H1N1: ФОРМУЛА БЕДЫ

H1N1: ФОРМУЛА БЕДЫ

Виктор БОРОВИКОВ

Волна всё смоет. Разразившаяся в Украине пандемия напомнила о брейгелевском «Корабле дураков» — как если бы тот угодил в нешуточную бурю. Да ещё накануне выборов капитана и рулевого, если, конечно, таковые имелись. Аналогичные картинки параллельного мира афганских предгорий, где над больными чёрной оспой склоняется не лекарь, а мулла, как ассоциативный ряд к тому, что ныне происходит в Украине. Место врача-эпидемиолога занимает священник, а вместо эффективных и доступных лекарств, украинцев пользуют просвирками и президентскими указами.
Минувшим воскресеньем в храмах Украинской православной церкви (УПЦ) молились о выздоровлении больных и чтобы отвратить распространение вируса свиного гриппа. В церквах на Волыни ежедневно в течение 10-20 минут всю неделю звонят колокола. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир разослал распоряжение во все епархии Украинской церкви о необходимости провести «молебное пение во время губительного поветрия и смертоносной заразы». Иерархи УПЦ известили: «Благодатная и спасительная сила церковного колокола описана во многих книгах. К примеру, в прошлом веке во время эпидемии тифа, там, где звонили в колокола, его не было. Впоследствии ученые выяснили физическую природу этого явления: вибрации звука церковных колоколов разрушительно действуют на болезнетворные бактерии…»
Не комментирую. Всё-таки хорошо сказал Г. Горин, хоть и по другому поводу: «Слово — оно дурную мысль гонит». Молитвослов, конечно же, во благо, однако, медицины не заменит и сам по себе от напасти не убережёт.
Недаром украинский президент обеспокоил не единые небеса. Днями В. Ющенко обратился за помощью к Европейской комиссии и НАТО, к соседним странам, лидерам Венгрии, Молдовы, Польши, Румынии, Беларуси, Словакии, а также к Соединенным Штатам Америки. Глава государства в центре Европы просит марлевые защитные маски, медикаменты, денег на нечётко обозначенные цели, тестовые системы. Собственно, само это вирусное нашествие стало провальным испытанием для страны, неспособной противопоставить пандемии ничего, кроме узнаваемых речевок а-ля Чернобыль, невнятных чиновничьих заклинаний и надутых щёк министра здравоохранения.
Из пустопорожних амбиций вышел полный пшик. В этом следовало бы признаться сразу, однако, и теперь, когда каждый день в больницах умирает по нескольку человек, украинский минздрав делает заявления о том, что-де объявленное бедствие и не бедствие вовсе, а явление обычного сезонного гриппа. Мол, тесты не подтвердили свиной грипп у всех заболевших. Лукавство скрывает неафишируемые, но очевидные факты. О том, например, что тест-системы, на которые ранее было отпущено 50 млн. гривен, оказались непригодными. Стало быть, подтвердить, либо опровергнуть наличие свиного гриппа в Украине технически по определению невозможно.
Тесты, проведенные в Лондоне, якобы не подтвердили свиной грипп у первых умерших украинцев. Затем, без ссылок на адресность лабораторных исследований, последовали официальные сообщения о подтверждении вируса Н1N1. По данным на 3 ноября, всего заболевших в Украине (из-за невозможности точного тестирования, заболевания диагностируются по признакам похожести – ОРВИ, грипп, свиной грипп — вместе) насчитывалось около 200 тыс. человек. Более 71 умерли, скорее всего, от H1N1, однако, источники на условиях анонимности утверждают, что к этим цифрам следует добавить также тех, чья смерть не определяется как результат воздействия вируса свиного гриппа. Среди умерших четыре врача, беременные, дети. Объявлен 3-недельный карантин в школах и вузах, отменён воинский призыв. Наиболее угрожающая обстановка в 9 областях. Больше всех пострадали жители Львовской, Тернопольской, Черновицкой, Ивано-Франковской областей, где число заболевших колеблется в диапазоне 18-24 тысячи.
Две-три недели назад именно из Львовщины поступили тревожные сигналы. Министр охраны здоровья тогда публично едва не высмеял предположения угрозы вируса H1N1, называя таковые допущения глупостью. Безмятежным выглядел и главный санитарный врач Украины. Мнения чиновников странным образом переменились после массовых партийных съездов, выдвигавших кандидатами в президенты В. Януковича и Ю. Тимошенко. Не потому ли, что создавшаяся к тому времени пандемичная обстановка требовала немедленного запрета массовых мероприятий, вопрос риторический. Сейчас вбрасывается информация о том, что вирус был импортирован в Украину, что-де выгодно националистам, не желающим победы пророссийского кандидата. Однако никто из первых 14 несчастных за рубеж не выезжал и с выезжавшими не контактировал. Никакой другой логики в этом тоже не прослеживается, зато подобные информвбросы подталкивают к обратным утверждениям, и так же в контексте теории заговоров. Почему не допустить, что организовали эпидемию регионщики, не очень-то рассчитывающие на победу на выборах, о чём не однажды высказывали сомнения в своём узком партийном кругу, рассуждают сами националисты. Кому-то подобные допущения покажутся в диковинку, однако, неоконченный скандал вокруг крымских педофилов демонстрировал, сколь низок нравственный порог украинской политики. Настолько же неконтролируем произвол и вседозволенность. Бывший гопник — любитель чужих кошельков и шапок, поиграть в подкидного дурака (буквально), и преуспевающий региональный вожак, мог бы санкционировать нечто этакое, можно только догадываться, не слишком рассчитывая на факты. На свершившимся мрачном фоне сейчас неудобно перечитывать предвыборные заверения кандидатов в президенты в духе «дать людям всё и сразу», чего не удавалось даже славному парню из Назарета.
