КАРЕН ШАХНАЗАРОВ, ЧЕЛОВЕК ПУБЛИЧНЫЙ

КАРЕН ШАХНАЗАРОВ, ЧЕЛОВЕК ПУБЛИЧНЫЙ

Роберт ПАПИКЬЯН

Обо всем этом я размышлял, подходя к бело-голубому, «с иголочки», административному зданию «Мосфильма», восставшей из пепла, российской «фабрики грез», на сегодняшний день уже одной из лучших киностудий Европы. Ослепительно чистый вестибюль, выставки картин современных художников на каждом этаже, безукоризненно чистые кабинеты и…туалеты! Да, да, именно туалеты, по которым, как говорят, на Западе определяется уровень бытовой культуры.
Карен Шахназаров — человек публичный, поэтому, не будучи с ним знакомым, узнаёшь его сразу, по фотографиям в журналах, телевизионным передачам.
Первое впечатление от встречи благоприятно. Правильные, мягкие черты лица, высокий лоб, благородная седина, умный, дружелюбный взгляд. Говорит неторопливо, осмысливая каждую фразу и точно подбирая слова. Сразу же рассказывает о самом существенном — проблемах «Мосфильма»:
— Сегодня технические возможности студии позволяют за короткий срок значительно увеличить производство фильмов. Но это при условии резкого повышения финансирования.
Но кроме финансовых, много других проблем. Все чаще возникают трудности с интересными проектами. Ситуация сейчас такова, что только один фильм из 2-3 попадает в прокат. Но так обстоит дело не только у нас. У американцев из тысячи картин только около трехсот идут в прокат, а остальные на телевидение и на видео рынок. В чем причина? В дефиците, прежде всего, хороших сценариев, режиссёров, артистов.
Поэтому мы много внимания уделяем молодежи. Начинающим режиссерам студия предоставляет возможность делать бесплатные дебюты, дипломы, короткометражные фильмы. Из своего опыта знаю, как тяжело в молодости быть невостребованным, не иметь поддержки. Когда заканчивал ВГИК, и надо было снимать диплом, помню, очень долго не мог найти сценарий для первого фильма. А в те годы чтобы начать снимать, нужно было получить «добро» от специалистов ВГИКа и «Мосфильма». Но мои проекты все время отклоняли. Даже сценарий по произведению Василия Шукшина. Но потом утвердили, и я снял свой первый фильм «Шире шаг, маэстро!».
Добавим от себя: в тот момент Карену Шахназарову было всего двадцать три года! И уже дипломированный режиссер, и уже снял свой первый, совсем даже неплохой, хотя и короткометражный фильм. Казалось бы, шире шаг, вундеркинд, перед тобой открыты все пути-дороги!
Но так не получилось. Следующий «шаг» на избранном пути удалось сделать только через два года. Да и то это опять оказалась короткометражка «На скользкой дорожке», заказанная ГАИ и снятая на «Мосфильме». Подобные фильмы Государственная автоинспекция показывала проштрафившимся водителям как наказание за нарушение правил дорожного движения. Шахназаров знаменитым не стал, но потренировался в режиссуре и неплохо подзаработал. Потом было еще несколько короткометражек. А «настоящее, большое» кино пока что было только неосуществленной мечтой.
Именно поэтому молодой, в общем-то серьезный, вдумчивый человек, возомнив себя неудачником, эти годы вёл себя неадекватно – попадал в неприятные истории, иногда даже участвовал в драках, оказывался в милиции, о чем сегодня вспоминает с большим сожалением.
«Меня в молодости часто подводил армянский темперамент, — с грустной улыбкой говорит Карен Георгиевич, — именно поэтому сегодня у меня железное правило: хорошенько подумай, а потом делай».
Пять лет сомнений в отношении будущего, маленькие, раздражающие самолюбие, успехи, разочарования, и вот, наконец, первое, «большое» кино, художественный полнометражный фильм «Добряки». В нём были задействованы популярные артисты: Вера Васильева, Георгий Бурков, Лариса Пашкова, Юрий Леонидов. Уже на первой репетиции Шахназаров понял, что он стал представителем очень уважаемой, очень престижной профессии. Произошло это так. Все собрались на первую репетицию. К Шахназарову подошел кто-то из актеров, с каким-то вопросом и обратился по имени-отчеству.
