ИНТРИГА ПО-ФРАНЦУЗСКИ. ЗАЧЕМ СУДИТЬ «ПОЖИЛОГО ГОСПОДИНА»?

ИНТРИГА ПО-ФРАНЦУЗСКИ. ЗАЧЕМ СУДИТЬ «ПОЖИЛОГО ГОСПОДИНА»?

5 октября во Франции вышли в свет мемуары самого любимого президента Пятой республики Жака Ширака. Всё элегантно: официально это первая часть его биографии, которая охватывает период до 1995 года, то есть до победы на президентских выборах. Будет вторая часть... когда-нибудь потом. Почему потом? Потому что неделей раньше в исправительный суд Парижа впервые в истории страны было передано дело о хищении экс-президентом государственных средств. Разумеется, в его мемуарах нет ни слова про какие бы то ни было проблемы с законом.
Жак Ширак родился в 1932 году в семье крупного банкира в Париже. Образование получил в Парижском институте политических наук, потом три года проходил военную службу в Алжире. Вернувшись во Францию, поступил в Национальную школу управления в Париже, позже работал в аппарате правительства Жоржа Помпиду, который порекомендовал ему баллотироваться в парламент. При президенте Помпиду в 1969 году Ширак получил свою первую влиятельную должность — министра сельского хозяйства. В 1974 году впервые стал премьер-министром и главой правящей сегодня партии «Объединение в поддержку республики» (UMP). Вернулся на пост премьера в 1986 году, оставаясь с 1977 по 1995 год мэром Парижа. Это не помешало ему дважды участвовать в президентских выборах — в 1981 и 1988 годах.
Однако президентом Франции Жак Ширак стал только в 1995 году. В 2002 году снова одержал победу в президентской гонке. По его инициативе президентский срок сократили с семи до пяти лет, и он оставался на посту до мая 2007 года, объявив об отказе от участия в выборах и поддержав кандидатуру экс-министра иностранных дел Николя Саркози.
Противники Ширака пытались предъявить ему обвинения ещё в бытность его хозяином Елисейского дворца в 2002 году. Но президент Франции обладает юридическим иммунитетом на весь срок исполнения обязанностей главы государства.
Однако уже тогда судья Филибо из города Нантер, который вёл следствие по его делу, предупредил, что в 2007 году он может попасть под уголовную ответственность. В 2004 году Ален Жюппе, правая рука Ширака в период его мэрства, был условно приговорён к 14 месяцам тюремного заключения и запрету занимать государственную должность в течение года. В суде вина Жюппе была доказана: именно он подписывал фиктивные документы в мэрии Парижа о создании «мёртвых душ».
И вот в ноябре 2007 года судебный следователь Симеони обвинила Ширака в присвоении государственных денег и превышении полномочий при создании фиктивных рабочих мест, которые оплачивала столичная мэрия. Обвинения были предъявлены также пяти бывшим директорам кабинета Ширака. При этом лишь один из контрактов был подписан самим Шираком, который заявлял, что не было никакого хищения, поскольку эти места, необходимые для нормального функционирования парижской мэрии, были санкционированы городским советом.
Сегодня Ширак говорит, что «следствием обнаружено 21 предполагаемое фиктивное рабочее место из 481 проверенного», что «исключает систематические злоупотребления». Конечно, маловероятно, что Ширак как градоначальник не знал, что в мэрии получали немаленькие оклады семеро высокопоставленных членов его партии, такие как, например, Жан, внук основателя Пятой республики президента Де Голля. Они получали деньги, хотя их нога ни разу не ступала в здание муниципалитета. К слову, дочь Ширака Клод с 1989 по 1993 год тоже работала в мэрии Парижа советником отца. Суммы, полученные «мёртвыми душами», составляют порядка 3,5 млн. евро.
Всё так, но суть нынешней интриги состоит в том, что Ширака можно было отдавать под суд в 2007 году, через пять минут после сложения им президентских полномочий, чего сделано не было. Просто тогда Саркози был на пике популярности, он выиграл выборы, а ещё через месяц UMP получило почти абсолютное большинство в парламенте. Поэтому социалисты не видели смысла зря тратить порох на злоупотребления человека, выдвинувшего нового президента.
А вот теперь, в конце 2009-го... Президент Саркози в провале по рейтингам из-за кризиса и авторитарного стиля правления, да и обнажёнку первой леди Карлы Бруни во всех мировых СМИ ему даже раскрепощённые французы не прощают. И недавний скандал вокруг самовыдвижения сынишки на должность главы крупнейшего бизнес-центра Парижа популярности папе не прибавил.
Экс-президент Ширак, напротив, сейчас находится на пике своей популярности. В последние три месяца, по опросам общественного мнения, проведённым Ifop — Paris Match, число французов, положительно оценивающих 12 лет его руководства страной, резко выросло и достигло 74% по сравнению с 41% Николя Саркози. Конечно, этот всплеск популярности Ширака в первую очередь объясняется разочарованием в Саркози и ностальгией по прежним временам. «Ширак всегда был симпатичным человеком, а сейчас и вовсе превратился в дедушку всех французов», — считает министр культуры Кристин Альбанель. Бывший премьер при Шираке сенатор Жан-Пьер Раффарен говорит: «Отправить под суд человека, который участвовал в жизни нашей республики почти 50 лет, по таким мотивам — я не понимаю… Французы подвели итог политической жизни Ширака: это самый популярный французский политик!»

