ЗАПРЕТЯТ ЛИ ФРАНЦУЗСКИМ МУСУЛЬМАНКАМ ЗАКРЫВАТЬ ЛИЦО?

ЗАПРЕТЯТ ЛИ ФРАНЦУЗСКИМ МУСУЛЬМАНКАМ ЗАКРЫВАТЬ ЛИЦО?

Лиза БРАЙАНТ, Париж

Вот уже три года двадцатилетняя Олория носит никаб — головной убор, закрывающий лицо. Таков, по словам молодой женщины, был ее личный выбор. Скрывая лицо, Олория чувствует себя настоящей мусульманкой. Так и на публике спокойнее, и от мужских взглядов укрыться легче. Во всяком случае, именно это Олория заявила своим родителям — выходцам из Гамбии, у которых ее религиозные предпочтения поначалу не вызвали сочувствия. Впрочем, позднее они признали право дочери поступать по-своему.
Возможно, однако, что в недалеком будущем Олории придется отказаться от публичного ношения никаба. Во Франции все больше политических деятелей, выступающих за то, чтобы этот элемент традиционной мусульманской одежды исчез с улиц французских городов.
Впрочем, никаб носят лишь немногие из французских мусульманок. И все же именно они явились поводом к одной из самых жарких политических дискуссий в современной Франции. Одним из ее инициаторов стал президент страны Николя Саркози, заявивший в июне прошлого года, что никаб (президент Саркози использовал другой термин — «бурга») несовместим с ценностями французского общества.
По мнению тех, кому никаб не по душе, он представляет собой символ женского неравноправия. Выдвигается и другой аргумент: скрывается лицо — а стало быть, возникает потенциальная угроза общественной безопасности.
Уже в новом году Жан-Франсуа Копе — лидер парламентской фракции «Союз за народное движение» — партии, к которой принадлежит президент Саркози, — представил законодателям проект закона, запрещающего публичное ношение никаба. Выступая по французскому радио, Копе подчеркнул, что речь не идет об ущемлении прав той или иной общественной группы. Упомянул он и о том, что, по словам мусульманских духовных лиц, ношение никаба не является религиозным обязательством.
Во вторник 26 января парламентская комиссия, работа которой заняла несколько месяцев, должна представить законодателям свой доклад по обсуждаемому вопросу. Председатель комиссии — коммунист Андре Жеран — уже высказался в поддержку законопроекта. С аналогичными заявлениями выступили и многие другие члены комиссии. Примечательно, что в случае принятия закона запрет будет распространяться не только никаб, но и на появление в общественных местах в какой-либо одежде, скрывающей лицо человека.
Судя по данным опросов общественного мнения, большинство жителей Франции поддерживают запрет. Однако решенным этот вопрос считать еще рано. Президенту Саркози хотелось бы, чтобы Законодательное собрание приняло решение рекомендательного характера, а не закон, обязательный для всех. Многие законодатели, в том числе и принадлежащие к оппозиционной социалистической партии, выступают против принятия как-либо шагов в данном направлении.
Немало и тех, кто задается вопросом: почему вопрос о никабе приобрел такое значение, если носят этот элемент традиционной одежды совсем немногие? Не призвана ли дискуссия о нем отвлечь внимание французов от более важных проблем — в частности, экономических? Кое-кто придерживается мнения, что Николя Саркози просто-напросто пытается заручиться поддержкой крайне правых избирателей перед региональными выборами, которые должны состояться в марте.
Как бы то ни было, несомненно одно: отчуждение пятимиллионной мусульманской общины Франции от большинства населения будет нарастать. «Французским мусульманам дают понять, что они не готовы к принятию ценностей Французской республики, но что республика достаточно сильна, чтобы заставить их это сделать», констатирует Клэр де Гайембер — специалист по исламу из парижского Национального центра Научных исследований. «Вопрос лишь в том, — продолжает она, — что большинство мусульман этот вопрос не волнует».
Нура Джабаллах, возглавляющая консервативный Европейский форум мусульманских женщин, считает, что развернувшаяся дискуссия унизительна для мусульман. Нура Джабаллах носит хиджаб, однако выступает против ношения никаба. Если же мусульманкам запретят его носить, то это может привести к противоположному результату. Те, кто не пожелает расстаться с обычаем, просто не будут появляться в общественных местах.
Обычай закрывать лицо, которого придерживаются некоторые представительницы ислама, уже не впервые вызывает острые споры во французском обществе. В 2004 году во Франции был принят закон, запрещавший школьницам-мусульманкам носить хиджаб в школе. По мнению Клэр де Гайембер, принятие этого закона привело к противоречивым результатам.
«В государственных школах этого больше нет, но стоит девочкам выйти за порог, как они вновь надевают хиджаб», — констатирует эксперт. Более того, по ее словам, с 2004 года число мусульманок, носящих хиджаб, выросло, хотя точные статистические данные на этот счет и отсутствуют.
По словам Олории, она пока не решила, как поступить в случае принятия закона. Однако, признается девушка, расстаться с никабом ей будет тяжело.
Консервативные депутаты Национального собрания хотят, по их словам, дождаться мартовских выборов, а уж потом принять новый закон. Не стоит слишком политизировать эту проблему, заявляют они. Впрочем, большинству французов давно ясно, что эта политизация уже стала реальностью.
Voanews.com