опрошенных палестинских жителей Иудеи и Самарии. Даже Хания, ХАМАСовский премьер в Газе, и то заручился поддержкой в 14.2%. При этом ФАТХ как партия поддерживается 34.6%, а ХАМАС — 17.9%.
Наконец, когда говорим о возможной вспышке интифады, надо помнить еще об одном факторе. За последние два относительно тихих года эффективность и оперативные возможности палестинских силовых структур существенно возросли. Они получили немало нового снаряжения и вооружения, а также прошли интенсивную подготовку под американским руководством. В случае очередной интифады, эти батальоны могут, как это уже было в прошлом, обратить оружие против Израиля. В израильской системе безопасности отдают себе в этом отчет.
Ситуация подталкивает Нетаниягу к возобновлению переговоров с палестинцами. Не исключено, что о практическом прогрессе на данном направлении мы услышим уже в ближайшие дни.
«Новости недели» — «Континент»