ХОРОШО, ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
Дмитрий КАРАСЕВ
Все будет хорошо, даже если все будет очень плохо. Что-что, а исторический оптимизм у нашего народа не отнять. Если посмотреть на историю России, краткие периоды относительного благоденствия (или скорее, спокойствия) здесь случались после того, как всем долго было плохо. Поэтому, если вернуться к началу 1990-х, тогдашние проекты реформ именовались, например «500 дней» подразумевали весьма болезненную ломку всех российских организмов, зато потом обещали всеобщую благодать (что по иронии судьбы перекликается с идеями социализма — помните лозунг «Следующее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»). В реальности же «пятьсот дней» превращались во все «пять тысяч», а следующий за этим период оказывался относительно благополучным далеко не для всех. Однако такое уж человек существо, что желает верить в лучшее, в том числе в то, что «нет другого начальства, которое бы не думало о благе народа». К тому же начальство по определению должно быть умнее и иметь более широкий кругозор, чем простой обыватель. Недаром сколько бы ни задерживался настоящий начальник, он все равно будет вовремя. Вот и нам спешить не следует. Как говорится, не спеши, а то (ногами вперед на погост) успеешь...
Вот и сегодня хотя в прогнозах дальнейшего развития событий российская власть весьма ловко жонглирует цифрами, ясности в то, что нас всех ожидает хотя бы в конце этого года это отнюдь не вносит. Тем более что в самом правительстве на сей счет полный плюрализм. Так, по словам зам главы Минэкономразвития (МЭР) Андрея Клепача, инфляция по итогам года будет менее 11%. Как считает зампред Центробанка Алексей Улюкаев, рост цен в этом году не превысит 10%. Тогда как премьер Путин заявил, что данный показатель может составить уже чуть больше 8%. Так кому верить? Тому, чей политический вес больше? Напомним, что на конец прошлого года во всей Европе двузначная инфляция наблюдалась только в РФ (12,7%) и на Украине (19,8%), что вселяет веру только в известное кредо советских политкаторжан «не верь, не бойся, не проси».
Как говаривала Алиса в стране чудес, чем дальше, тем любопытней. По данным МЭР, с начала года национальная экономика упала на 10%. А то, что в сентябре ВВП страны снизился на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (а в августе на все 10,5%) чиновники ничтоже сумняшеся именуют ростом. Независимые эксперты полагают что означенный «рост» вызван ослаблением доллара и соответствующим повышением стоимости нефти как основной статьи российского экспорта. Однако национальные предприятия начнут наращивать производство и соответственно запасы только если поверят в восстановление экономики и рост потребления, для чего власти еще нужно очень и очень потрудиться. Пока же тревожным сигналом являются признаки укрепления доллара США. Ведь при прочих неизменных показателях, если доходы от экспорта будут падать или хотя бы не увеличатся, правительству придется и дальше секвестировать бюджет и увеличивать налоговое бремя. Предприятия будут вынуждены сокращать издержки, доходы граждан сократятся, граждане снова будут отказываться от некоторых привычных товаров или переходить на их более дешевые заменители, потребление сократится, что приведет к дальнейшему падению производства. Вот такой вот порочный замкнутый круг! Другая причина падения спроса — сокращение потребительского (и коммерческого) кредитования. Да и как оно может не сокращаться, если за время кризиса на Западе учетные ставки снизились до 1% и ниже, а у нас — «аж» до 10%. Как такие ставки могут стимулировать развитие банковской системы и экономики? В качестве наглядного примера эффективности такой экономической политики можно привести официальные данные Росстата — по уровню инфляции за 9 месяцев этого года Россия занимает в Европе второе место после Украины (8,1% и 9,1%) по сравнению со среднеевропейским показателем (0,8%)!
Если добавить сюда еще ожидаемый (и запланированный) в 2010 году рост налогов, тарифов и акцизов, не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать, что ничего хорошего для экономики вообще и каждого россиянина в частности будущий год не предвещает. Также характерно, что по итогам 2008 года Россия скатилась по темпам экономического роста с 5ой строчки в G8 (6% в год) до 20го места в G20 (1%). А также снова переходит от профицитного к дефицитному бюджету и ведет консультации о выпуске облигаций внешнего государственного займа на сумму $18 млрд. Вскоре российские налогоплательщики снова будут кормить не только своих, но и чужих дармоедов, а нас усиленно заверяют, что все нормально — это не самый высокий в мире показатель внешнего долга...