Если к ощущению прибавить известные факты о запретах массовых мероприятий, предположим, что нынешний расклад чреват нежелательными усложнениями для двух основных кандидатов. Чего не скажешь о действующем президенте, реальном и очевидном аутсайдере. Не прекращающим отчаянные попытки развалить верхорадскую коалицию, и всё, чтобы лишить пани премьерку сегодняшних полномочий, которые расцениваются окружением Ющенко не иначе, как завидный трамплин на президентство. Пытаясь по-мюнхаузенски вытащить себя за волосы, интригующий президент, используя ситуацию, может объявить чрезвычайное положение. Изменить конституцию. Распустить Раду, продлевая свою каденцию, далеко на задний план отодвинуть былых соперников. Что будет совсем не просто. Но проблема решится, если взять в союзники кого-то одного. Сомнительно, чтобы Ю. Тимошенко снова согласилась составить компанию тому, кто не однажды обманывал её ожидания. За прошлые годы она приучилась обращать недостатки в достоинства. Кажется, это новообретённое свойство противники нарекли «популизмом». Вот она лично выезжает встречать самолёт из Швейцарии с жизненно важным грузом — упаковками препарата тамифлю — сегодняшней панацеи от свиного гриппа. Вся в белом, на телекамеры сообщает, что лекарство будет распределено по больницам для бесплатного использования и только по необходимости. Некоторые, лишь позже рекламируемые подробности, опускаются. Например, о том, что приобрести партию тамифлю по супер-невысокой цене договорился нынешний министр иностранных дел и президентский кум П. Порошенко. Это первое, единственное и, может быть, последнее достижение бизнесмена-кондитера на ключевом посту. Много благодарной патоки прямо на телеэкраны, и не обходится без курьёза. Выяснилось, что «сладкий» министр покупает тот же препарат в аптеке, но уже по вдесятеро возросшей цене. Обстоятельство вызывает праведный гнев Тимошенко и, не отходя от кассы, она принимает административное решение (опять-таки, на телекамеры) обозначить верхний ценовой предел, ужесточив контроль за распределением. Ну да это ещё выглядит невинно.
PR-cпекуляции нагнетают ажиотаж, формируя образ врага. Много раз повторенное в радио- и телеэфире одно из наименований свиного гриппа — «калифорнийский» — призвано указать географию т.н. «угрозы». Выполняя постановочную задачу, пророссийские приверженцы громко ругают Штаты, нагнетая агрессивный антиамериканизм. Будучи, возможно, уверенными, что этим самым укрепляют российско-украинскую дружбу.
Выслушивал разные комментарии — по преимуществу, вирусологов экспертного уровня. И академик, и член-корр., и вузовский доцент с 30-летним исследовательским стажем, часто обнаруживали сходные т.з., а в чём-то расходились. Если происхождение вируса известно давно, со времени эпидемии испанки в 1918 г., затем в 1933 г. в Лондоне определили первый геном, да и сам вирус раньше именовали немецким словом «ашвайн», то процесс мутации отслеживается не с такой точностью. Ещё в конце 70-х появились сообщения, что свиной вирус вернулся в циркуляцию, но тогда не обернулось эпидемией. К этому готовились в цивилизованном мире, всё же понимая, что H1N1 не человеческого происхождения. Трёхнедельный карантин, при котором очаги территориально не локализованы, только отодвигает волну пандемии на такой же срок. Это означает, опасность приблизится к президентским выборам.
Всё-таки небезынтересно, кто первым заговорит о необходимости пересмотреть составленный недавно реестр избирателей. Мотивируя, вероятно, тем, что в списках появились выбывшие, и многие жители пандемичных районов поспешили выехать из Украины, от беды подальше. Что покажется оправданным. Как и то, что польские и словацкие пограничники в одностороннем порядке закрыли пункты перехода через украинскую границу.
В Киеве больного с признаками заболевания свиным гриппом постигла первая смерть. За неделю с небольшим на госпитальной койке скончался молодой человек. Пройдёт некоторое время, чтобы получить результаты тестирования, и узнать истинную причину смерти. Столичные власти умалчивают о происшедшем, не упреждая — дожидаясь новой волны H1N1. Когда замалчивать станет бессмысленно.
Паника увеличивает цены на лекарства, не считаясь с премьерскими указаниями и президентским указом. В последнем на добротном российском канцелярите, изложенном по-украински, и похожем на инструкцию по установке санитарно-технического оборудования, говорится об «основных неотложных мерах по обеспечению национальной безопасности в условиях вспышки пандемического гриппа». Ни слова о конкретных денежных суммах, сказано только, что все таковые вопросы в трехдневный срок поручено решить кабинету министров, которому за указанный период предписано изыскать источники финансирования для закупки медикаментов, оборудования клиник и лабораторий.
На чёрном рынке, однако, тамифлю предлагают уже по цене в 4-5 тыс. гривен (500-600 долл.), тогда как, если верить мажорным сообщениям властей, в Швейцарии закупка состоялась по 67 гривен (8 долл.) за упаковку. Это как индикатор доверия. Будущему президенту.