ОТВАЖНЫЙ ВОИН ТАЙНОЙ ВОЙНЫ
Иосиф ТЕЛЬМАН, кандидат исторических наук, Нешер
ТАК НАЗВАЛ ПИТЕРА (ЦВИ) МАЛКИНА ЕГО БЛИЗКИЙ ДРУГ, ИЗВЕСТНЫЙ ИЗРАИЛЬСКИЙ ЖУРНАЛИСТ УРИ ДАН
И действительно, Малкин — один из самых выдающихся и удачливых израильских разведчиков. Малкин был одним из разработчиков и непосредственных участников многочисленных тайных операций «Моссада», в том числе поимки нацистского преступника Адольфа Эйхмана.
Питер Малкин родился в 1929 году под именем Цви Мильхмана в Польше. В 1933 году четырехлетний малыш вместе с родителями переехал в Палестину, находившуюся тогда под британским мандатом. Его старшая сестра, 23-летняя Фрума с тремя ее маленькими детьми, остались в Польше и впоследствии были убиты, как и другие родственники Малкина.
В 12 лет Цвика вступил в еврейскую подпольную организацию Хагана и вскоре стал опытным взрывником и даже специалистом по вскрытию сейфов. В1947 году Цви закончил школу. Он прошел специальный курс по работе с взрывчаткой и разминированию, и в качестве подрывника принимал участие в Войне за Независимость 1948 года.
После войны решил стать инженером и поступил учиться в Хайфский Технион. Работая в Хайфе добровольцем в службе безопасности, он обратил на себя внимание умением маскироваться и действовать решительно. Рафи Эйтан, с которым Малкин был близко знаком, помог ему определиться в жизни, рекомендовал принять его на работу в «Моссад».
— Он родился разведчиком, — сказал о Малкине Рафи тогдашнему руководителю израильских спецслужб Иссеру Харелю.
В качестве проверки при приеме на работу ему поручили разминировать дом арабского террориста и заодно вскрыть в нем сейф. Малкин обезвредил две мины-ловушки, причем одна из них находилась под пачкой бумаг во вскрытом им сейфе.
27 лет прослужил Питер Малкин в «Моссаде». Он говорил, что выполнил тысячи заданий, снабдил свое правительство важнейшей информацией. Его много раз арестовывали, но он всегда выходил сухим из воды. Цви говорил, что ни одного провала за 27 лет — это мировой рекорд. Малкин был полиглотом, знал в совершенстве шесть языков — английский, французский, немецкий, иврит, идиш и арабский.
Самым громким делом в его карьере разведчика стало задержание нацистского преступника Адольфа Эйхмана. Именно этот зверь в образе человека придумал термин «окончательное решение», что подразумевало уничтожение всех евреев на оккупированных территориях, и он прилагал все силы, чтобы реализовать эту злодейскую цель. В начале 1950-х годов Эйхман бежал в Аргентину. Он жил в пригороде Буэнос-Айреса и работал на заводе «Мерседес». 11 мая 1960 года Малкин остановил Эйхмана на улице и сказал ему на испанском языке единственную фразу, которую знал: «Минуточку, сеньор». После короткой борьбы ему с помощью двух подоспевших коллег удалось затолкать Эйхмана в машину. Вся эта операция длилась 20 секунд.
Пойманного нацистского людоеда 10 дней держали на конспиративной квартире, потом тайно вывезли в Израиль, где состоялся суд. Пока шло следствие, общаться с нацистским преступником могли только следователи и прокурор. Однако Малкину удалось несколько раз побеседовать с эсэсовским палачом. О чем он впоследствии писал в своих мемуарах. В какой-то момент он сказал Эйхману, что обвиняет его в смерти своего племянника — сына сестры.
— Он был того же возраста, что и ваш сын, и тоже светловолосый и голубоглазый, как ваш сын, и вы его убили, — сказал Малкин Эйхману.
Эсэсовец задумался и после долгой паузы изрек:
— Да, но он был еврей.
Эйхмана приговорили к смертной казни и в 1962 году повесили. И Малкин мог бы гордиться тем, что свершилось возмездие. Но ведь убитых родственников уже не вернешь...
* * *
Цвика быстро и хорошо освоил мастерство ведения разведки, он умел маскироваться, прекрасно владел боевыми искусствами. Он хорошо разбирался во взрывных устройствах. Будучи способным художником, часто использовал свой талант в оперативной работе.
Малкин добыл исчерпывающую информацию о немецких инженерах и ученых, которые работали в Египте над созданием ракетных установок. Ему удалось вскрыть секретный сейф в одном из египетских правительственных ведомств. Он сумел подобрать правильный шифр, сфотографировал нужные документы, затем положил на место и не оставил никаких следов.
Отправляя Цви в Египет, руководители израильской разведки даже сомневались, удастся ли ему оттуда вообще вернуться. Он вернулся... по истечении всего лишь одних суток с огромным количеством документов и материалов. Тогдашний директор «Моссада» Меир Амит потребовал от Малкина записать каждое действие, каждый шаг в этой операции в подробнейшем отчете. Впоследствии сотрудники израильской разведки изучали эту операцию как эталонный пример.