Чиновники российского правительственного «финансового блока» большие оптимисты. Например, как заявил уже упомянутый Андрей Клепач, «в данный момент мы наблюдаем тенденцию укрепления рубля, что позволяет нам снижать инфляцию и повышать доверие к банковской системе. Но укрепление рубля до 26-27 рублей за доллар США опасно для промышленности и приведет к остановке экономического роста». Опять, о каком росте идет речь? Вместе с тем в 2010 году чиновник «с большой вероятностью» ожидает рост 2% «или даже больше». Что кореллирует с «российскими» прогнозами МВФ (в 2009 — падение ВВП 7,5%, в 2010 — рост 1,5%). По мнению замглавы Минэкономразвития, в результате ослабления доллара рубль может подорожать до 23-24 рублей за доллар, если цены на нефть будут держаться на уровне выше $80/баррель и будет продолжаться приток иностранного капитала. Высокий курс рубля неизбежно снизит конкурентоспособность российских предприятий и российского экспорта. Одним из эффектов продолжения данной тенденции будет повышение конкурентоспособности китайского импорта (так как юань привязан к доллару). Таким образом, китайский производитель может просто задавить Россию в своих «дружеских» объятиях. Наверное, поэтому в последнее время ЦБР возобновил активную скупку валюты и ЗВР снова растут — с 28 августа по 16 октября они выросли на сумму около $25 млрд. Показатель объема экспорта в сентябре составил 55,2% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, а импорт за месяц вырос аж на 112,1%.
Вместе с тем, как сообщил бывший первый зампред ЦБР Сергей Алексашенко, в правительстве действует партия «сильного рубля», которая настаивает на стабилизации курса рубля на уровне 22 рубля за доллар и верит, что это единственно верный путь к модернизации и изменению структуры национальной экономики, поскольку убьет все неконкурентоспособные предприятия. Это было бы здорово (с ударением на второй слог), если бы не означало неминуемую погибель всей перерабатывающей отрасли, включая производства удобрений и половины нефтепереработки. Оно нам надо?
Достаточно того, что текущая ситуация в сфере переработки сельскохозяйственной продукции идет вразрез с некогда провозглашенными лозунгами о «продовольственной безопасности». Посланный многим регионам России богом второй год подряд хороший урожай зерновых сыграл злую шутку с её сельским хозяйством. Поскольку мировая конъюнктура цен на зерно неблагоприятна для экспорта, внутренние цены на зерно не окупают издержек сельхозпроизводителей, а государство не проводит никаких масштабных закупок для поддержания сбалансированного уровня, зерно еще прошлого года буквально гниет на складах. Как следствие, сельское хозяйство терпит убытки, денег на фураж нет, в результате чего идут под нож остатки молочного стада, а на рынке молочных продуктов национального производителя уверенно теснят конкуренты из ближайшего зарубежья (той же Белоруссии). Это ли наш сценарий развития «переработки»?
После всего вышеперечисленного довольно странно смотрятся и слушаются слова лидеров страны о «жизни после жизни», а точнее посткризисном развитии страны, включая курс на модернизацию, высокие технологии, развитие современных производств и скорое вступление в... ВТО. Правильно, приходи варяги и владейте! Вот только им в обмен на их, образно говоря, «бусы» (высоких технологий не дождетесь!) мы за копейки отдадим наши ресурсы и наш квалифицированный труд. Недаром, как признался Дмитрий Медведев, хотя итоги III квартала его обнадеживают, «впереди страну ждет непростой год. Мы сознательно пошли на дефицит бюджета, сокращения госрасходов на инвестиционные проекты. Но основные (?) социальные обязательства (государства) будут соблюдены». Тогда как крупный бизнес призвали к большему патриотизму — государство и общество вправе как минимум ожидать от него внутри страны такой же активности как и на международном рынке (имеется в виду широкоизвестная скупка зарубежных «заводов, газет, пароходов», а также спортклубов). По справедливому замечанию президента страны, деньги которые зарабатываются в нашей стране должны в значительной мере помещаться внутри неё. С другой стороны, часты консультации главы государства с РСПП, как известно, представляющей интересы монополий и сырьевиков, вселяет сомнения в то, что интересы подавляющего числа российских предпринимателей будут учтены.
Тем не менее, то, что кроме главы Роспотребнадзора Онищенко, в правительстве появились другие «правдорубы», вселяет оптимизм. Так, глава Федеральной атимонопольной службы Игорь Артемьев с очаровательной прямотой заявил, что поскольку во власти процветает коррупция, а в крупном бизнесе — цинизм, то остановить «отдельных» руководителей, сросшихся с властью и «привыкших творить с конкурентами, все что угодно, может только Уголовный кодекс». Благо, новые поправки в антимонопольное законодательство с 28 октября предусматривают для нарушителей честной конкуренции реальные сроки. И хотя Артемьев не ставит своей целью всех пересажать (вспомним отчет главы СКП, который сообщил, что такими темпами мы пересажаем всех чиновников за 5 лет), показательные судебные процессы не замедлят себя долго ждать. Тем более что по данным Артемьева, противников сильной антимонопольной политики во власти хватает: «Нет ничего более приятного, чем защищать тех, кто обладает колоссальными ресурсами и деньгами. Но наша работа... защитить подавляющее количество бизнеса от этой части его профессионального сообщества». Эх, нашему бы теляти да волка съесть! Тем не менее, Роснефти, 80% которой принадлежит государству, ФАС уже назначила рекордный оборотный штраф 5,28 млрд. рублей за злоупотребление доминирующим положением на оптовом рынке нефтепродуктов в первом полугодии 2009 года. Закончить можно цитатой из уже упоминавшейся «Алисы в стране чудес»: «Ничего не поделаешь, — возразил Кот. — Все мы здесь не в своем уме — и ты, и я». Следите за развитием сюжета!