«Зовите меня просто Карен», — дружелюбно сказал Карен Георгиевич. «Нет, молодой человек, — ответил актер, — мы не можем обращаться к вам просто по имени. Вы — режиссер». Именно тогда он понял, что режиссёр для любого участника съёмочной группы, это неоспоримый авторитет.
«Первый блин» получился комом. Фильм «Добряки» прошёл вторым экраном. И снова в жизни «чёрная полоса». Всё валилось из рук, новый сценарий отклонили. В то время у Шахназарова был соавтор — сценарист Александр Бородянский. Вместе решили написать сценарий о джазе. Познакомились со знаменитым джазменом Варламовым, кумиром двадцатых годов. Встретились с ним, в то время уже стариком, и услышали от него много удивительных историй о джазе, которые легли в основу фильма «Мы из джаза», снятого в 1983 году.
Карен Георгиевич считает, что с этого фильма началась его творческая биография режиссёра и сценариста. Фильм тепло приняли на кинофестивале в Монреале (Канада). А дома он имел оглушительный успех и стал культовым.
Как известно, успех окрыляет. Тем более, если в жизни пошла «белая полоса». Надо было пользоваться ситуацией. Миновало то время, когда чиновники от искусства ставили надуманные препоны. Пришло признание, а с ним и неограниченные творческие возможности. Шахназаров с Александром Бородянским написали новый сценарий. По нему был снят фильм «Зимний вечер в Гаграх».
Судьба возникновения сюжета необычна. Во время съёмки фильма «Мы из джаза» в труппу был приглашен профессиональный танцовщик Андрей Быстров, который учил чечётке артиста Александра Панкратова, исполнявшего в фильме одну из главных ролей. Быстров отлично знал своё дело, поэтому сцена, в которой Панкратов исполняет танец, одна из лучших в фильме. К тому же Быстров был необыкновенно интересным человеком. (Шахназаров сказал «был» не случайно — Андрей Быстров умер от инфаркта во время съёмок фильма). И друзья стали выдумывать историю жизни этого танцовщика. Так появился сценарий, а потом и фильм «Зимний вечер в Гаграх»: романтический и в то же время грустный.
А потом произошло событие из серии «очевидное-невероятное». Карену Георгиевичу позвонила женщина, представилась дочерью Андрея Быстрова, стала хвалить фильм, а в конце сказала, что в нем очень правдиво показана история жизни отца. Самое удивительное то, что она с отцом не общалась и не знала, что он работал консультантом в фильме «Мы из джаза».
Следующий фильм «Курьер» вышел на экран в 1986 году, снятый по повести Шахназарова. Вначале её хотел экранизировать режиссёр Андрей Эшпай, для которого Александр Бородянский написал сценарий. Но на студии имени Горького проект отклонили. А на «Мосфильме» Карену Георгиевичу разрешили сделать фильм. И он снял. Хотя партийные инстанции и не запретили (уже началась перестройка), но не приветствовали производство картины, предрекая её провал. Но прогноз не подтвердился. После выхода, картина собрала более 50 миллионов зрителей! Была награждена на Московском кинофестивале 1987 года и получила Второй приз, а Первую премию получил фильм Феллини «Интервью». Отличное «соседство»! По мнению Шахназарова это был самый престижный, за все время существования, фестиваль в Москве. На нем присутствовали кинозвезды со всего мира. В конкурсе участвовали фильмы таких знаменитых режиссёров, как Феллини, Коппола.
Незаметно сложилась традиция, что каждый новый кинофильм известного кинорежиссёра собирал полный зал на просмотрах в Доме кино, и полные залы в кинотеатрах огромной страны, и « большую прессу» кинокритиков. Такой всеобщий интерес обязывал в каждой картине выкладываться целиком. И режиссёр делал это. Один пример. Сценарий фильма «Мы из джаза» Шахназаров с Бородянским переписывали восемь раз! Очень точно охарактеризовал эту добросовестность в одном из интервью актер и режиссёр Александр Ширвиндт, заявивший, что если сказать о Шахназарове одним словом, то это слово — основательность. «А если говорить о его творчестве, все его картины пронизаны очень нужной скрупулезностью, там ничего нет случайного, ничего спонтанно-сиюсекундного»…
Основательность, скрупулезность… Эти ценные качества «не свалились с неба». Они формировались и оттачивались в стенах Всесоюзного государственного института кинематографии, в мастерской прекрасного педагога Игоря Таланкина, а потом уже «на своей» съёмочной площадке. Да, его любимый режиссёр Фредерико Феллини, но он может назвать в советском кино более десятка блестящих режиссёров мирового класса, которые работали параллельно с ним. А в российском современном кино их нет. Когда на первом месте коммерция, шедевров не жди. Возможно, через какое-то время российское кино станет настоящим кинематографом.
