ГИЛО РАЗДОРА

ГИЛО РАЗДОРА

Эфраим ГАНОР

Всего через неделю после того как в канцелярии премьера утверждали, что встреча Биньямина Нетаниягу с Бараком Обамой была успешной и крайне полезной, мы смогли убедиться: налицо серьезнейшие различия между израильской позицией и позицией США во всем, что касается мирного процесса на палестинском направлении. Более того, разногласия настолько глубоки, что впору говорить о своего рода противостоянии.
Эскалация началась с состоявшейся на этой неделе встречи между специальным американским посланником Джорджем Митчеллом и адвокатом Ицхаком Молхо, представителем Нетаниягу в его контактах с американцами. Во время беседы Митчелл сообщил Молхо, что, согласно поступившей в Вашингтон информации, иерусалимский муниципалитет намерен утвердить строительство 900 единиц жилья в районе Гило, находящемся за «зеленой чертой». В этой связи Митчелл потребовал, чтобы Нетаниягу предпринял соответствующие меры по предотвращению выдачи разрешений на строительство. Американский сенатор добавил, что если израильский премьер не поступит подобным образом, то это существенно затруднит, а возможно, и торпедирует возобновление мирных переговоров с палестинцами. В продолжении Митчелл добавил: «Пришло время, чтобы в Израиле поняли: любое продолжение строительства на территориях, занятых в июне 1967 года, может привести к тому, что шансы вернуть палестинцев за стол переговоров окажутся равными нулю».
Подобное требование удивило как Ицхака Молхо, так и сотрудников канцелярии премьера, так как оно было выдвинуто американцами и впервые. Ведь в данном случае речь идет о рутинном утверждении строительных планов на уровне муниципалитета, точно так же, как это происходит в других районах столицы или, например, в Хайфе, Тель-Авиве, Ашдоде и т.д. Поэтому немедленная реакция Нетаниягу была следующей: «По вопросу строительства в Гило существует широкое общенациональное согласие. Оно ведется уже десятки лет, и в выдаче разрешений нет ничего нового». Не менее категоричным был и председатель кнессета Руби Ривлин: "Строительство в Иерусалиме опирается на общенациональный консенсус, и потому данный вопрос должен быть оставлен за рамками контактов по возобновлению переговоров с палестинцами". Тем не менее, несмотря на недвусмысленный протест американцев, уже во вторник иерусалимский горсовет единогласно утвердил план строительства 900 единиц жилья в Гило. Правда, претворяться в жизнь данный план может только по истечении 60 дней. За это время желающие смогут оспорить законность решения в судебном порядке. Прокомментировал американскую позицию и мэр столицы Нир Баркат: «Требование прекратить строительство только для евреев – незаконно, как в США, так и в любой другой цивилизованной стране мира». Реакция вашингтонской администрации на решение столичной мэрии была жесткой: «В то время как мы предпринимаем максимум усилий для возобновления переговоров, подобные действия по утверждению строительства резко понижают наши шансы на успех. Речь идет об одностороннем шаге, и мы требуем от обеих сторон воздерживаться от подобных действий. Наша позиция ясна: Иерусалим является предметом переговоров об окончательном урегулировании... Подобное решение вызывает чувство отчаяния. США выступают и против других израильских шагов в Иерусалиме, связанных со строительством, включая разрушение палестинских домов... Израильское правительство, фигурально выражаясь, дало пощечину американским усилиям, направленным на возобновление успешного диалога между сторонами».
Иначе говоря, можно сделать вывод, что решение о строительстве в Гило воспринято американцами как противоречащее договоренностям, достигнутым неделей ранее между Обамой и Нетаниягу. При этом члены администрации Белого дома выражают удивление и по поводу того, что Израиль, предпринимая односторонние шаги, требует, чтобы мир не признавал подобных шагов, планируемых палестинцами (одностороннее провозглашении палестинского государства). Эти же источники добавляли ранее, что во время встречи с Нетаниягу американский президент пошел ему во многом навстречу, в обмен на обещания премьера по резкому ограничению строительства.
Несмотря на омраченную атмосферу и жесткие высказывания, в канцелярии главы правительства не перестали подчеркивать, что никакого кризиса в отношениях нет, добавляя: «Американцам хорошо известно, что израильское согласие на замораживание строительства Иерусалима не касается».
Не менее жесткой, чем американская, была реакция и британского МИДа. Правда, в министерстве главы правительства предпочли англичанам не отвечать, а лишь дополнили высказывание представителя канцелярии в отношении американских заявлений: «Американцам хорошо известна позиция премьера по данному вопросу. Поэтому будет ошибкой говорить, что американские заявления свидетельствуют о кризисе в отношениях. Есть вещи, которые остаются вдали от глаз общественности».
Зато министру иностранных дел Франции на его претензии неожиданно ответила лидер оппозиции Ципи Ливни. Она заявила, что вокруг строительства в Гило — как и по отношению к иранской угрозе, – в израильском обществе и в политической системе существует полный консенсус, и мир должен с этим считаться. Что, впрочем, не помешало г-же Ливни в тот же день атаковать Нетаниягу с трибуны кнессета и обвинить его в том, что он привел к изоляции нашей страны на международной арене.
Но какой стороны ни посмотришь на происходящее, приходится констатировать, что американцы желают реального выполнения своих требований и даже тех, которые не приемлемы подавляющим большинством израильтян, тем более — Нетаниягу. Строительство в Гило, как раз и относится к подобным примерам.
Если Израиль останется на своих позициях касательно строительства на территориях и в Иерусалиме, очень трудно рассчитывать, что палестинцы пойдут на возобновление диалога. Более того, в этом случае становится гораздо более вероятным сценарий возобновления насильственных действий с их стороны, а также возможность захвата власти в Иудее и Самарии движением ХАМАС. Нельзя исключать, что в случае упорства сторон американцы попросту решат махнуть рукой на происходящее — мол, «пусть к нам обращаются, только когда будут готовы на действенные шаги».
За последнее 20 лет мы были свидетелями того, что все американские президенты высказывались примерно в одном духе о двух государствах для двух народах, дееспособном палестинском государстве, обладающем территориальной непрерывностью и т.д. и т.п. Кто-то из них упоминал и возможный территориальный обмен между Израилем и палестинцами, в рамках которого крупные поселенческие блоки останутся под израильским суверенитетом.
Все об этом говорили и даже действовали в той или иной степени в этом направлении, но, как выясняется, Обама настроен гораздо решительнее своих предшественников. Он хочет, чтобы Нетаниягу осуществил целый ряд шагов на практике. Американский президент надеялся, что его первым успехом на международной арене станет израильско-палестинское направление, и чем иллюзорнее выглядят эти надежды, тем больше гнева и разочарования в его оценке ситуации.
Нельзя забывать, что большинство окружающих Обаму советников являются серьезными специалистами по израильским и палестинским делам. Среди них, в первую очередь, выделяется сын иммигрантов из Израиля Рам Эммануэль, которого называют чуть ли не самым влиятельным в Белом доме человеком после президента. Он прекрасно знаком с израильскими реалиями и, что много важнее, знает израильские «болевые точки». Многие также говорят, что Биньямин Нетаниягу не пользуется у него большой симпатией...
В связи с этим, а также с остротой иных проблем (иранская угроза, противостояние с Сирией, «Хизбаллой» и ХАМАСом), можно сказать, что правительство Нетаниягу столкнулось с очень серьезными трудностями. Премьеру все труднее выполнять жесткие требования Обамы, а это значит, что мы все ближе к очередному столкновению с палестинцами, чем к возобновлению мирного диалога.
«Новости недели» — «Континент»