О ЖАРЕНОМ ПЕТУХЕ И ЗАДНИЦЕ
Дмитрий КАРАСЕВ
Некогда о русском мужике говорили, что он медленно запрягает, зато быстро ездит. Если говорить применительно ко всему российскому этносу и разным социальным слоям, особенно чиновничеству, практика последних двух лет показывает — медленно стали не только запрягать, но и ездить. И правда, разве на протяжении последних 5-7 лет не говорили о насущной необходимости модернизации и диверсификации национальной экономики? Говорили! Но поскольку все и так росло, и деньги в бюджет и личные карманы причастных к его перераспределению лиц текли рекой, смысла особо напрягаться ради достаточно абстрактной в плане личной наживы цели ни чиновничество, ни депутатский корпус не видели.
Зато теперь, когда вышеупомянутые денежные ручейки начали иссякать, наблюдается повсеместное шевеление и «брожение умов». Тем более что клич дан «сверху», и не поддержать его значит поставить под сомнение свою профпригодность и лишиться покровительства «сильных мира сего».
Недаром руководитель аппарата правительства Сергей Собянин недавно изрек, что курс на реформирование экономики, провозглашенный «самим» Дмитрием Медведевым, теперь не только неизменен, но и неизбежен: «Экономика даже при цене нефти $70/баррель не дает доходов, чтобы сбалансировать бюджет на ближайшие 2-3 года». Все это время бюджет будет оставаться дефицитным, а значит, без внешних заимствований государству не обойтись. Ведь социальные расходы, занимающие 40% расходов бюджета, пока что согласно заверениям высших лиц государства секвестированию не подлежат. «Нам нужна серьезная модернизация экономики, повышение доходов граждан и только при этих условиях мы можем продолжить отвечающую требованиям социальную политику и реализацию приоритетов, которые стоят перед страной», — заявил высокий чиновник. Вместе с тем, чтобы страна стала богаче, необходимо не только чтобы вырос (в денежном эквиваленте) экспорт, но и оживилась экономика, ориентированная на внутренний спрос, что рано или поздно повлечет за собой увеличение «доходов граждан». Иначе правительству придется возобновить порочную политику латания дырявого бюджетного «тришкина кафтана», перераспределяя доходы между бедными и очень бедными, тогда как (как показала практика последних двух лет) богатые себя в обиду по-любому не дадут. С другой стороны, как признают именитые экономисты, экономия бюджетных расходов обратно пропорциональна темпам развития страны. Другими навязшими на зубах «тормозами» являются плохое администрирование, бюрократизация и коррупция.
Кстати, об администрировании. Разве не символично, что после того как в российском калининградском анклаве случилась тысячная демонстрация протеста против повышения пошлин на импорт зарубежных авто и правления бывшего Министра РФ по налогам и сборам Георгия Бооса, разрешением конфликта (догадайтесь с трех раз!) пришлось заниматься администрации Президента РФ. Тогда как отец пяти дочерей и видимо гениальный управленец госп. Боос так и не смог стать «отцом» простым калининградцам. Более того, данный регион один из «передовых» в стране по уровню коррупции. По странному стечению обстоятельств, приблизительно в это же время вся смена сотрудников таможенного поста «Калининградский» задержана с поличным при получении от участников внешнеэкономической деятельности крупных взяток, размер которых не разглашается. Примечательно, что за неделю до описываемых событий была осуждена группа бывших таможенников с того же поста, арестованных в июле 2008 года за взятку на сумму более 500,000 рублей. И это государевы люди, на которых должна равняться страна!
А тут оказалось, что и с (фу-фу-фу!) инвестиционным климатом у нас не все в порядке. Как завил Дмитрий Медведев правительству, «В рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса Россия спустилась еще на две ступеньки до 120-го места из 183 возможных, оставив впереди даже Белоруссию и Казахстан... Создание комфортных условий для инвесторов — это главная задача, которую мы не решили... Каждый убитый бюрократией инвестиционный проект — это потерянные доходы и несозданные рабочие места». Также подчеркнута «избыточная активность проверяющих органов» в отношении наиболее успешных национальных предприятий. И то сказать, «активность» в отношении неуспешных предприятий ни похвал начальства ни куска хлеба с икрой и маслом проверяющим точно не принесет.
