СТРАНА ПЕЧАЛЬНОГО ОБРАЗА
Юрий МАГАРШАК
ЕСТЬ ЛИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ЧТО-НИБУДЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЕ
У меня возник простой вопрос, который вроде бы никто раньше столь резко не ставил: что в нас хорошего, чего нет в других народах и странах, что могло бы привлечь к сегодняшней России жителей всех континентов или хотя бы какой-нибудь отдельно взятой страны?
Что привлекало мир в России XIX века, понятно: великая музыка, великая литература, великий балет. Без всего этого мировая цивилизация была бы беднее. Потом пришел период власти большевиков. Которые были, с точки зрения западной цивилизации, изрядными выродками, истребив миллионы сограждан. Однако при этом в Советском Союзе тоже было немало притягательного. Бесплатная медицина и бесплатное обучение в школах и университетах — это не мелочь, это очень серьезно. На знаменах (так сказать, хоругвях атеизма) Страны Советов было начертано: познание и созидание. Ученый и инженер были героями общества. Искренние или нет, но идеи социальной справедливости, распространявшиеся из Москвы на весь мир, привлекали умы и сердца настолько, что на Западе начиная с 1919 года (когда западный мир начал всерьез опасаться мировой революции) и вплоть до падения советской власти социальные льготы постоянно увеличивались. Полет спутника, а затем Гагарина в космос повлиял на резкое усиление внимания к изучению точных наук в Европе и США. Я далек от прославления большевизма. Но то, что в Советской России было много притягательного для других стран, очевидно.
Все это так. Имея такую историю, мы можем смотреть на настоящее и будущее без комплексов. И смело глядя правде в глаза, задать себе вопрос: а что же в нас как народе и в Российской Федерации как таковой есть хорошего и притягательного сегодня? Ответ на этот вопрос оказывается вовсе неочевидным.
«Это тупик. Кризис поставил нас в такие условия, когда мы должны будем принять решение по изменению структуры экономики. Иначе у нашей экономики нет будущего», — заявляет президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Он же говорит о необходимости всесторонней модернизации России на демократической основе и превращении ее в общество свободных и ответственных людей.
Есть многочисленные свидетельства, что в стране по-прежнему процветает телефонное право — в переводе на обыкновенный язык бесправие. Представители бизнеса жалуются, что в России, мягко говоря, не гарантировано право собственности. Госчиновники сами оценивают «рынок» коррупции в стране в сотни миллиардов долларов. Согласно данным Министерства здравоохранения и социального развития, продолжительность жизни за последние двадцать лет в России (единственной среди развитых стран) не выросла, а упала. В армии царят так называемые неуставные отношения. Криминал, в девяностые годы активно рвавшийся во власть, теперь попросту слился с нею.
Российская оппозиция любит повторять, что у власти в стране находится криминальный режим, а в средствах массовой информации приводятся доказательства этого утверждения — фотографии вилл членов правительства (стоимость этих хором во много раз превышает их суммарную зарплату за долгие годы).
Россия не поставляет на мировой рынок практически ни одного товара, который не добывается из-под земли, а производится с помощью интеллекта и технологий. Чтобы убедиться в этом, даже не надо приводить статистику — достаточно пройтись по магазинам Европы и США, где невозможно найти буквально ничего, сделанного в России, кроме разве матрешек. Спорить с этим бессмысленно — находясь за границей, каждый россиянин убеждается в этом.
Российские университеты (лучшие из которых десятилетиями неизменно входили в десятку ведущих в Европе) скатились на места в конце первой сотни и ниже. Это не оставляет никаких надежд на то, что Россия вернет позиции мировой интеллектуально-технологической державы.
По данным аналитической компании Economist Intelligence Unit, исследовательской группы при авторитетном британском еженедельнике The Economist, Россия занимает четвертое место в мире среди самых опасных стран для отдыха. А в определяемом той же компанией Global Peace Index (индексе миролюбия) Россия на 118-м месте из 121, то есть она является одной из самых агрессивных в мире, опасных для соседей и всего человечества стран.
«Россия сейчас находится в таком состоянии, когда она не ответственна за собственное будущее... Если мы возьмем последние пятнадцать лет, нужно признать, что она ничего миру предъявить не может... Произошли фундаментальные изменения строя, жизни, положения России в мире, и никакого отзвука на высших этажах сознания. Оптимистом в этом вопросе можно быть, только если обманывать себя...», — пишет директор Института философии, академии РАН Абдусалам Гусейнов, и с ним трудно спорить.
