МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО
Пробный шар, запущенный правительством Салама Файяда в отношении возможности одностороннего провозглашения Палестинского государства, вызвав определенные политические потрясения в Израиле и в мире, вернулся, куда и предполагалось, обратно, в собственную лузу. Громкая пиаровская компания, призванная показать решимость нынешнего руководства автономии к действию, судя по всему, завершается без особых достижений. На что же надеялись палестинцы, затевая все это?
...Рано утром меня разбудил телефонный звонок коллеги, корреспондента одной из местных радиостанций: «Ты слышала, европейские государства уже согласились признать палестинское государство в одностороннем порядке, об этом только что появились сообщения на нескольких интернет-сайтах на русском языке. Интересно, что же в действительности происходит? Неужели нас снова подставят?»
Я включила компьютер. Действительно, некоторые сайты поспешили заявить, что уже достигнут секретный сговор за спиной Израиля. Мол, палестинцы практически заручились поддержкой Обамы и Саркози, и Израилю придется оказаться перед лицом новой реальности на Ближнем Востоке.
Пересмотрев все возможные вариации сообщений на эту тему, я решила получить информацию из первых рук и первым делом обратилась непосредственно в правительство ПА. Поначалу ответ был очень жестким. «Салам Файяд и люди из его окружения отказываются давать какие-либо комментарии по вопросу об одностороннем размежевании палестинцев с Израилем». Но ближе к середине недели на вопросы газеты «Новости недели» согласился ответить Гасан Хатиб, пресс-секретарь правительства Салама Файяда
— Гасан, зачем палестинцам потребовались лавры бывшего израильского премьер-министра Ариэля Шарона, который, отчаявшись договориться с противоположной стороной, осуществил план одностороннего разделения?
— Давайте начнем с истории. Руководство Палестинской автономии никогда не одобряло односторонних шагов. Как только Ариэль Шарон объявил об одностороннем размежевании, именно палестинская сторона и глава администрации Абу-Мазен предупредили о том, что последствия размежевания без заключения соглашения с палестинской стороной будут негативными. Так оно и получилось на практике. Поэтому мы прекрасно понимаем, что односторонние шаги — это очень плохо, и не собираемся перенимать этот подход. Мы не пойдем на односторонние шаги.
— То есть как? А зачем же вся эта шумиха в прессе?
— Хочу пояснить: мы не собирались и не собираемся провозглашать палестинское государство в одностороннем порядке. Но мы обращаемся к Совету Безопасности ООН с просьбой провести обсуждение того нетерпимого положения, в котором находятся палестинцы, и принять соответствующую резолюцию. С одной стороны, те переговоры, которые велись в течение длительного времени, не привели к каким-либо реальным результатам, с другой, палестинцы больше не готовы жить под оккупацией и требуют немедленного ее прекращения. Пусть ООН обсудит, каким образом может быть создано палестинское государство, и предпримет реальные меры к его созданию.
— Но ведь ООН вместе с «квартетом» неоднократно говорила о том, каким образом может быть создано палестинское государство. В каждом заявлении «квартета» — а они публикуются регулярно, раз в два-три месяца, — говорится, что палестинское государство должно быть создано в рамках формулы «Два государства для двух народов», в результате мирных переговоров с Израилем. Звучит совершенно ясно, разве этого недостаточно?
— Конечно, нет. Палестинский народ устал ждать. Переговоры в том варианте, в котором они шли до сих пор, могут длиться еще много лет, а реального продвижения решения палестинской проблемы нет, как и не было.
— Да ведь Израиль постоянно призывает палестинцев возобновить переговоры без всяких предварительных условий, и об этом неоднократно заявляли израильские лидеры, но палестинцы не спешат к столу переговоров.
— Мы считаем необходимым условием полное прекращение строительства в поселениях, но израильская сторона никогда не соглашалась на это. То есть на словах израильское руководство говорит о своей готовности заморозить строительство в поселениях, а на практике… Из моего окна видны подъемные краны, которые работают на строительстве новых домов для поселенцев. С таким подходом нельзя добиться продвижения в решение вопроса. Израиль, говоря о мире, продолжает укреплять поселения. Мир давно уже признал израильские поселения на оккупированных территориях незаконными, но реально ничего не меняется.
— То есть вы хотите выдвинуть свои предварительные условия перед возобновлением переговоров?
— Нет, мы не выдвигаем предварительных условий, но полное замораживание строительства в поселениях – это требование всего мирового сообщества.
— Вы разочарованы реакцией Европы? Похоже, что ПА все-таки делала ставку на Европу и даже специально организовала в Рамалле встречу с участием европейских дипломатов... В печати появлялись сообщения о том, что первая реакция на палестинские заявления у европейских дипломатов (правда, их имена не называются) якобы была положительной.
— Мы считаем, что нас неправильно поняли. Журналисты задавали вопросы насчет одностороннего провозглашения палестинского государства, но мы против односторонних деклараций, мы за двустороннее решение проблемы. Конечно, нам известна позиция Европы по этому поводу. Мы собрали европейских дипломатов, работающих в ПА, чтобы еще раз объяснить им, в чем смысл нашего обращения в ООН. Мы верим, что в ООН выработают четкую позицию, которая сдвинет дело с мертвой точки. Саиб Арикат, глава палестинской делегации на переговорах с Израилем, считает, что если вопрос будет заслушан на заседании Совбеза ООН, это даст толчок для нахождения решения. Мы узнаем, как ООН, эта крупнейшая международная организация, видит проблему нашего избавления от израильской оккупации.
— То есть опять-таки надеетесь на то, что удастся каким-то образом обойти Израиль в принятии решения?
— Израиль — член ООН, и нам понятно, что обойти его мнение не удастся.
Наш разговор закончился. В эти дни у пресс-службы Палестинской автономии много дел. Переполох устроен нешуточный. Журналисты, работающие на разных языках и для разных САМИ, трудятся над срочными заданиями: дело об одностороннем провозглашении палестинского государства подошло к концу, но все-таки еще не завершено. Поэтому я обратилась за комментариями в посольство Швеции. Как известно, сейчас эта страна — дежурный председатель ЕС, и от ее позиции зависит сегодня очень многое. На наши вопросы, проконсультировавшись с МИДом Швеции, ответила консул Анника Бен-Давид.
— Как вы объясняете появление слухов о том, что некоторые европейские страны, в частности Швеция, уже пообещали поддержку односторонней палестинской независимости?
— Ни в одном заявлении, ни в одном интервью никогда не говорилось о том, что мы можем поддержать провозглашение палестинского государства в одностороннем порядке. Дежурный председатель ЕС неоднократно подчеркивал, что мы выступаем за возобновление переговоров между ПА и Израилем, и именно за столом переговоров должно быть найдено решение, в результате которого будет создано палестинское государство.
— И все-таки палестинский план обсуждался на одной из международных встреч.
— Премьер-министр ПА Салам Файяд разработал двухлетний план реформ в автономии. Израильское правительство в курсе, оно подробно изучало этот план и одобрило его. В сентябре нынешнего года план обсуждался на заседании комитета спонсоров, созванном при ближневосточном «квартете». План этот получил международное одобрение. Но никакие дополнительные схемы, не включенные в текст плана, не обсуждались. Наша позиция остается неизменной: решение — только за столом переговоров с Израилем. Декларация о провозглашении палестинского государства в одностороннем порядке недопустима!
P.S. Итак, ботинки Шарона оказались велики Абу Мазену.
Виктория МАРТЫНОВА, «Новости недели» – «Континент»