Уже долгие годы Карен Георгиевич Шахназаров существует в двух ипостасях: кинорежиссёра и генерального директора концерна «Мосфильм». И что удивительно – нам довелось поговорить со многими, кто его знает, ответы разные, но смысл один: человек строгий, обстоятельный, и душевный. «Любит порядок«, коротко сказала женщина, убиравшая вестибюль студии. «Настоящий хозяин. Не хуже Лужкова. Картинку сделал из «Мосфильма», — с гордостью заявил рабочий в комбинезоне, проходящий по коридору. «Обожаем Карена Георгиевича!» – прощебетали молодые работницы одного из технических отделов. «Я снималась в эпизодической роли в фильме «Зимний вечер в Гаграх», — вспоминает актриса Светлана Аманова, — На съёмочной площадке всегда была спокойная атмосфера. У Шахназарова прекрасная творческая группа, преданные операторы, помощники, костюмеры…Он не делал никакого различия между молодым актером и мэтром».
Такие отзывы многого стоят. Это искреннее обожание подчиненных помогло Карену Георгиевичу выдержать запредельные нагрузки при реанимации «Мосфильма», и находить силы для реализации новых кино-проектов. Он не видит противоречия в том, что сочетает, казалось бы, несочетаемое: должность большого чиновника, и профессию человека творческого. Он не видит в этом противоречия, так как считает, что режиссёр и директор студии делают одно дело – создают кино.
Конечно, делать кино почетно и приятно. Но его надо еще донести до зрителя. Этим занимается кинопрокат. Как с ним обстоит у нас дело?
Шахназаров считает, что наш прокат практически захватили американцы. Российские дистрибьюторы, продвигающие американское кино, выпускают в прокат в год около ста американских фильмов! У дистрибьютора мало работы и много долларов. А качество его не интересует. И престиж российского кино тоже.
Во Франции, например, на билеты «чужих» фильмов введены наценки. Они идут на развитие «своего» кинематографа. Может, и нам так сделать?
В мире кинобизнеса идет жестокая борьба за рынки сбыта. Пора оставить иллюзии, что нам кто-то уступит «место под солнцем». Мы вступили в капитализм и надо жить по его законам.
Слушаю Карена Георгиевича, наблюдаю его спокойное, загорелое лицо. «Загар заграничный? — спрашиваю. — Или горный, армянский?»
«Нет, подмосковный, дачный, — улыбается Шахназаров, — в выходные с сыновьями играли за городом в футбол. Любимое хобби. А в Армении давно не был. Хотя в прежние годы объездил её вдоль и поперек: Ереван, Севан, Эчмиадзин, Дилижан, Гарни — родные слова».
Родные слова. Родные места. По разным уголкам нашей планеты разбросала судьба армянских сынов и дочерей. Но все они помнят и чтят Мать-Армению. И сразу же вспомнился ответ Шахназарова одному корреспонденту, который поинтересовался, – не отказался ли Карен Георгиевич от армянского происхождения. «Никогда не отказывался и не откажусь от своего армянского происхождения. Более того, очень им горжусь».
За четверть века творческой деятельности режиссёр Карен Георгиевич снял не так уж много. Чуть больше десятка художественных фильмов. На Книгу рекордов Гиннеса явно не тянет. Но дело не в количестве. Почти каждая работа талантливого мастера была награждена советскими, российскими и зарубежными премиями.

Папикьян Роберт Татевосович, журналист и писатель
Об авторе. Выпускник факультета журналистики МГУ имени Ломоносова, Папикьян Роберт Татевосович, более сорока лет проработал в различных органах печати, написал множество статей, очерков, репортажей, зарисовок.
Будучи профессиональным фотохудожником, он создал более десяти фотокниг, фотоальбомов, сотни открыток и рекламных проспектов и буклетов.
Является членом Союза журналистов и Союза писателей России, а также Профессионального Союза художников.
Как писатель, написал семь книг для детей: приключенческие повести и сказки. Свои книги иллюстрирует сам.