Пытаясь ответить себе на вопрос о привлекательных чертах сегодняшней России, я не нахожу ничего, абсолютно ни одной стороны деятельности российского государства, а также сложившихся норм бизнеса и общественной морали, которая была бы притягательна для граждан других цивилизованных стран. Или для независимо мыслящих, не зомбированных официальной телепропагандой россиян.
Это очень печально. Считать, что кризис охватил экономику и только ее, значит, быть очень наивным. Казалось, что освободившаяся от пут большевизма Россия воспрянет, станет в один ряд с самыми передовыми странами, будет примером современного развивающегося общества XXI века. Ничего подобного не произошло. Страна превратилась в воровской и бандитский притон, ничего не производя на мировой рынок. Она стала аморальной и закомплексованной.
Достойна ли такая Россия места в современной цивилизации? Ответ очевиден: если ситуация не будет решительно переломлена, такая Россия не нужна абсолютно никому — ни экономически развитым странам, ни третьему миру, ни собственным гражданам.
Да, в российской жизни за последние 18 лет после распада СССР многое изменилось. Россияне могут свободно ездить по миру. Но и жители любой европейской или североамериканской страны могут ездить, этим их не заманишь. Культурная жизнь по крайней мере двух российский столиц — Москвы и Петербурга — бьет ключом. Но и в Лондоне, и в Нью-Йорке, и в любом другом крупном столичном городе она кипит, в каждой на свой манер.
Россия будет всегда привлекательна для тех, у кого родной язык — русский. Но при таком поведении страны, каково оно нынче, их с каждым годом будет становиться все меньше. Да и притяжение такой России даже для тех, кто говорит по-русски, конкурирует с притяжением других культур. Например, на Украине и в Белоруссии — со странами Европы. Той Европы, где, как ни крути, есть цивилизация, которая (в отличие от РФ) способна производить все. И в которой при всех недостатках суды судят по закону, незыблемо право собственности, демократия существует без необходимости называть ее суверенной и все прочие атрибуты современной цивилизации.
Бывшая при большевиках бесплатной медицина стала ужасной, образование рухнуло, милицию, как показывают опросы, граждане боятся больше, чем преступников. Освободившись от ига большевизма, все хорошее Россия растеряла и расплескала.
Увы, невозможно сказать ничего привлекательного про строй, возникший в России сегодня, хотя искренне хотелось бы. Строю, существующему в России, даже названия нет. Это не монархия (ибо высшее лицо государства в монархии не выбирается). Не демократия (потому что большинство должностей, в демократиях, как правило, выборных, в РФ являются назначаемыми, а качество проведения тех выборов, что остались, стремительно ухудшается). Не аристократия (потому что при аристократии правят лучшие, а никак не криминал и силовики). Не олигархия (потому что российские богатеи постоянно оглядываются на чиновников и делятся с ними по первому приказу, чего в олигархиях не бывает), не диктатура (потому что чиновничья орда и бизнес-сообщество действуют в собственных интересах, на которые верховные руководители влияют, но очень мало и не всегда). Не деспотия (потому что свобода слова на уровне клубов и Интернета практически полная, и граждан по приказу верховной власти не пытают и не убивают — по крайней мере в массовых масштабах).
Но если ни то, ни другое, ни седьмое, то что это за химера такая сегодня построена в российской державе? «Все мерзостно, что вижу я вокруг», — сказал Шекспир о современной ему Англии. К счастью, в отношении современной нам с вами России это неверно: мерзостно многое, но не все. В России по-прежнему много добрых и порядочных людей. Но если говорить о стране в целом, нет буквально ни одного качества, которое можно было бы считать привлекательным.
Я буду искренне счастлив, если политолог или депутат, юрист или олигарх, премьер-министр или президент четко и убедительно скажет и докажет, что в сегодняшней России притягательно для цивилизованных граждан других стран и граждан России. Однако искренне сомневаюсь, что такие слова могут быть произнесены.
Еще раз повторю: Россия — страна великой культурной традиции. Я верю в мощь ее духа и в ее колоссальный потенциал. Тем более необходимо взглянуть правде в глаза. Осознать глубину бездны, в которой, освободившись от большевизма, оказалась Россия. И всем миром сделать все возможное, чтобы из этой пропасти выбраться. В противном случае страну ждут исключительно безрадостные времена.
vremya.ru