* * *
5 сентября 1972 года во время 20-й Олимпиады в Мюнхене палестинские террористы напали на израильских спортсменов. Они убили 11 человек. Премьер-министр Голда Меир пригласила к себе руководителей спецслужб и объявила о своем решении провести операцию возмездия, уничтожить тех, кто планировал и осуществил нападение в Мюнхене.
Малкин установил личности всех причастных к этому теракту. Были тщательно проанализированы досье террористов и их лидеров. Уничтожению подлежали только те, кто этого заслужил. Первым в списке, который составил Цви, значился Али Хасан Саляме — начальник оперативного отдела организации «Черный сентябрь», больше известный под именем Абу-Хасан и проходивший в оперативных документах «Моссада» под именем Красный принц. Именно он разрабатывал план мюнхенской операции и координировал действия ее участников. Это был опытный зверь, и охота за ним продолжалась много месяцев, но он не ушел от возмездия.
Все убийцы поплатились жизнью за преступление в Мюнхене. К уничтожению одного из них — Махмуда аль-Хамшари, представителя ООП в Париже, одного из руководителей организации «Черный сентябрь», — Малкин имел непосредственное отношение. При его участии в телефонный аппарат, которым пользовался аль-Хамшари было заложено взрывное устройство. (См. Альберт Плакс, «Оружие возмездия»). Израильская разведка всегда настигала своих врагов, где бы они ни прятались.
* * *
Как-то, еще в начале 60-х, Цви отправился в Марокко, чтобы добыть информацию о планах и намерениях президента Египта Насера, по инициативе которого там проводилась совещание руководителей арабских стран по вопросу координации военных действий против Израиля. Малкину удалось получить записи бесед Насера и даже текст его предстоящего выступления на встрече. С богатейшей информацией он благополучно унес ноги из Марокко, хотя органы безопасности практически полностью заблокировали страну.
Операции проводились одна за другой. Даже будучи начальником оперативного отдела «Моссада», Малкин принимал непосредственное участие в некоторых из них. Как сообщалось в СМИ, Цви Малкин был причастен к взрыву ядерного реактора в районе города Тулона (Франция), который французы построили для Ирака и уже успели получить за него 20 миллионов долларов.
Малкин принимал участие также в контрразведывательных операциях, проводимых спецслужбами Израиля. Он тщательно готовился к ним, каждое действие тщательно рассчитывал, и вместе с тем Цви был мастером импровизаций. Например, ШАБАК получил полное представление о деятельности резидентуры КГБ в Израиле, и в этом была большая заслуга Малкина, разработавшего систему слежения «гребень». Сотрудники ШАБАКа вели слежку за резидентом КГБ в Израиле Соколовым, гоняясь за ним по узким дорогам от ворот советского посольства в Тель-Авиве до места встречи с агентами. Малкин же разработал карту преследования, передавая объект от одного сотрудника к другому — так, чтобы тот не смог обнаружить, что кольцо сжимается.
Малкин три раза бывал в России, проведя там, в общей сложности, несколько месяцев
* * *
В 1976 году Малкин ушел на пенсию с поста главы оперативного отдела «Моссада». Он перебрался в США, там натурализовался, стал Питером, но сохранил израильское гражданство. Он часто приезжал в Израиль к жене Рони. Один из его сыновей, Омер, финансовый консультант, находился в Южной башне Всемирного торгового центра. 11 сентября 2001 года он чудом избежал гибели, выйдя в это утро для встречи с отцом, который находился в нескольких кварталах от ВТЦ.
Интересно, что после ухода в отставку Питер Малкин состоялся как успешный художник. В его американской жизни главным стало увлечение изобразительным искусством. Он довольно быстро приобрел известность не только в США и Израиле, но и во Франции, Германии, Японии и других странах. Его картины интересны вне связи со «шпионским» прошлым автора. Выставка работ Питера Малкина в одном из центральных музеев Нью-Йорка — Гуггенхайме — привлекла внимание многих знатоков и любителей живописи. В Израиле произвела фурор выставка его рисунков, сделанных во время пребывания в Аргентине. Не оставили равнодушными любителей и знатоков живописи выставки работ Питера Малкина в Париже, Лондоне, Монреале, Токио и других городах.
В Америке Питер Малкин стал еще и писателем. Он выпустил 5 книг. Одна из них — «Эйхман в моих руках», написанная в соавторстве с журналистом Гарри Стейном, стала настоящим бестселлером, она была переведена на многие языки и издана в Германии, Франции, Италии и других странах. Книга вышла в 1990 году, а в 1996 году по ней был снят телефильм «Человек, который поймал Эйхмана». В роли Эйхмана снялся Роберт Дюваль, знаменитый американский актер, дважды удостоенный премии Оскар, а в роли самого Малкина — не менее знаменитый актер Арлис Говард.
Питер Малкин был постоянным консультантом окружного прокурора Манхеттена Роберта Моргентау, с которым подружился и которому иногда помогал в расследованиях.
Питер Малкин умер 1 марта 2005 года в Нью-Йорке. Его похоронили в Тель-Авиве. На его похоронах присутствовали два директора «Моссада» — действующий Меир Даган и бывший Цви Замир, другие сотрудники израильских спецслужб, многие поклонники Малкина — художника и Малкина — писателя. Израиль отдал последние почести своему бесстрашному и легендарному разведчику.
«Секрет» — «Континент»