В конце сентября 2009 года парижская прокуратура требовала закрыть дело Ширака, ибо дела до 1992 года уже не подлежат рассмотрению за давностью лет, а в событиях 1993—1998 годов следствию не удалось установить состава преступления. Но не надо забывать, что во Франции суды действительно независимы, пусть и не на 100%. Есть факты, идёт следствие, закон один для всех — и это норма жизни. Как писал Лафонтен, «selon que vous soyez puissant ou misérable, les jugements de cour vous rendront blanc ou noir» («Будь вы хоть всесильным, хоть нищим, суд вас назовёт белым или чёрным»). Поэтому следователь Симеони не удовлетворила требование прокуратуры.
Что грозит Шираку теперь, когда дело технически доведено до суда? Теоретически за злоупотребления — 10 лет заключения и штраф в 150 тыс. евро (ст. 432.15 Уголовного кодекса), а за превышение полномочий — 3 года, 375 тыс. евро штрафа (ст. 314.1 Уголовного кодекса) и автоматический запрет быть избранным на 10 лет. Обычно дело ограничивается стандартными обвинениями в злоупотреблении полномочиями. К примеру, судимость не помешала Алену Жюппе впоследствии переизбраться мэром Бордо и стать первым вице-премьером в новом правительстве Николя Саркози.
Интрига вокруг Ширака разными политическими классами во Франции воспринимается по-разному. С одной стороны, как правые, так и левые понимают, что дело всплыло слишком поздно. С другой, считают достижением демократии то, что правосудие одинаково для всех. И надеются, что дело Ширака позволит поднять вопрос о ненужности «тотального иммунитета» главы государства. Соперница Саркози на президентских выборах Сеголен Руаяль говорит: «Шираку, несомненно, многое можно вменить, если его преследует правосудие, но он много сделал для страны. Теперь это человек, заслуживший покой». А депутат Андре Валлини признаётся: «Меня раздирают два чувства — удовлетворение от того, что правосудие в нашей стране независимо, и недовольство тем, что расследуют дела 15-летней давности. Ширак теперь пожилой господин, ушедший из политической жизни, кроме того, популярный».
Так состоится ли процесс над «пожилым господином»? Невиданная популярность не помешает ему попасть на скамью подсудимых. Дело передано судье-следователю, и только он решает, прекратить ли его. Оно может тянуться долго, а если продлится до следующих президентских выборов в 2012 году, то процесс Ширака поистине можно будет назвать красивой интригой по-французски. А что? Первые заседания суда, если до него дойдёт, состоятся в 2010 году, а при рассмотрении во всех инстанциях проволокитить дело до выборов 2012 года несложно. И тут социалисты могут использовать историю «пожилого господина» сколько угодно, разыгрывая карту Ширака, чтобы замазать Саркози. Причём припомнить как фиктивных сотрудников парижской мэрии из партии UMP, так и поведение президента Саркози по отношению к экс-президенту Шираку.
Сегодня Саркози заявляет, что «не может давать никаких комментариев» о вызове в суд его предшественника из-за «принципа разделения властей». Но реагировать на ситуацию ему придётся. Конечно, при любом вердикте суда сидеть в тюрьме 76-летний Ширак не будет. Если бывшего президента приговорят, Саркози помилует его по состоянию здоровья. Потому что, если не помилует, это будет его политическое самоубийство, этого президенту однопартийцы не простят. А если помилует, то рука руку моет: ведь Саркози был мэром в Нейи тогда же, когда Ширак — в Париже. И можно задать риторический вопрос: а не было ли в Нейи таких же фиктивных сотрудников, которых просто не поймали вовремя?
Кстати, в мемуарах Ширак, тонкий стратег, о своём политическом противнике — социалисте Франсуа Миттеране написал, что восхищается его тонкостью ума и редкой способностью тактически мыслить. Теперь социалистам будет трудно на него нападать, а однопартийцы из UMP просто не могут себе этого позволить. Потому что при падающих рейтингах Саркози им вовсе не нужно пилить самый солидный сук политического баобаба Франции! Между прочим, Ширак — один из немногих иностранных политиков, знающих русский язык. В молодости он даже перевёл на французский одну из глав «Евгения Онегина». Интересно какую? «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог»?
Елена КОВАЛЕНКО, chaskor.ru