Вследствие вышеупомянутого перед кабинетом министров поставлена мегазадача «оперативно разработать и принять комплекс мер, повышающих инвестиционную активность». Предположительно данные меры будут касаться увеличения квот на привлечение высококвалифицированных зарубежных специалистов, облегчения порядка возмещения НДС, таможенного оформления грузов, оптимизации механизмом администрирования расходов на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и другого. По авторитетному мнению главы Минэконоразвития Эльвиры Набиуллиной, объем инвестиций должен быть увеличен с 20 до 30%. Вопрос, от чего и за какой период, остался незакрытым. Зато при МЭР будет создано целое отделение по борьбе... пардон, работе с жалобами инвесторов. А ответственным за улучшение инвестиционного имиджа страны назначен вице-премьер Игорь Шувалов.
Признаком того, что государство обеспокоено растущим как вал, объемом внешних корпоративных долгов, является сообщение о том, что Минфин по представлению Центробанка России разрабатывает меры усиления государственного контроля за внешними заимствованиями российских компаний. В частности, предполагается, что они раздуты благодаря выдаче российскими предприятиями поручительств в пользу своих иностранных партнеров, в результате чего иностранный долг становился российским, а российское предприятие — фактически заложником действий субъекта поручительства.
Также российский президент очень кстати вспомнил про то, что денег олигархам и монополиям из государевых закромов ссудили немеряно, а ответной «любезности» все нет. В связи с чем правительство призвали проконтролировать крупные компании, которым была оказана господдержка. «Эти компании не только сохранили активы, но и кое-что прибавили, и государство вправе рассчитывать на то, что эти компании будут заниматься инвестиционными проектами и проявят активность в сфере модернизации экономики и не просто продолжать политику по наращиванию экспорта сырьевых товаров», — справедливо негодовал Дмитрий Медведев.
Кстати, об инвестиционных проектах. Если «сырьевики» урвали свое единожды под предлогом кризиса, то естественные российские монополии ежегодно индексируют свои тарифы под предлогом ведения дорогостоящих инвестиционных программ, что впрочем, на качестве их услуг почти или совсем не сказывается. И это не может не беспокоить патриотично настроенную общественность. Как поведал глава общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов, малый и средний «несырьевой» бизнес страны остро нуждается в обуздании аппетитов естественных монополий, тяжким бременем ложащихся на издержки всей отечественной экономики. В связи с чем в недрах этой организации разработана программа модернизации тарифной политики государства, способная снизить тарифы не только для населения но и для предприятий. Справедливое негодование представителей «несырьевого» сектора России вызывают данные сравнительного анализа России и «планеты всей». Согласно этой вопиющей статистике, если за рубежом цены на газ в условиях кризиса снизились в среднем в 1,8-3,2 раза, то в России они в 2009 году выросли на 21,5%, а в текущем году запланирован рост на ещё 12,5-14%. Та же самая история с тарифами на электроэнергию. Серьезным барьером для развития бизнеса, по мнению обществеников, является плата за присоединение к электросетям. Также серьезную угрозу для экономики представляют собой зловещие планы Газпрома по уравниванию доходности поставок на внешний и на внутренний рынок. Какое же это «национальное достояние», если с нас будут за него «драть» столько же, сколько и с иностранцев? Не говоря уже о том, что этим уничтожается одно из последних национальных конкурентных преимуществ. В «Деловой России» высказывают разумное предположение, что монополии для финансирования своих инвестиционных программ (как и все прочие участники экономической деятельности) должны изыскивать собственные резервы либо привлекать внешнее финансирование, а не беззастенчиво лезть в карман к потребителю.
В мире интересного. Как одну из побед российской внешней политики нам недавно преподнесли возобновление впервые после «югоосетинской кампании» встреч в формате Совета Россия-НАТО. Ярчайшим достижением последней встречи стала договоренность о том, что российские «бизнесмены в лампасах» за деньги займутся восстановлением... бывших объектов советской военной инфраструктуры в новых странах НАТО (бывших странах Варшавского договора). При этом на встречу НАТО в Стамбуле по поводу судьбы Афганистана Россию под предлогом сугубой конфиденциальности российских военных не пригласили. Злые они! Или «мавр сделал свое дело — мавр может уйти»? С другой стороны, теперь мы знаем, чью безопасность выстраивают наши генералы! Как справедливо писала Марина Цветаева: «В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ». А еще можно перефразировать слова профессора Преображенского: «Не читайте на ночь российских газет» (и не смотрите центральных телеканалов!). Оставайтесь с нами!